Елена Лузина
Мастер-класс «Социоигровая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи: 1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
2. Обучить приемам социоигровой технологии;
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Публикация «Мастер-класс „Социоигровая технология“» размещена в разделах
Теоретическая часть
Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение социоигрового стиля обучения.
Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях.
Отсюда термин: Что же такое социо-игровая педагогика?
Социо- игровая педагогика это- педагогическое искусство, позволяющее соединить движение, вариативность и работу в малых группах.
Если на занятии одного из них в наличии не будет, то технологическая конструкция занятия может оказаться шаткой и ненадежной.
Отсутствия ДВИЖЕНИЙ – раз!
Если дети на занятии были малоподвижны, то социо - игрового стиля на таком занятии скорее всего не было.
Отсутствия смены, разнообразия, ВАРИАТИВНОСТИ – два!
Если на занятии не было хотя бы двух-трех смен в ролях, и в видах деятельности детей, то смело можно утверждать, что «режиссура занятия» была не вполне социо - игровой.
Отсутствия работы в МАЛЫХ ГРУППАХ – три!
Если по ходу занятия дошкольники не объединялись в малые групки, или эти групки между собой не вступали в общение (а только с воспитателем, то социо - игровая педагогика на таком занятии и «близко не лежала».
Если социо-игровая технология способствует: движению (на занятиях дети подвижны); смене, разнообразию,вариативности в мизансценах, ролях и видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми, то из этого следуетпредположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей
к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.
9 ПРАВИЛ СОЦИО-ИГРОВЫХ ПОДХОДОВ К ПЕДАГОГИКЕ
1. Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнер
2. Снятие судейской роли с педагога способствует снятию страха ошибки
3. Свобода и самостоятельность детей в выборе ЗУНов
4. Смена мизансцен, т. е. обстановки
5. Ориентация на индивидуальные открытия
6. То, что трудно – интересно.
7. Движение или активность.
8. Жизнь детей в малых группах
9. Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):
1. Игра для рабочего настроя.
2. Игры разминки.
3. Игры социо-игрового характера.
4. Игры творческого самоутверждения.
5. Игры вольные, требующие передвижения.
Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.
Практическая часть
Сегодня мы рассмотрим приёмы данной технологии.
Игры для рабочего настроя.
А теперь я вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры, которые предлагают авторы данной технологии. Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя. Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй
Справа друг и слева друг
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Вам приятно, когда вам говорят добрые, приятные слова? У меня в руках «Волшебная» шкатулка. Я вам предлагаю поочереди передавать шкатулку по кругу при этом говорить друг другу комплименты. Постенно наша шкатулка наполнится добрыми, ласковыми словами.
А чтобы наша работа была слаженной я вам предлагаю поиграть в игру «Поиграем в оркестре». Данная игра способствует сплочению коллектива, развивает внимание. Выберите по музыкальному инструменту. Сейчас я буду делать хлопки или топать ногой. Когда хлопну, те, кто одет в брюки играют на своих музыкалных инструментах. А когда топну играют те, кто одет в юбки или платья. Причем это тужно делать всем одновременно. (игра повторяется несколько раз, пока все играющеи не сделают одновременно).
Игры –разминки (объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха)
Мне нужна группа, из шести человек, желающие выходите. Следующий прием называется «Видимо не видимо». Я даю вам листок, на котором разбросаны буквы вам нужно найти название сказок. С детьми постарше или с родителями этот прием будет работать хорошо. Когда найдете название вслух его не произносить. Следующий прием «Оживление» вам надо показать название сказок.
Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).
В своей работе вы используете прием деления детей. Какие? Назовите? Есть такой прием, который авторы социоигровой технологии назвали «Разведчики». Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой. Вы поделились на пары и сейчас будете работать в парах, но для этого вам нужно самостоятельно приготовить рабочее место. «Самостоятельная подготовка рабочего места» Теперь каждая пара самостоятельно приготовит себе рабочее место стол и стульчики. Когда вы предоставляете организовать свое рабочее место, почему это важно? Это важно занять комфортное место. Каждая пара сейчас и должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею, что то делать данной рукой.
Игры творческого самоутверждения.
«Работа в парах» Будете изготавливать героев сказки Теремок. Подумайте, какой силуэт героя вы сможете умело нарисовать. Сейчас вам необходимо на первом листе нарисовать одного героя, но вместе, умелой рукой. А на втором не умелой, но вместе. Рисуем только силуэты. Особенность состоит в том, что вам не нужно на себя брать роль, участники ее выбирают сами.
. «Взаимодействие со сверстниками» Нужны два помощника подержать с двух сторон. Вы в своих малых группах определитесь, кто будет показывать героя, а кто озвучивать. Кто будет озвучивать героя проходит в зал. Источник света. Я буду говорить слова авторов. Слова сказки теремок. Очень легко и быстро использовать эту игру.
Рефлексия. – сейчас давайте откроем нашу «волшебную» шкатулку и все добрые слова, которые мы говорили друг другу вначале подарим каждому из нас.