Елена Экстер
Мастер-класс «Снятие нервно-психического напряжения у педагогов и школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Снятие нервно-психического напряжения у педагогов и
школьников
Мастер-класс для педагогов
Педагог-психолог : Экстер Елена Дмитриевна ГОАУ школа-интернат №5
п. г. т. Новобурейский.
Вступление. Актуальность выбранной темы.
Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находиться в ситуации крайнего эмоционального напряжения, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе школьного психолога.
Публикация «Мастер-класс „Снятие нервно-психического напряжения у педагогов и школьников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психология школьников
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Также, необходимо прилагать огромные усилия на снятие нервно-психического напряжения и у школьников, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений у подростков.
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить». Чужих детей не бывает…
Основная часть.
Цель мастер-класса : снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов и школьников.
Задачи:
• Познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической само регуляции, психологической гибкости и адаптированности;
• Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой и умения компенсировать негативные личные переживания;
• Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию и использовать методы снятия психической напряжённости.
Продолжительность: 45 минут.
Ведущий мастер-класа : педагог-психолог Экстер Е. Д.
Ход проведения
Звучит музыка. Участники заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся за столы.
1.1. Упражнение «Знакомство»
Я очень рада Вас видеть, давайте мы с Вами познакомимся. Вы называете своё имя и какое-либо качество вашего характера на одну из букв вашего имени. Я Елена – аккуратная. (участники называют себя) .
Мы с Вами познакомились, и мне хочется немного рассказать об актуальности выбранной темы нашего занятия.
1.1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы всё время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
- Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
- Или Вы чувствуете усталость?
- Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?
Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
1.2. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. (Психолог комментирует значение выбранного цвета.)
Синий цвет - спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый - тревожность, страх, огорчения.
Зелёный - уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный - агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый - активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый - тревожность и негативное состояние.
Чёрный - защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Учитель соединяет в себе интеллект учёного, талант актёра, убеждённость политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапёра, гибкость дипломата.
Труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе, но и регулярная работа над собой. Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворённых окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силах справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение. Умение владеть собой – это мечта человека с древних времён. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.
Приглашаю всех участников в комнату релаксации. Провожу знакомство с комнатой релаксации. Затем участники группы принимают расслабленную позу, закрывают глаза и слушают слова (звучит шум моря) :
Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание…. Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.
Представьте себе, что Вы находитесь на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один ….
Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…
Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.
Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.
Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.
Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.
3-2-1 откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.
Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение и хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше. (предлагаю пройти в кабинет)
Наверное,каждый из Вас попадал в стрессовые ситуации. Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди, не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.
Хочу предложить Вам несколько упражнений для развития уверенности в себе, устойчивости к стрессу:
Упражнения «Комплименты»
Поворачиваемся лицом друг к другу и говорим по очереди; «Мне кажется, что ты добрая», соседка должна ответить: «Да, я добрая, а ещё я красивая».
Обсуждение: какие чувства Вы испытывали? Что было трудным? Трудно или легко отвечать на комплименты? Что больше понравилось, делать комплименты или отвечать?
Упражнение «Волшебная рука»
Участникам предлагаю на листе бумаги обвести свою руку. На пальцах написать свои хорошие качества, а на ладони те, которые хотелось бы изменить.
Обсуждения: какие качества было легче писать? Почему?
Тест «Скрытый стресс» Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов.
Тест:
Вам предлагается 8 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.
1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за Вами.
2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.
3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают Вам советы.
4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в Ваш разговор.
5. Если кто-то без причин повышает голос.
6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.
8. Разговор с человеком, который всё знает лучше Вас.
Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.
Я подготовила Вам «Корзину Советов».
Каждый из Вас берё т по очереди карточку и зачитывает вслух предложенные советы:
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, цените свои возможности.
12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
15. Не старайтесь угодить всем – это не реально.
16. Помните, что Вы не одиноки.
17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.
- Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?
Успех в работе повышает настроение, но учителю необходимо постоянно регулировать своё настроение. Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».
Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!
Сейчас я хочу предложить Вам упражнения на мышечную релаксацию:
1. Упражнение «Лимон». Сидим спокойно, руки опущены вниз. Представим, что у нас в каждой руке по лимону, из которых нужно выдавить сок. Сначала напрягаем одну руку, выжимаем сок одного лимона. То же самое проделываем и со вторым лимоном. Затем упражнение выполняем двумя руками одновременно.
2. Упражнение «Муха», Представьте, что надоедливая муха пытается присесть Вам то на нос, то на рот, то на лоб, на щёку, необходимо без помощи рук прогнать её с лица при помощи потока воздуха изо рта (сдуть).
Заключительная часть: Давайте сделаем выводы о чём мы с Вами сегодня говорили, и будем следовать следующим правилам:
Заботьтесь о своём психическом здоровье, здоровье коллеги, учеников которых Вы учите.
Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки, нагрузки учеников.
Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.
В сложных ситуациях с детьми, старайтесь переключить их внимание.
Проще относитесь к конфликтам на работе.
Обратная связь.
- самым полезным для меня было…;
- мне понравилось…;
- я хотела бы изменить…
Благодарю всех за работу. Наша встреча подошла к концу и мне хочется поздравить Вас с наступающим Днём матери и предложить выбрать по одному высказыванию, которое может быть, если понравиться Вам, станет вашим девизом по жизни. Участники вытягивают по одному высказыванию.
• Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.
• Жизнь – это красота. Увлекайся ею.
• Жизнь – это мечта. Осуществи её.
• Жизнь – это вызов. Прими его.
• Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни её.
• Жизнь – это игра. Стань игроком.
• Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.
• Жизнь – этот приобретение. Охраняй его.
• Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.
• Жизнь – это тайна. Познай её.
•
• Жизнь – это долина слёз. Преодолей всё.
• Жизнь – это песня. Допой её до конца.
• Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в неё без страха.
• Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.
• Жизнь такая интересная – не растрать её.
• Это твоя жизнь. Завоюй её.
Литература:
1. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991
2. Вид В. Д. Хорошее настроение – это просто! СПб. ,2001
3. Грачёва Л. В. Тренинг внутренней свободы. СПб. ,2005
4. Зайцев Г. К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб. ,2000
5. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб. ,2003
6. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют…Дубна,1996
7. Селевко Г. К. Утверждай себя. Москва,2006
8. Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005
9. Федоренко Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб. ,2003