Елена Матюнина
Мастер-класс для детей и родителей «Семейный календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие социальных навыков общения у детей 5-6 лет через создание семейного календаря вместе с родителями с использованием бросового материала. Создавать предпосылки для приобретения ребенком навыков коллективной жизни, социальной ответственности за экологию среды. Развитие художественно – эстетических способностей, что соответствует парциальным образовательным программам МАДОУ ЦРР №2 «Дельфин» - "Необычное в обычном" и "Малыш и экология".
Образовательная область: «художественно-эстетическое и познавательное развитие».
Возраст воспитанников: 5-6 лет (старшая группа).
Тип занятия: комбинированное: художественно - эстетическое развитие и формирование целостной картины мира (далее ФЦКМ).
Задачи:
1. Создать условия для продуктивного, положительно окрашенного взаимодействия родителей и детей через создание семейного календаря с использованием бросового материала.
2. Развивать и укреплять семейные связи и ценности, в том числе, экологическую ответственность за среду.
3. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, друзьям и людям, природе в целом.
4. Закрепить понятие время через календарь. Подчеркнуть важность сохранения чистой планеты во времени.
Целевые ориентиры: родители и дети активно взаимодействуют между собой, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задаёт вопросы; обладает элементарными представлениями о временах года – календаре, важности использования вторичного сырья; способны к принятию собственных решений. Бережет природные ресурсы. Создадут семейный календарь с важными именно для их семьи датами.
Виды деятельности: продуктивная (художественно-эстетическая, коммуникативная (беседа, рассказ педагога, игровая (нейро –игра, познавательно – исследовательская (экология среды через вторичное использование ресурсов).
Словарь: календарь, месяц, времена года, семья, члены семьи, близкие люди, друзья, праздник, важные даты, экология, вторичное сырье, бросовый материал и др.
Материал и оборудование: заготовки шаблоны для календаря, синельная проволока, клей, ножницы, карандаши и фломастеры, загадки о семье и календаре, готовый образец конечного продукта (семейного календаря, использованные прозрачные блистеры от таблеток, двухсторонний узкий скотч с белой основой, угощения для чаепития.
Организационная структура мастер-класса
1 часть. Организационно-мотивационная (2-3 мин.)
Деятельность педагога Методы и приемы работы Деятельность детей и гостей
1. Предварительная работа заключалась в совместном с родителями и детьми сборе пустых блистеров от таблеток в рамках проекта «Экологический уголок». Часть прозрачных блистеров использована для поделок «Глазки».
Педагог приветствует детей и родителей и предлагает отгадать загадки.
Сегодня у нас с вами мастер-класс, с которого вы заберете домой ценный подарок, созданный своими руками вместе с вашими детьми, а так же с использованием бросового материала. Вы знаете, что такое бросовый материал? Но, прежде чем перейти к творчеству, давайте отгадаем, чему будет посвящен этот вечер.
1. Цифра 7 и буква «Я» Получается? (предполагаемый ответ – семья)
2. Дни идут, минуты тают,
Быстро время пролетает
Год какой сейчас идёт –
Кто ответ нам всем дает?
(календарь)
Как вы догадались, сегодня мы будем совместно создавать семейный календарь. Как вы думаете, что это за календарь и зачем он нужен? (календарь с семейными праздниками).
Воспитатель показывает образец готового календаря. Хотите узнать, что внутри нашего календаря? (предполагаемый ответ - да). Тогда, давайте вспомним, зачем люди создали календарь, и что это такое календарь? (для удобства разделения времени, времен года. Календарь – это способ посчитать дни в году). Воспитатель корректирует ответы детей.
Верно, всего в году 365 дней, а раз в четыре года их набирается 366, тогда этот год называется високосный. Но для нас, людей, есть особенные дни. Какие это дни, как вы думаете? (дни, когда мы родились, дни рождения наших родных, близких, друзей, праздники, например, Новый год). Приветственное слово. Рассказ.
Сюрпризный момент. Создание игровой ситуации.
Беседа
Рассказ с элементами беседы Дети и родители садятся на стулья за столы. Перед ними творческие наборы для создания календаря.
Дети и взрослые отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
2 часть. Поисково-практическая (20-25 мин.)
2. Давайте откроем наш календарь. Это календарь нашей группы. Тут только дни рождения детей и воспитателей нашей группы и важные для нас праздники. Этот календарь особенно удобен для большого коллектива, как наш и для понимания детей, какие важные даты в каждом месяце предстоят в его семье. Кроме того, этот календарь частично создан из вторичных материалов. Его основа – это картон от обложки альбома для рисования, его украшения – картинки, так же взяты с различных бумажных упаковок от карандашей, альбомов, картона и др.
Как вы видите, для удобства восприятия времен года, страницы календаря имеют 4 цвета. Какие времена года вы знаете? В каждом времени года 3 месяца.
1) Зима – представлена голубыми листочками. Какие три зимних месяца вы знаете?
2) Весна – зелеными. Какие три весенних месяца вы знаете?
3) Лето – розовыми. Какие три летних месяца вы знаете?
4) Осень – оранжевыми. Какие три осенних месяца вы знаете?
Давайте вместе повторим название месяца.
Давайте их рассмотрим. Здесь нет всех чисел, какие есть в месяце, здесь только те даты, которые важны именно для вас. Сколько важных дат – столько и отметок на листке месяца.
Нам нужно вспомнить самые значимые для нас даты в календаре, в каждом месяце. Если вы не вспомните их сразу, ничего страшного, вы всегда сможете дописать их позже. Даты будут записаны на кружочках, которые надо вырезать. Кроме того, этот 2025 год, считается годом Зеленой змеи. Поэтому у нас есть картинка, раскраска змеи, которую раскрасят наши дети. Глаза змеи сделаны из пустых прозрачных блистеров от таблеток, которые мы с вами собирали. Дети сейчас научат своих родителей изготавливать эти глаза. Вы так же можете менять эту картинку каждый год или сразу выбрать универсальную, так как вам хочется.
Кружочки можно заменить на звездочки, цветочки, облачка, листики и т. д. по желанию.
Когда родители и дети вспомнят все важные для них семейные даты, приклеят кружки к листам календаря, родители соберут листки календаря на основу. Украсят с детьми змейками и картинками. Тогда можно закреплять сам календарь снизу.
Физминутка.
А теперь предлагаю отдохнуть и поиграть. Дети научат родителей играть в нейроигру «Летели гуси».
Дети и родители поворачиваются в парах друг к другу лицом и протягивают на колени руку ладонью вверх левую, ладонью вниз – правую, так чтобы руки ребенка и родителя соприкасались, накрыли друг друга. А теперь начинаем вместе произносить слова и по очереди хлопать своей верхней рукой по руке партнера в ритме «слово – хлопок» по очереди. «Летели гуси. Кричали число. (От 1 до 10)». Число выбирает ребенок. Первый раз игру демонстрирует воспитатель и ребенок. Потом каждый ребенок учит и играет со своим родителем.
- Давайте рассмотрим наши календари. Как вы считаете, зачем нужен такой календарь? (позволяет не пропустить важные даты в жизни семьи и подготовиться к празднику, приготовить подарки) .
- Как вы думаете, это важно, поздравлять своих любимых людей/ питомцев с праздниками? Как вы можете выразить им свою любовь? (приготовить подарок, угощение, украсить дом, помочь в чем-то, сделать открытку, выучить песню, стих, танец, провести с ними приятно время и т. п.) Рассказ.
Инструктаж.
Беседа.
Инструктаж.
Практическая деятельность.
Смена деятельности. Физическая активность.
Нейро-упражнение/ игра.
2. Дети и взрослые рассматривают календарь
Хором повторяют названия времен года.
Дети с помощью взрослых называют месяцы по временам года.
Дети разбирают раскраски и карандаши. Взрослые заготовки для календаря.
Дети по инструкции воспитателя помогают родителям изготовить глаза для змеи (отрезаем выпуклую прозрачную часть от основного блистера, кладем внутрь шарик из пластилина и заклеиваем двухсторонним скотчем с белой основой. Лишний скотч отрезаем и подгибаем под получившийся глаз).
Дети и взрослые выполняют игровые действия в указанном педагогом порядке.
Дети взрослые рассматривают свои работы и отвечают на вопросы.
3 часть. Итоговая (5 -7 мин.)
Рефлексия. Вот и закончилась наш мастер – класс «Семейный календарь». Давайте вместе улыбнемся друг другу и вспомним, что мы узнали. А поможет нам в этом наш волшебный кубик:
1. – Зачем людям календарь?
2. Какие времена года входят в календарный год и сколько их?
3. Сколько месяцев в каждом времени года?
4. Как можно выразить любовь своим близким и природе?
5. Как мы можем сохранить нашу природу на долгие годы? Какой бросовый материал мы использовали для работы?
6. Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем мастер-классе? Что бы хотели добавить или изменить?
Все молодцы! А теперь давайте отметим наш плодотворный труд вкусным угощением. Надеюсь, вы уйдете с хорошим настроением и будете чаще проводить время со своими детьми за подобными творческими занятиями. Кубик Блума
У меня получилось…
Мне захотелось.
Я понял (а, что могу…
Меня удивило…
Было трудно…
Я узнал (а…
Беседа
Заключительное слово.
Положительные эмоции детей.
Ответы детей и взрослых.
Чаепитие.