Людмила Фанайлова
Мастер-класс с родителями «Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дыхательной гимнастики»
Воспитатель средней группы: Фанайлова. Людмила Александровна.
Мастер-класс для родителей «Использование дыхательной гимнастики»
Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции в наш организм.
Публикация «Мастер-класс с родителями „Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.
Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, в дошкольном учреждении нужно использовать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
В детском саду дыхательная гимнастика используется в течение дня, например, в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях, Дыхательную гимнастику можно выполняется как в покое, так и при ходьбе.
Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика оказывает влияния на:
- общее оздоровление организма ребенка;
- активизирует иммунитет ребенка;
- нервную систему ребенка, успокаивающий эффект. Несколько упражнений на спокойное и глубокое дыхание помогут малышу расслабится, привести в норму работу нервных клеток. Перед сном нежелательно использовать активные игры дыхательной гимнастики, оптимально подойдут упражнения «Послушай дыхание», «Волна» (когда в положении лежа на спине ребенок во время глубокого вдоха поднимает руки, лежавшие вдоль тела, вверх, а затем медленно опускает их на выдохе и произносит слово «вниз»).
А сейчас, мы вместе попробуем выполнить упражнение «Послушай дыхание». Кладем руки на живот, делаем глубокий шумный вдох носом и такой же выдох ртом. Чувствуете, как ваше дыхание выравнивается, и вы постепенно успокаиваетесь? После тяжелого рабочего дня, вы можете прийти домой, лечь на диван и подышать так несколько минут и увидите, вам станет немножко легче и спокойнее, а перед сном, так можно подышать с ребенком и спокойно ложиться спать.
- формирование грамотной и чистой речи ребенка. Для правильного произношения звуков, выразительного чтения стихов необходимо, кроме специфических упражнений, использовать и дыхательную гимнастику. Это способствует развитию умения контролировать силу выдыхаемого воздушного потока, коротко и легко вдыхать воздух носом и ртом, выдыхая его долго.
- психологию ребенка. Любое занятие, превращенное в игру, нравится детям. Каждое упражнение дыхательной гимнастики, имеющее оригинальное «детское»название, – это возможность поиграть с любимыми игрушками, узнать свойства предметов и материалов (легкие пушинки, податливые ватные комочки, подвижные крылья бумажных бабочек). Когда гимнастика проводится в детском саду, ребятишки с удовольствием подражают друг другу, стараясь выполнить то или иное задание правильно. Дыхательные упражнения, выполняемые с мамой и папой, объединяют семью, делают отношения в ней более близкими и душевными.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- обязательно следить за тем, чтобы носик был чистый;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов. Поэтому убеждаем детей делать упражнения комплекса и дома, и в выходные, и в праздничные дни.
А сейчас, я хочу вам показать некоторые упражнения из комплекса, который мы делаем с ребятами:
«Разминка».
И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
«Наклоны».
И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
Упражнения направлены на удлинение выдоха.
«Наклоны вперед».
И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и. п.
«Наклоны в сторону».
И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п.
Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.
«Ёжик».
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым вдохом (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
«Ушки».
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.
Сейчас мы попробуем с вами сделать упражнение «Ёжик», необходимо встать, руки расслаблены внизу, мы поворачиваем голову влево- вправо, при движении головы в стороны, мы делаем шумный вдох, при возвращении головы в и. п. делаем произвольный, мягкий выдох. Эти упражнения помогают развивать не только дыхание, но и действуют на разные группы мышц, что укрепляет организм ребенка и соответственно активизирует иммунную систему. Чувствуете как напрягаются мышцы шеи и работает диафрагма? Не очень? Это потому, что делаете вы только первый раз, при ежедневном использовании этих упражнений, ощущения будут меняться.
Дальше мы посмотрим упражнения для правильного формирования звуков.
«Постучи кулачками».
И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.
«Заблудился».
И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.
«Греем руки»
Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок»холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
Теперь я хочу, чтобы мы вместе с вами попробовали упражнение «Лети снежок», которое помогает правильно сформировать звук [р]. Для этого мы с вами берем небольшой кусочек ватки, кладем его на кончик носа, высовываем язык, приподнимая при этом кончик и пытаемся сдуть ватку.
Скажите, пожалуйста, есть ли у вас дома игры по дыхательной гимнастики?
Существует много игровых комплексов для проведения дыхательной гимнастики. Их очень просто сделать своими руками дома, вместе с ребенком, что ему очень понравится и будет способствовать лучшему и постоянному использованию этих комплексов, а также будет влиять на психологию ребенка, ведь что-то сделанное вместе с мамой и папой делают ваши отношения более близкими и внимательными.
«Подуем в бутылочку.»
,
Берем бутылочку в которой пенопласт и цветная мелкая бумага, дуем в трубочку, содержимое в бутылочке движется.
«Пузырьки»
Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго. Также можно использовать мыльные пузыри.
«Петушок».
Берем петушков, глубоко вдыхаем и медленно дуем на хвостики (выдыхая воздух через рот)
Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
«Лети, бабочка!»
Нам понадобятся 2-3 яркие бумажные бабочки. Ребенок держит бабочку в руке дует на усики. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Вместо бабочек можно использовать снежинки (зимой, осенние листья (осенью, птички.
«Вертушка»
Нам понадобится игрушка-вертушка. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Предлагаем ребенку подуть на вертушку медленно, потом быстро.
«Птичка»-берем за кончик ниточки птичку, вдыхаем через нос, выдыхаем медленно через рот.
А сейчас, я вам предлагаю всем вместе изготовить пособие самим,
которое вы сможете использовать всей семьей, что сплотит вас еще сильнее, вы можете устроить соревнование между членами семьи. Я сегодня покажу как изготовить своими руками султанчики. Родители вместе со мной делают султанчики из киндеров.
,
«Итоговое интегрированное занятие "Пять ключей"»
Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе на тему
«Пять ключей»
Воспитатель: Фанайлова Л. А.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Цель: коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей, закреплять и называть слова антонимы, закреплять умение ориентироваться в пространстве. закреплять знания о цифрах от 1 до 5 (в прямом и обратном порядке, закреплять знание о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, развивать внимание и память, развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера, воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.
Демонстрационный материал:
Сундучок, пять ключей разного размера, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, ребристая дорожка (мостик, дорожка оздоравливающая, пять рыбок разного цвета,геометрические фигуру и картинки к ним.
Методические приё мы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, физминутки, эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
«Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
На экране появляется доктор Айболит. Дети сидят на стульчиках.
Приносит письмо.
Воспитатель читает письмо:Здравствуйте ребята, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.
Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?
Продолжает читать письмо. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.
Воспитатель. Поможем, ребята? Надо отправляться в путь.
Воспитатель. Ребята, но прежде чем отправиться в путь Доктор Айболит в письме вам написал задание.
Как называется наша страна?
Кто президент нашей страны?
В каком городе мы живем? (Моздоке)
- Как называется наша республика (Северная –Осетия Алания)
-Назовите детского осетинского писателя (К. Хетагуров)
-Из каких цветов состоит осетинский флаг?
- Что эти цвета означают?
-Какие осетинские пословицы вы знаете?
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи.
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру.
Мы по мостику пройдем, на поляну попадем,
На поляне той цветы небывалой красоты.
Мост, поляну мы прошли, вот и к озеру пришли!
-Посмотрите, в озере плавают рыбки.
Игра «Сосчитай»
-Сколько рыбок? (четыре)
-Сколько на нижнем ряду? (пять)
-Что можно сказать о количестве рыбок в верхнем и нижнем ряду? (их4 и 5)
-Где рыбок больше, а где меньше?
-Что надо сделать чтобы их стало поровну (добавить одну рыбку)
Воспитатель: Ну, а теперь давайте посмотрим, какое же задание нам приготовила первая рыбка:
Гимнастика для глаз «Послушные глазки»
1 задание: Ребята в первом задании мы должны с вами отгадать, о каком животном будет идти речь. При правильном отгадывании на проекторе будет появляться отгаданное животное. Если выполним задание правильно, рыбка отдаст нам первый ключ.
Рыжая плутовка, обманывает ловко (Лиса і)
Он боится всех в лесу, и медведя и лису. (Заяц)
Страшный он и очень злой,слышен днем и ночью вой. (Волк)
Он большой и неуклюжий, любит мед, малину кушать. (Медведь).
Любит долго умываться, со шнурком еще играться. (Кошка)
Проскакала по полям, и вернулась снова к нам (Лошадь)
Верный друг, нас охраняет, на чужих так грозно лает. (Собака).
А скажите мне ребята какие животные у нас находятся слева (дикие, а какие справа (домашние).
Воспитатель: Молодцы! Вот ребята за первое правильно выполненное задание мы с вами получаем первый ключ. Давайте посмотрим, что же для нас приготовила вторая рыбка.
2 задание: Игра «Назови наоборот»
Пол - потолок
Большой – маленький
Черный – белый
Высокий – низкий
Широкий - узкий
Толстый - тонкий
Воспитатель: Ну, вот и со вторым заданием мы справились и получили ключ 2. А теперь давайте немного передохнем.
Физминутка: «Веселая зарядка»
3 задание: «Назови из какого материала сделаны предметы»
Куртка из кожи – она кожаная
Шапка из меха….
Пальто для зимы….
Куртка для осени….
Халат для дома….
Блузка для женщины….
Носки из шерсти….
Туфли для осени ….
- Молодцы выполнили задания, получите ключ.
4 задание: Игра «На что похож предмет?»
-Выставляю картинки (на экране) мяч, холодильник, колпак, огурец. Дети подбирают геометрические фигуры подходящие к картинкам.
5 задание: «Где находятся предметы»
-Располагаю предметы: цветок по середине, божья коровка в верхнем правом углу, морковка в нижнем левом углу, огурец в верхнем левом углу, кукла в нижнем правом углу.
Пальчиковая гимнастика «Пальчик»
Выполнение работы. Получают пятый ключ.
Вы справились и с этим заданием и получаете 5 ключ.
Воспитатель: Ребята мы с вами собрали все ключи, Доктор Айболит будет очень доволен.
Воспитатель: Теперь надо нужный ключ подобрать к ларцу, тогда он откроется и мы сможем достать волшебную воду. (подбираем ключ, ларец открывается, достаем воду).
Воспитатель: Ребята посмотрите, вода то простая не волшебная? Так нужно волшебные слова сказать и тогда она стане волшебной. (накрывает платком, трясет и вода становится цветной).
Воспитатель: Вот так чудо!
Ребята Айболит будет очень рад, что вы ему помогли и эту волшебную воду мы передадим Айболиту и он вылечит всех зверят.
Итог НОД.
Воспитатель говорит детям, что пора возвращаться в группу, предлагает покружиться и в группе очутиться.