Алена Гаева
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
▼ Скачать + Заказать документы
Эта гимнастика была разработана педагогом - фониатором Александрой Николаевной Стрельниковой в 40-х г. г. XX в. и предназначалась для восстановления певческого голоса. Она улучшает носовое дыхание, состояние голосового аппарата, включая голосовые связки, формирует диафрагмальное дыхание, увеличивает объем легких. Все это оказалось полезным не только оперным певцам. Сегодня гимнастика Стрельниковой используется для оздоровления организма людьми разного возраста с различным уровнем физической подготовленности.
Публикация «Дыхательная гимнастика А, Н, Стрельниковой» размещена в разделах
Дыхательная гимнастика А. Н Стрельниковой имеет две особенности, отличающие ее от большинства дыхательных гимнастик. Первая, уникальная, присущая только этой гимнастике, особенность состоит в том, что при выполнении упражнений обращают внимание только на вдох. Выдох считается естественным следствием вдоха. Вторая особенность, которая имеет место и в некоторых других вариантах дыхательных гимнастик: вдох делают в момент уменьшения объема грудной клетки- при наклонах, поворотах туловища или удержания ребер руками, то есть в то время, когда естественно бы было сделать вдох. За это подобные дыхательные гимнастики называются парадоксальными. При вдохе преодолевается сопротивление, что создает дополнительную нагрузку на дыхательную мускулатуру: в дыхательный акт активно включается диафрагма.
Верхушки лёгких минимально включаются в дыхательный акт, надплечья опускаются, лопатки занимают правильное положение, живот подтягивается. В результате улучшается осанка. Таким образом, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой оказывает на организм многогранное полезное воздействие: улучшает носовое дыхание, включает в работу диафрагму, нормализует мышечный тонус, исправляет дефекты осанки.
Уникальный компонент дыхательной гимнастики. А. Н. Стрельниковой- ритмичное дыхание с очень коротким активным вдохом через нос и пассивным выдохом. Это дыхание сочетается с выполнением движений, сжимающих грудную клетку.
Методические особенности
Занимаясь дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой, нужно соблюдать следующие правила:
* Перед началом занятий научиться активному, шумному вдоху, во время которого крылья носа непроизвольно прижимаются к носовой перегородке, закрывая, таким образом, носовые ходы, что и прекращает вдох. Вдох напоминает хлопок в ладоши. Выдоху внимание не уделяется. Он происходит пассивно.
* Упражнения делают на счёт. Это помогает правильно выполнить все элементы техники, избежать нарушения ритма дыхания.
* Движение и вдох - единый элемент дыхательной гимнастики, который выполняется одновременно. Вдох должен произойти именно во время сжатия грудной клетки. Это создает дополнительную нагрузку на основную и вспомогательную дыхательную мускулатуру, включает диафрагму в работу.
* Можно использовать и. п стоя или сидя. Предпочтительнее выполнять гимнастику в положении стоя и поворачиваться на 90 градусов. Это вносит разнообразие в выполнении упражнений, тренирует вестибулярный аппарат детей, создает паузы для профилактики гипервентиляции.
* Количество повторов упражнения должно быть кратно четырем.
Осваивать резкие, шумные вдохи-движения с детьми надо не торопясь, настойчиво добиваясь, чтобы выдоха не было слышно, забывая о нем. Сначала лучше делать паузы после выполнения серий 4 вдохов, затем- после 8. Только после того как дети научатся не торопясь, правильно выполнять 8 вдохов-движений подряд, можно переходить на темпоритм потешки «Чижик-пыжик». Возможно, выполнить целиком первое упражнение «Ладошки» получится на 2-3-м занятии. Осваивать следующие упражнения можно только в том случае, если предыдущие выполнялись правильно, в заданном темпе.
«Ладошки»
И. п. Встать прямо, руки согнуты в локтях, ладонями вперед, пальцы слегка разведены, чуть согнуты
1. Сжимать ладони в кулаки, как бы пытаясь что –то схватить, одновременно с шумным коротким вдохом через нос.
2. Вернуть кисти в и. п. Сделать 16 вдохов и движений в ритме «Чижика-пыжика». Повернуться вправо, повторить серию из 16 дыхательных циклов. Еще 2 раза вернуться вправо с поворотом серии упражнений, задавая ритм очередной потешкой.
Методические указания: Специально выпрямлять ладони и разводить пальцы не нужно. Выдох пассивный, забыть о нём.
«Погончики»
И. п. Встать прямо, ноги чуть уже плеч, кисти в кулаках, прижаты к животу на уровне пояса
1. На вдохе резко толькать кулаки вниз, к полу.
2. Вернуться в и. п. Выполнить 4 серии по 8 движений, поворачиваясь по часовой стрелке, 4 серии по 8 движений, поворачиваясь против часовой стрелки
Методические указания: Выше пояса кисти не поднимать, спина прямая. Вдох - предельно активный, выдох - абсолютно пассивный.
«Насос»
И. п. Встать прямо, ноги чуть уже плеч, руки опущены
1. Наклониться вперед, округляя спину, короткий шумный вдох через нос.
2. Выпрямиться, пассивный выдох. Выполнить 4 серии по 16 движений, поворачиваясь против часовой стрелки.
Методические указания: Шею не напрягать, голова опускается свободно
«Повороты головы»
И. п. Встать прямо, ноги чуть уже плеч, руки опущены.
1. Повернуть голову вправо, шумный короткий вдох через нос с правой стороны.
2. Повернуть голову влево, шумный короткий вдох через нос с левой стороны. Выполнить 4 серии по 16 движений, поворачиваясь по часовой стрелке.
Методические указания: Посередине не останавливаться, шею не напрягать, вдох не тянуть. Непроизвольный выдох через рот после каждого вдоха.
«Ёжики»
На спине иголки, длинные и колкие.
А свернётся он в клубок-
Нет ни головы, ни ног.
- Кто это такой? Правильно,ёж. Кто видел ёжика на картинке?
В природе? Слышали, как дышит ёжик? Конечно, он пыхтит, шмыгает носом. Сегодня мы поиграем в ёжиков, тоже будем шмыгать носом в ритме разных коротеньких стишков - потешек. Давайте сделаем гимнастику и научим ёжиков ее делать.
Сначала потренируемся дышать, как ёжики: шумный вдох носом. Можете сделать вдох еще энергичнее и короче. Давайте вдыхать чуть громче и быстрее, чтобы было слышно, как дышат ёжики.
Первое упражнение называется «Ладошки». Сейчас ёжики покажут ладошки на все четыре стороны. Встали прямо, согнули руки в локтях, показали мне ладошки. Дышим, как ёжики, и сжимаем ладошки в кулаки на каждый вдох, как бы пытаясь что- то схватить, а я буду задавать ритм, читая потешку «Чижик-пыжик»
чИжик-пЫжик, гдЕ ты бЫл
нА ФонтАнке вОду пИл
вЫпил крУжку, вЫпил двЕ:
зАшумЕло в гОловЕ
Все ёжики хорошо себя чувствуют? Молодцы. Давайте повернёмся в сторону и выполним упражнение:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речке мячик.
Тише, Танечка, не плач-
Не утонет в речке мяч!
Хорошо наши ёжики делают гимнастику! Ещё раз повернулись. Встали прямо, продолжаем выполнять упражнение под стишок про солдат и самовар:
Аты-баты-шли солдаты.
Аты-баты-на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты-самовар!
Все ёжики справились с упражнением? Можете его повторить еще раз в другую сторону? Теперь выполним ещё одно упражнение- «Насос», Опустим руки вниз: сейчас будем учить ёжиков качать воздух насосом. С шумным «ежинным» вдохом наклоняемся вперёд, слегка округляем спину под ритм «Чижика-пыжика». Для каждой новой потешки поворачиваемся в сторону. В конце мы опять оказались в том же положении, в котором начинали выполнять упражнение.
Талантливые у нас получились ёжики! Научим ёжиков делать повороты головы. Готовы? Начали. Шумный вдох с поворотом головы вправо, а теперь со вдохом поворачиваем голову влево. Начинаем под «Чижика-пыжика». Повернулись и продолжаем под стихотворение про Таню и мячик. После следующего поворота ёжики дышат под стишок про солдат и самовар. И последний поворот выполняем упражнения под стишок про Машу.
Маша варежки надела, а куда же пальчик дела?
Нету пальчика, пропал - в свой домишко не попал!
Наши ёжики совсем как настоящие. Мы, как они, тоже будем собирать запасы: поворачиваться и осматриваться, где что можно взять. Согнули руки, кисти и пальцы, приготовились схватить добычу, которая нам попадется. На шумном вдохе с неглубоким приседом поворачиваемся вправо, хватаем руками добычу. Поворачиваемся влево, опять хватаем добычу. Надо успеть под потешку, а добыча убежит. Повернулись и продолжили, повернулись еще раз и еще. Много насобирали?
Давайте послушаем, как деревья шумят, разговаривают на ветру. Будем слушать одним и другим ушком по очереди. С шумным коротким вдохом слегка наклоняем голову вправо, левым ухом слушаем шум деревьев, теперь наклоняем влево, слушаем шум правым ухом. Под потешку подставляем веткам и ветру то правое, то левое ухо. Опять поворачиваемся 4 раза, пока не сделаем полный круг.
Раз уж мы ёжики, надо нам научиться сворачиваться в клубочек и катиться по дорожке. Поднимаем согнутые руки на уровень плечевых суставов, готовимся сворачиваться. В ритме потешки бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи; сворачиваемся в клубочек одновременно с шумным вдохом и катимся по дорожке. Поворачиваемся и опять сворачиваемся в клубок, катимся вперед, еще раз поворачиваемся и катимся. И последний раз покатились по дорожке. Вот мы и вернулись к началу нашего путешествия.
Давайте понюхаем, как пахнут земля и небо в лесу, где живём мы, ежики. С резким шумным вдохом поднимаем голову, нюхаем воздух в ритме потешки. Теперь поворачиваемся и нюхаем воздух с этой стороны, еще раз поворачиваемся и еще раз.
А теперь закроем глаза, помолчим и вернёмся в группу.
Помните, кем мы были? Под какие стихи - потешки делали гимнастику? Кто хочет дома вылепить из пластилина или нарисовать ёжика?