Анастасия Кондратьева
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию с разными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию с разными материалами
«Лаборатория профессора Почемучкина»
Цель мастер-класса : Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, льдом, воздухом и многим другим
Задачи:
1. Показать, некоторые опыты как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Публикация «Мастер-класс с педагогами по экспериментированию с разными материалами» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер класса имеет возможность провести опыт и определить свойства материалов.
Ход мастер-класса
«Люди научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.»
К. Е. Тимерязев
Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность и активность.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно- действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен, строится на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию.
Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию. Есть такие виды исследований (опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация) .
Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании.
Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка,активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Метод экспериментирования помогает
• Развитию памяти детей
• Активизируются его мыслительные процессы
• Развитие зрительного внимания
• Стимулирует развитие речи
При коррекции речевых нарушений необходимо помнить о важности
оценки деятельности ребенка.
Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. И тут же я хочу сказать, что проводя с детьми те или иные опыты, я сама открываю для себя что-то новое, и это затягивает все дальше и дальше. И по этому, хочется углубляться в исследовательскую деятельность и развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Ведь все то, что мы исследуем, находится вокруг нас.
Со средней группы я взяла тему экспериментированиеи видя насколько дети были увлечены этой деятельностью я решила продолжить эту работу в старшей группе через кружковую работу.
Организуя работу в кружке по теме экспериментирование, я составила перспективный план на год и мы с детьми начали работать над этим видом деятельности. Благодаря исследованиям, проводимых детьми, мы предполагаем формирование у них следующих представлений:
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день – ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок через лупу и т. п.)
- О мире растений (особенности строения поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений)
- О воздухе (чем дышит человек, как увидеть воздух)
- О земле (огород на подоконнике)
В нашей группе мы создаем предметно развивающую среду, обеспечивающую возможность для проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Так называемая лаборатория.
Перед выполнением работы знакомлю детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Мы все с вами знаем, что одни опыты могут выполнять дети вместе со взрослым, другие опыты и эксперименты дети могут только наблюдать, а участие принимать только в выводах. Чтобы ребенку было легче сделать вывод я предлагаю детям следующие виды фиксации:
- фото подтверждение (если эксперимент проводится в виде фокуса);
- карточки символы;
- дневники наблюдения (например, посадить лук).
А сейчас я предлагаю вам посетить нашу лабораторию ….
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О свойствах веществ.
2. О взаимодействии веществ.
Опыт 1. «Мандарины и вода».
Проведение: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает! В мандариновой кожуре есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт 2. «Цветные узоры на молоке»
Проведение: молоко разлить по тарелкам, добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Объяснение: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Опыт 3. «Яйцо с солью»
Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности.
Половину стакана наполняем водой. Добавляем в стакан много соли (около 6 столовых ложек). Мешаем. Осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим.
Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.
Опыт 4. «Лава лампа»
Сперва наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну. Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.
Опыт 5. «Вулкан в вазе»
Наливаем в вазу холодную воду. В другой сосуд горячую и подкрашиваем ее. Привязываем к сосуду с горячей водой нитку и опускаем в вазу с холодной водой. И наблюдаем за диффузией.
Опыт 6. «Зубная паста для слона»
Поставьте бутылку на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя. Отдельно в чашке тщательно перемешайте 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты, а затем вылейте смесь в бутылку. Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика. Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряют реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются — во время реакции выделяется тепло.
Опыт 7. «Радуга из конфет»
Большая плоская тарелка, упаковка Skittles, вода
Положите конфетки по кругу и налейте в центр немного воды. Ждите радугу!
Опыт 8. «Ньютоновская жидкость»
Перемешайте в контейнере воду и крахмал до сметанообразной консистенции. Получится «неньютоновская» жидкость. Вы можете легко погрузить в нее пальцы, но если вы ударите по поверхности кулаком, то почувствуете, что она твердая. Положите на поверхность жидкости доску, и вы легко вобьете гвоздь, но стоит утопить один ее уголок в жидкости, как доска легко погрузится на дно. При желании «твердую жидкость» можно окрасить пищевыми красителями.
Опыт 9. «Приведение в бутылке»
Налить в прозрачную бутылку воды, поместить в нее заготовку приведения и закрыть крышкой. Сжать и разжать бутылку и наблюдать, что будет происходить с приведением.
Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.