Валентина Лобанова
Мастер-класс с педагогами «Играя, развиваем речь»
Цель мастер-класса : передать опыт путем комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
- обучать управлению органами артикуляции;
- развивать координацию движений артикуляционного аппарата;
- воспитывать правильное звукопроизношение, трудолюбие, чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- мультимедийная презентация для сопровождения выступления воспитателя (мастера).
-граненные карандаши;
- массажный мяч су-джок
Публикация «Мастер-класс с педагогами „Играя, развиваем речь“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- логопедический альбом. Авторы М. Мальцева, В. Костыгина.
Актуальность:
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Не все детские сады имеют возможность оказывать логопедическую помощь своим воспитанникам в том числе и наш.
Поэтому, я хочу рассказать и показать Вам, сегодня логопедические игры, которые могут использовать в совместной деятельности с детьми воспитатели. Игры могут проводиться как в первой половине дня, так и в вечернее время, как с группой детей, так и индивидуально. Необходимо отметить, что все дидактические игры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры и пособия должны быть многоцелевыми и многофункциональными, что значительно облегчает работу, позволяет разнообразить игру, сделать её интереснее и решить сразу несколько поставленных задач.
Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением, т. к. все мы знаем, что движение пальцев рук способствует развитию речи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а филосов И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми.
В коррекционном уголке сначала мы с детьми выполняем такие упражнения (показывает педагогам ДОУ) :
1. Разогреваем руки -потираем. Сбрасываем отрицательную энергию, не касаясь друг друга (потираем – сбрасываем, потираем – сбрасываем и т. д.).
2. Самомассаж кистей рук - круговые движения «моем руки» 9 раз под счет.
Затем переходим к пальчиковой гимнастике.
Но прежде чем выполнять упражнения, повторите с ребёнком названия пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «Поздороваются с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Затем упражнения для пальцев рук, так как они второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить». А еще пальчиковая гимнастика помогает развивать ум, смекалку, красивое звукопроизношение. Поэтому пальчиковую и артикуляционную гимнастику выполняем с детьми постоянно не только на занятиях и в коррекционном уголке, но и в режимных моментах.
3. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
«Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.
«Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.
«Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.
Проведенная мною работа по развитию речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия по развитию речи детей дошкольного возраста являются эффективными.
Во время работы над данной темой, мною были подобранны артикуляционные гимнастики, которые я оформила в картотеку и использую в дальнейшей работе. Данную картотеку я сегодня хочу Вам подарить.
КАРТОТЕКА ИГР
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]
«Заборчик» широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
«Слоник» вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р
«Заборчик» и «Слоник». Чередовать упражнения. Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
«Чистим зубы» открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
«Больной пальчик» положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.
«Горка» широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.
«Ледяная горка» сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.
«Горка закрывается - открывается» сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны, затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
«Заборчик» широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
«Слоник» вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
«Непослушный язычок» широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.
«Блинчик на тарелочке» широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.
. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
«Индюк» приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с. Сделав сначала глубокий вдох.
«Подуй на чёлку!» высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.
«Чашечка» широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с
Повторить 4-5 р.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].
«Заборчик» широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.
«Заборчик» и «Слоник» Чередовать упражнения. Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
«Чистим зубы» открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.
«Вкусное варенье» широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.
«Маляр» широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.
«Лошадка» приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.
«Грибок» приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.
«Гармошка» сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.
Литература:
1. Логопедия. Учеб. пособие/ под ред. Л. С. Волковой. М., 1989г.
2. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». М., «Просвещение» 1989г.
3. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина «Основы логопедии». М., «Просвещение» 1989г.
4. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». Санкт-Петербург., 2006год.
5. Н. В. Новоторцева «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» Ярославль «Академия развития» 1998г.
6. Генинг М. Г., Герман Н. А. «Воспитание у дошкольников правильной речи» Изд. 2-е – Чебоксары, 1971г.
7. Н. В. Дурова «Фонематика» М., «Мозаика-Синтез».
8. З. А. Репина, В. И. Буйко «Уроки логопедии» Екатеринбург «Литур» 1999г.
9. С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Мухортова «Скоро в школу» Изд-во ТОО «Глобус» 1995г.
10. В. И. Селиверстов «Речевые игры с детьми» М., «Владос» 1994г.
Интернет-источники