Светлана Беспалова
Мастер-класс «Русь изначальная»
▼ Скачать
Мастер – класс «Русь изначальная»
Цель:
1. Обогатить и расширить представление о быте и ремёслах наших предков – славян, об игрушках славянских детей.
2. Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы.
3. Вызвать интерес и уважение к прошлому, истокам и культуре своего народа.
4. Создать доброе, благодатное настроение.
Оборудование и материал: маленькие солнышки, цветные карандаши, каравай, русские народные костюмы, старинная книга, письмо, страницы для книги, сундук, замок, ключик, народные куклы, ткани для изготовления куколки «добрых вестей».
Публикация «Мастер-класс „Русь изначальная“» размещена в разделах
Ведущий. Дорогие друзья, мы очень рады видеть вас. А собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах. Что для вас значат слова: «Русь», «Россия»? Должен ли человек любить свою родину? Знать её историю? Культуру? Владеть своей речью? Хотим ли мы знать о своей стране всё? Для этого надо обратиться к её истории, давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа – к фольклору.
А чтобы нам легче было общаться, давайте напишем на солнышках свои имена. Но одно условие имена должны быть ласковыми.
Гости пишут ласковые имена.
- Мне кажется, что от этих маленьких солнышек в зале стало светлее и теплее.
Звучит русская народная музыка.
Входят дети: хозяин, хозяйка и девочки с караваем.
Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйста!
Хозяин. Веселья вам да радости!
Хозяйка. Давно мы вас ждали – поджидали, посиделки без вас не начинали!
Хозяин. У нас для каждого найдётся и словечко и местечко.
Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
1-й ребёнок. Мы начинаем посиделки,
Несём вам хлеб и соль
На этой расписной тарелке.
2-й ребёнок Живы традиции Руси,
Какого б не было пути,
От старины нельзя нам отступать,
Традиции нам надо соблюдать.
3- й ребёнок Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке,
Из наших рук вам хлеб да соль!
Кушайте на здоровье, гости дорогие!
Дети кланяются и вручают хлеб гостям.
Ведущий. Для вас, конечно не секрет, что дети очень любят фантазировать. В детском саду мы вместе с ребятишками очень часто отправляемся в воображаемые путешествия – в сказочные страны, на другие планеты. Вот и сегодня мы собрались для того чтобы отправиться в путешествие. Но путешествие будет особенное. Нам не придётся фантазировать и заглядывать в будущие. Мы с вами отправимся в далёкое прошлое, к нашим предкам, которые жили много веков назад.
Звучит русская народная мелодия.
И так все в сборе! Путешествие в прошлое начинается.
В зал заходят все дети.
Ведущий. Ребята! К нам попала старинная книга. Давайте её раскроем и узнаем, что там внутри.
Дети и воспитатель открывают старинную книгу и находят в ней письмо.
Ведущий. Ребята, давайте прочитаем это письмо.
«Это старинная книга, которая могла бы многое рассказать, о том, как жили люди в старину. Но злой волшебник рассердился на людей и захотел, чтобы они не смогли узнать о прошлом нашей страны. Он забрал несколько страниц и спрятал их. Ребята, помогите разыскать недостающие страницы, чтобы мы могли узнать, как жили люди на Руси».
Вы согласны отправиться на поиск недостающих страниц и совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь?
Дети. Да.
Чтобы попасть в прошлое нужно произнести волшебные слова.
Дети произносят волшебные слова.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Страницы книги мы перевернём
И рассказывать о прошлом мы начнём
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
Раздаётся звон колоколов.
Ведущий. Куда это мы с вами попали? Город какой-то необычный. А дома-то, какие красивые старинные.
Из-за дома раздаётся голос.
Ой, ой, ой. Ой, беда опоздал! (появляется домовёнок Кузя).
Домовой. Здравствуйте, ребята, заждался я вас.
А вы узнали меня.
Дети и гости. Домовёнок Кузя.
Домовой. А кто такой Домовой?
Дети. Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник.
Кого полюбит, тому и служит. А уж кого невзлюбит, того из дома выживает.
Дети. Домовёнок Кузя, а мы пришли к тебе в гости – в Русскую избу.
Домовой. Хорошо, но прежде отгадайте загадку.
Сто гостей, сто постелей, у каждого гостя своя постель.
Дети. Это изба. Так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами.
В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, это чтоб зимой тепло было.
А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтоб богатыми стать, шерсть для тепла, а ладон для святости.
Песня «Русская изба».
Домовой. Молодцы, ребята, справились с загадкой. Приглашаю вас в Русскую избу.
Ребёнок. Посмотрите, у меня есть клубочек. У наших предков был такой обычай: на новоселье хозяин дома втягивал за нить всех домочадцев. Давайте, и мы с вами последуем этому обычаю.
Звучит народная музыка. Дети и гости за ниточку входят в избу.
Домовой. - Проходите, гости дорогие и детушки милые! Располагайтесь, поудобнее «кто на лавку, кто под лавку, а кто и в уголке постоит» - не пугайтесь, так шутили в старину, приглашая в горницу.
- Ребята, а вы знаете приметы про избу?
Сухое дерево в срубе – к счастью.
Солнце в доме играет – к радости.
Без печи изба – не изба.
Дети. Войдя в избу, на печь сразу внимание обратишь. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.
Печь не только обогревала избу, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи.
Когда в печи жарко – тогда и варко. Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу.
На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.
Домовой. Дорогие гости, давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь?
(«Жихарка», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Баба Яга»).
Дети. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Её место у печи называлось «бабий кут» (то есть женский угол). Здесь командовала хозяйка дома. А чтобы дела её спорились и ладились, ей помогала берегиня Спорынья. Здесь вы видите знакомые предметы.
Возле печки в русской избе всегда стояли большие и маленькие чугуны и глиняные горшки. В чугунках щи да картошку варили, а в горшках молоко, масло хранили, да кашу варили.
В печи жарко и голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей взять нельзя. И делали это с помощью ухвата.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт.
А кочерга нужна, чтобы угли в печи ворошить.
Железный конь,
Скачет в огонь.
Дети. Хозяйка была не только умелой поварихой, но и мастерицей. Она пряла пряжу, ткала холст. Для этого использовала веретено да прялку.
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
Прежде чем ткать нужно нитки приготовить.
- Нитку первоученка – пряха должна была сжечь и съесть, чтобы работа спорилась.
- Нельзя оставлять ниток на веретене к воскресному и праздничному дню, чтобы не рвались.
- Вечером перед Рождеством девушки ни за что не оставят кудели на прялке, чтобы Кикимара не вздумала вместо них сесть за работу.
Когда нить была готова, её заправляли в станок ткацкий – кросна и ткали полотно из которого шили рубахи, полотенца – рушники, которые вышивали и украшали ими избу.
Уж ты, прялица,
Ты прялица, моя,
Пойду, вынесу на улицу тебя,
Буду прясть и попрядывать,
На подружек поглядывать.
Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол», то есть красивый. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами.
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. Зв столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. На столе всегда стояла солонка. И лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Здесь и гостей встречали, угощали их, потчевали и все самые важные вопросы решали.
- Доброму гостю – особая честь.
Что есть в печи – всё на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
Домовой. Вот и подошло к концу наше путешествие по Русской избе. Получите первую страницу старинной книги. А мне пора с вами прощаться и свои обязанности по дому исполнять.
Гости и дети прощаются с домовым и возвращаются в зал. Вставляют страницу в книгу.
Ведущий. А теперь наш клубочек оказался около сундучка.
Посмотрите, сундучок стоит. Какой он красивый, расписной – старинный.
Что за странный сундучок?
И закрыт он на замок.
Если ключик подберём,
В прошлый век мы попадём!
А чтобы сундучок открылся, нужно потрудиться – отгадать загадки.
Слушайте внимательно.
1-я девочка.
Маленькая собачка, свернувшись, лежит,
Не кусает, не лает, а в дом не пускает?
(Замок)
2-я девочка.
Хвост на дворе, нос в конуре,
Кто хвост повернёт, тот в дом войдёт.
(Ключ)
Хозяйка. Молодцы, правильно отгадали загадки.
Позвонили в бубенец (слышится звон замка) –
И попали во дворец!
Открывается палата (поднимается крышка сундука).
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища? (Нет)
Есть ли там сокровища? (Да)
Сейчас мы это узнаем. Посмотрите-ка, что это там, в углу сундука?
Да это ещё одна потерянная страница из старинной книги.
И она нам расскажет нам о том, в какие игры играли славянские дети, какие у них были игрушки.
Девочки вынимают куклы и рассказывают о них.
1-я девочка. Раньше куколкой могло стать простое берёзовое полено, белая кора - становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле – полешку платочек, надела юбочку – и кукла – модница готова отправиться в гости или на ярмарку.
2-я девочка. А эта кукла – зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Её обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным.
3-я и 4-я девочки.
1-я девочка. Посмотрите, гости дорогие, какая необычная кукла.
- Из чего она сделана? (Из соломы).
Правильно - эта соломенная кукла и родилась она в деревне. Делали её из соломы, которая осталась после жатвы. Матушка брала своего ребёночка в поле, там его нужно было чем-то занять. А под рукой всегда была солома да травка.
2-ядевочка. А делать её очень просто. Скручивали пучек соломы в жгут, перегибали его, связывали, чтобы не развалилась куколка, делали ручки, а дома её украшали лоскутками, тесёмочками да ленточками.
А называется эта кукла – Стригушка.
Золотистая солома,
Без сомненья, всем знакома.
Словно сказочные феи,
Поколдуем мы над нею:
Соберём её в пучок
И повяжем поясочек –
Ленточку шелковую,
Розовую, новую.
Лоскуточек ситца
Тоже пригодится.
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла Маша!
5-я девочка. А самой любимой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла (достаёт из сундука). Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток. Они служили оберегами, то есть оберегали жилище, сон, хозяйство. Она жила в каждой семье. Дети делали их сами, начинали «вертеть» куклу лет с пяти. Кукол этих очень берегли: вырастит девочка, станет мамой, а куколку своей дочке передаст.
В сундучке есть и такие куклы.
Девочка. Эта кукла называлась «младенчик – пеленашка». Её мама делала перед рождением малыша с молитвой, с мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления были родные – от сарафана матери, рубахи отца, деда или бабушки.
Девочка. Здесь в сундучке есть ещё одна куколка. Это магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу – оберег и клала её в колыбель, приговаривая:
«Сонница – бессонница,
не играй с моим дитятком,
а играй этой куколкой.
Такая кукла оставалась в доме навсегда.
Девочка. Посмотрите, какая красивая куколка. Называется она «Колокольчик – куколка добрых вестей». С ней можно поиграть. Но она может стать незаменимой помощницей, если что-то не ладится. Куколка поможет тому, кто отправится в дорогу. А тот, кто ждёт в жизни чего-то хорошего, без этой куколки не сможет обойтись.
Вот какие куклы оберегали, помогали, защищали людей в старину.
Хозяйка. Дорогие гости, а вы не подскажите нам, в какой русской народной сказке главной героине помогала такая кукла, оберегала и защищала её.
Ответы гостей.
- А вы бы хотели сделать куклу - оберег своими руками? Сегодня мы предлагаем вам смастерить куклу «Добрых вестей» для своих близких людей. Для этого приглашаем вас в нашу мастерскую.
Просим в гости к нам. Красному гостю – красное место.
Гости рассаживаются. Девочки приглашают гостей к столам.
Хозяйка.
Садитесь, не стесняйтесь.
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Изготовление куклы.
Обратить внимание на стол.
Посмотрите, как много заготовлено разноцветных тканей.
- Какой они формы? (Круглые, прямоугольные и треугольные).
Здесь есть всё что вам понадобится для изготовления куклы.
- как вы думаете, почему здесь нет ножниц и иголок?
Ответы.
Правильно, ножницы и иголки не нужны, потому что считалось, если человек поранится, когда будет делать куклу – оберег, то кукла будет нести плохое настроение, страх и боль, кукла – оберег не получится. Помните, куклу – оберег нужно делать с добрым, хорошим настроением, чтобы человеку, которому вы её подарите, она принесла счастье.
Гости делают куклу.
Хозяйка. Гости дорогие, чтобы наша работа спорилась да ладилась, давайте вспомним пословицы о труде и мастерстве.
Ведущий. Поработали мы на славу, молодцы.
Наша «кукла добрых вестей» готова. Какие замечательные, яркие, нарядные куклы получились!
- В старину такие куклы можно было подарить, обменять на ярмарке на другие нужные товары. А мы с Вами возьмём их с собой и подарим своим детям, родным или друзьям.
Ведущий.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
Выходи честной народ
Затевайте хоровод.
Хоровод. Дети приглашают гостей на хоровод.
А сейчас давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень умный, талантливый, терпеливый и добрый.
Трудитесь, покамест служат руки
Не сетуй, не ленись, не трусь
За все твои дела и муки
Тебе спасибо скажут внуки
Тебе спасибо скажет Русь.
Гости рассаживаются. Подведение итогов.
Ведущий. Ребята, вот мы и собрали все утерянные страницы старинной книги, а это значит, что мы будем знать и помнить историю нашей великой страны.
А теперь наше путешествие в Древнюю Русь подошло к концу и нам пора возвращаться в наше время, в наш детский сад.
Страницы книги мы перевернем
И в детский сад мы попадём.
Дети уходят.
Ведущий. Спасибо вам за внимание, доброжелательное отношение. И сейчас я предлагаю каждому участнику обозначить своё отношение к нашему путешествию в прошлое, выбрав цветочек любого цвета и украсить вот это окошечко.
- Цветок красного цвета – понравилось всё.
- Синий – хочу знать больше.
- Желтый – заинтересовало, буду внедрять в работе.
Ведущий. И дорогих гостей по старому русскому обычаю не выпустим из избы, пока не угостим чаем с пирогами.
- Гости дорогие, милости просим вас к столу.