Приложение МААМ

Мастер-класс «Русь изначальная»

Светлана Беспалова
Мастер-класс «Русь изначальная»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс «Русь изначальная»

Цель:

1. Обогатить и расширить представление о быте и ремёслах наших предков – славян, об игрушках славянских детей.

2. Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы.

3. Вызвать интерес и уважение к прошлому, истокам и культуре своего народа.

4. Создать доброе, благодатное настроение.

Оборудование и материал: маленькие солнышки, цветные карандаши, каравай, русские народные костюмы, старинная книга, письмо, страницы для книги, сундук, замок, ключик, народные куклы, ткани для изготовления куколки «добрых вестей».

Публикация «Мастер-класс „Русь изначальная“» размещена в разделах

Ведущий. Дорогие друзья, мы очень рады видеть вас. А собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах. Что для вас значат слова: «Русь», «Россия»? Должен ли человек любить свою родину? Знать её историю? Культуру? Владеть своей речью? Хотим ли мы знать о своей стране всё? Для этого надо обратиться к её истории, давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа – к фольклору.

А чтобы нам легче было общаться, давайте напишем на солнышках свои имена. Но одно условие имена должны быть ласковыми.

Гости пишут ласковые имена.

- Мне кажется, что от этих маленьких солнышек в зале стало светлее и теплее.

Звучит русская народная музыка.

Входят дети: хозяин, хозяйка и девочки с караваем.

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйста!

Хозяин. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждали – поджидали, посиделки без вас не начинали!

Хозяин. У нас для каждого найдётся и словечко и местечко.

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

1-й ребёнок. Мы начинаем посиделки,

Несём вам хлеб и соль

На этой расписной тарелке.

2-й ребёнок Живы традиции Руси,

Какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать,

Традиции нам надо соблюдать.

3- й ребёнок Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке,

Из наших рук вам хлеб да соль!

Кушайте на здоровье, гости дорогие!

Дети кланяются и вручают хлеб гостям.

Ведущий. Для вас, конечно не секрет, что дети очень любят фантазировать. В детском саду мы вместе с ребятишками очень часто отправляемся в воображаемые путешествия – в сказочные страны, на другие планеты. Вот и сегодня мы собрались для того чтобы отправиться в путешествие. Но путешествие будет особенное. Нам не придётся фантазировать и заглядывать в будущие. Мы с вами отправимся в далёкое прошлое, к нашим предкам, которые жили много веков назад.

Звучит русская народная мелодия.

И так все в сборе! Путешествие в прошлое начинается.

В зал заходят все дети.

Ведущий. Ребята! К нам попала старинная книга. Давайте её раскроем и узнаем, что там внутри.

Дети и воспитатель открывают старинную книгу и находят в ней письмо.

Ведущий. Ребята, давайте прочитаем это письмо.

«Это старинная книга, которая могла бы многое рассказать, о том, как жили люди в старину. Но злой волшебник рассердился на людей и захотел, чтобы они не смогли узнать о прошлом нашей страны. Он забрал несколько страниц и спрятал их. Ребята, помогите разыскать недостающие страницы, чтобы мы могли узнать, как жили люди на Руси».

Вы согласны отправиться на поиск недостающих страниц и совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь?

Дети. Да.

Чтобы попасть в прошлое нужно произнести волшебные слова.

Дети произносят волшебные слова.

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Страницы книги мы перевернём

И рассказывать о прошлом мы начнём

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Раздаётся звон колоколов.

Ведущий. Куда это мы с вами попали? Город какой-то необычный. А дома-то, какие красивые старинные.

Из-за дома раздаётся голос.

Ой, ой, ой. Ой, беда опоздал! (появляется домовёнок Кузя).

Домовой. Здравствуйте, ребята, заждался я вас.

А вы узнали меня.

Дети и гости. Домовёнок Кузя.

Домовой. А кто такой Домовой?

Дети. Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник.

Кого полюбит, тому и служит. А уж кого невзлюбит, того из дома выживает.

Дети. Домовёнок Кузя, а мы пришли к тебе в гости – в Русскую избу.

Домовой. Хорошо, но прежде отгадайте загадку.

Сто гостей, сто постелей, у каждого гостя своя постель.

Дети. Это изба. Так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами.

В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, это чтоб зимой тепло было.

А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтоб богатыми стать, шерсть для тепла, а ладон для святости.

Песня «Русская изба».

Домовой. Молодцы, ребята, справились с загадкой. Приглашаю вас в Русскую избу.

Ребёнок. Посмотрите, у меня есть клубочек. У наших предков был такой обычай: на новоселье хозяин дома втягивал за нить всех домочадцев. Давайте, и мы с вами последуем этому обычаю.

Звучит народная музыка. Дети и гости за ниточку входят в избу.

Домовой. - Проходите, гости дорогие и детушки милые! Располагайтесь, поудобнее «кто на лавку, кто под лавку, а кто и в уголке постоит» - не пугайтесь, так шутили в старину, приглашая в горницу.

- Ребята, а вы знаете приметы про избу?

Сухое дерево в срубе – к счастью.

Солнце в доме играет – к радости.

Без печи изба – не изба.

Дети. Войдя в избу, на печь сразу внимание обратишь. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.

Печь не только обогревала избу, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи.

Когда в печи жарко – тогда и варко. Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу.

На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.

Домовой. Дорогие гости, давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь?

(«Жихарка», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Баба Яга»).

Дети. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Её место у печи называлось «бабий кут» (то есть женский угол). Здесь командовала хозяйка дома. А чтобы дела её спорились и ладились, ей помогала берегиня Спорынья. Здесь вы видите знакомые предметы.

Возле печки в русской избе всегда стояли большие и маленькие чугуны и глиняные горшки. В чугунках щи да картошку варили, а в горшках молоко, масло хранили, да кашу варили.

В печи жарко и голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей взять нельзя. И делали это с помощью ухвата.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт.

А кочерга нужна, чтобы угли в печи ворошить.

Железный конь,

Скачет в огонь.

Дети. Хозяйка была не только умелой поварихой, но и мастерицей. Она пряла пряжу, ткала холст. Для этого использовала веретено да прялку.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

Прежде чем ткать нужно нитки приготовить.

- Нитку первоученка – пряха должна была сжечь и съесть, чтобы работа спорилась.

- Нельзя оставлять ниток на веретене к воскресному и праздничному дню, чтобы не рвались.

- Вечером перед Рождеством девушки ни за что не оставят кудели на прялке, чтобы Кикимара не вздумала вместо них сесть за работу.

Когда нить была готова, её заправляли в станок ткацкий – кросна и ткали полотно из которого шили рубахи, полотенца – рушники, которые вышивали и украшали ими избу.

Уж ты, прялица,

Ты прялица, моя,

Пойду, вынесу на улицу тебя,

Буду прясть и попрядывать,

На подружек поглядывать.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол», то есть красивый. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами.

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. Зв столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. На столе всегда стояла солонка. И лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Здесь и гостей встречали, угощали их, потчевали и все самые важные вопросы решали.

- Доброму гостю – особая честь.

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Домовой. Вот и подошло к концу наше путешествие по Русской избе. Получите первую страницу старинной книги. А мне пора с вами прощаться и свои обязанности по дому исполнять.

Гости и дети прощаются с домовым и возвращаются в зал. Вставляют страницу в книгу.

Ведущий. А теперь наш клубочек оказался около сундучка.

Посмотрите, сундучок стоит. Какой он красивый, расписной – старинный.

Что за странный сундучок?

И закрыт он на замок.

Если ключик подберём,

В прошлый век мы попадём!

А чтобы сундучок открылся, нужно потрудиться – отгадать загадки.

Слушайте внимательно.

1-я девочка.

Маленькая собачка, свернувшись, лежит,

Не кусает, не лает, а в дом не пускает?

(Замок)

2-я девочка.

Хвост на дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернёт, тот в дом войдёт.

(Ключ)

Хозяйка. Молодцы, правильно отгадали загадки.

Позвонили в бубенец (слышится звон замка)

И попали во дворец!

Открывается палата (поднимается крышка сундука).

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Сейчас мы это узнаем. Посмотрите-ка, что это там, в углу сундука?

Да это ещё одна потерянная страница из старинной книги.

И она нам расскажет нам о том, в какие игры играли славянские дети, какие у них были игрушки.

Девочки вынимают куклы и рассказывают о них.

1-я девочка. Раньше куколкой могло стать простое берёзовое полено, белая кора - становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле – полешку платочек, надела юбочку – и кукла – модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

2-я девочка. А эта кукла – зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Её обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным.

3-я и 4-я девочки.

1-я девочка. Посмотрите, гости дорогие, какая необычная кукла.

- Из чего она сделана? (Из соломы).

Правильно - эта соломенная кукла и родилась она в деревне. Делали её из соломы, которая осталась после жатвы. Матушка брала своего ребёночка в поле, там его нужно было чем-то занять. А под рукой всегда была солома да травка.

2-ядевочка. А делать её очень просто. Скручивали пучек соломы в жгут, перегибали его, связывали, чтобы не развалилась куколка, делали ручки, а дома её украшали лоскутками, тесёмочками да ленточками.

А называется эта кукла – Стригушка.

Золотистая солома,

Без сомненья, всем знакома.

Словно сказочные феи,

Поколдуем мы над нею:

Соберём её в пучок

И повяжем поясочек –

Ленточку шелковую,

Розовую, новую.

Лоскуточек ситца

Тоже пригодится.

Вот из всех стараний наших

Получилась кукла Маша!

5-я девочка. А самой любимой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла (достаёт из сундука). Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток. Они служили оберегами, то есть оберегали жилище, сон, хозяйство. Она жила в каждой семье. Дети делали их сами, начинали «вертеть» куклу лет с пяти. Кукол этих очень берегли: вырастит девочка, станет мамой, а куколку своей дочке передаст.

В сундучке есть и такие куклы.

Девочка. Эта кукла называлась «младенчик – пеленашка». Её мама делала перед рождением малыша с молитвой, с мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления были родные – от сарафана матери, рубахи отца, деда или бабушки.

Девочка. Здесь в сундучке есть ещё одна куколка. Это магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу – оберег и клала её в колыбель, приговаривая:

«Сонница – бессонница,

не играй с моим дитятком,

а играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Девочка. Посмотрите, какая красивая куколка. Называется она «Колокольчик – куколка добрых вестей». С ней можно поиграть. Но она может стать незаменимой помощницей, если что-то не ладится. Куколка поможет тому, кто отправится в дорогу. А тот, кто ждёт в жизни чего-то хорошего, без этой куколки не сможет обойтись.

Вот какие куклы оберегали, помогали, защищали людей в старину.

Хозяйка. Дорогие гости, а вы не подскажите нам, в какой русской народной сказке главной героине помогала такая кукла, оберегала и защищала её.

Ответы гостей.

- А вы бы хотели сделать куклу - оберег своими руками? Сегодня мы предлагаем вам смастерить куклу «Добрых вестей» для своих близких людей. Для этого приглашаем вас в нашу мастерскую.

Просим в гости к нам. Красному гостю – красное место.

Гости рассаживаются. Девочки приглашают гостей к столам.

Хозяйка.

Садитесь, не стесняйтесь.

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Изготовление куклы.

Обратить внимание на стол.

Посмотрите, как много заготовлено разноцветных тканей.

- Какой они формы? (Круглые, прямоугольные и треугольные).

Здесь есть всё что вам понадобится для изготовления куклы.

- как вы думаете, почему здесь нет ножниц и иголок?

Ответы.

Правильно, ножницы и иголки не нужны, потому что считалось, если человек поранится, когда будет делать куклу – оберег, то кукла будет нести плохое настроение, страх и боль, кукла – оберег не получится. Помните, куклу – оберег нужно делать с добрым, хорошим настроением, чтобы человеку, которому вы её подарите, она принесла счастье.

Гости делают куклу.

Хозяйка. Гости дорогие, чтобы наша работа спорилась да ладилась, давайте вспомним пословицы о труде и мастерстве.

Ведущий. Поработали мы на славу, молодцы.

Наша «кукла добрых вестей» готова. Какие замечательные, яркие, нарядные куклы получились!

- В старину такие куклы можно было подарить, обменять на ярмарке на другие нужные товары. А мы с Вами возьмём их с собой и подарим своим детям, родным или друзьям.

Ведущий.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

Выходи честной народ

Затевайте хоровод.

Хоровод. Дети приглашают гостей на хоровод.

А сейчас давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень умный, талантливый, терпеливый и добрый.

Трудитесь, покамест служат руки

Не сетуй, не ленись, не трусь

За все твои дела и муки

Тебе спасибо скажут внуки

Тебе спасибо скажет Русь.

Гости рассаживаются. Подведение итогов.

Ведущий. Ребята, вот мы и собрали все утерянные страницы старинной книги, а это значит, что мы будем знать и помнить историю нашей великой страны.

А теперь наше путешествие в Древнюю Русь подошло к концу и нам пора возвращаться в наше время, в наш детский сад.

Страницы книги мы перевернем

И в детский сад мы попадём.

Дети уходят.

Ведущий. Спасибо вам за внимание, доброжелательное отношение. И сейчас я предлагаю каждому участнику обозначить своё отношение к нашему путешествию в прошлое, выбрав цветочек любого цвета и украсить вот это окошечко.

- Цветок красного цвета – понравилось всё.

- Синий – хочу знать больше.

- Желтый – заинтересовало, буду внедрять в работе.

Ведущий. И дорогих гостей по старому русскому обычаю не выпустим из избы, пока не угостим чаем с пирогами.

- Гости дорогие, милости просим вас к столу.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Путешествие в Русь богатырскую»Интегрированное занятие «Путешествие в Русь богатырскую» «Путешествие в Русь богатырскую» (интегрированное занятие) Задачи: развитие интереса к истории и культуре Родины; воспитание уважения к.

Фотоотчет «Русь мастеровая-2017»Фотоотчет «Русь мастеровая-2017» Ежегодно в городе, в рамках Августовской педагогической конференции проходит межмуниципальный этап Фестиваля мастеров декоративно-прикладного.

Фотоотчет «Русь моя родная»Фотоотчет «Русь моя родная» Добрый день, дорогие коллеги. Спасибо вам за идеи, которыми вы делитесь на страницах сайта. Сегодня хочу опубликовать фотоотчет о неделе.

Интегрированное занятие «Русь великая, Русь державная, богатырской силой славная» Цель: формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях-защитниках земли русской. Воспитание чувства патриотизма,.

Комплексное занятие «Березовая Русь»Комплексное занятие «Березовая Русь» Цель: формирование эмоционально-действенного отношения к природе Задачи: - развивать эстетическое видение красоты природы; - расширять.

Поделка «Русь Православная!»Поделка «Русь Православная!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Вашему вниманию я хочу предоставить поделку, которую мы вместе с моей напарницей Мигуновой Наталией Андреевной.

Работа в проекте «Наша Родина — Русь!»Работа в проекте «Наша Родина — Русь!» Долгое время наша группа работала над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию "Наша Родина - Русь!". Ребята знакомились с традициями,.

Семейный фестиваль «Русь талантами богата»Семейный фестиваль «Русь талантами богата» Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию развлечение для детей старшего возраста и их родителей. Семейный фестиваль «Русь талантами.

Танец «Русь Величавая» Видео хореография Масловой С. А. Танец " Русь- Величавая" сводный хореографический коллектив детей то четырех до семи лет и воспитатели Центра.

Участие в конкурсе «Русь мастеровая»Участие в конкурсе «Русь мастеровая» Я и моя коллега Потапова О. И., приняли участие в конкурсе «Русь мастеровая». Мы представили конкурсную работу «Коллекция деревянных народных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Русь изначальная»
Опубликовано: 2 января 2018 в 11:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Русь изначальная»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Беспалова (УИ 1028441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД