Валентина Радостева
Интегрированное занятие «Русь великая, Русь державная, богатырской силой славная»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях-защитниках земли русской. Воспитание чувства патриотизма, гордости и желания быть похожими на богатырей.
Задачи
Образовательные:
-расширять знание детей о Родине и её прошлом;
- познакомить с устройством старинных крепостей, защищавших город от врагов;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве;
- продолжать учить отвечать на вопросы и строить предложения, ясно и внятно излагать свои мысли;
Публикация «Интегрированное занятие „Русь великая, Русь державная, богатырской силой славная“» размещена в разделах
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- пополнять словарный запас детей словами-архаизмами (история, крепости, ополчение сигнальщики)
Развивающие:
- продолжать развивать и совершенствовать речь детей;
- развивать любознательность, интерес к истории нашей Родины;
- развивать у детей потребность в двигательной активности;
Воспитательные:
- приобщать детей к фольклору;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, желание служить Родине. Быть сильными и смелыми.
Методы и приё мы: беседа, рассказ воспитателя, рассматривание картин, решение проблемных вопросов, подвижные игры, художественное слово, физминутка
Оборудование: мультимедия, презентация «Древние крепости», мягкие строительные модули, макеты факелов из фонариков, конусные фишки, план схема крепости, три богатырских шлема.
Предварительная работа: знакомство детей с былинами и сказками о богатырях («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», «Как Илья из Мурома богатырем стал», выставка литературы былинного жанра, подборка книг стихов и рассказов о Родине, и их рассматривание, заучивание пословиц и поговорок о Родине.
Ход занятия
I. Вводная часть. Воспитатель объявляет тему. Читает стихи.
Чем больше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
В сердце каждого человека особое место занимает чувство любви к Родине, гордости за то место, в котором он родился и живёт. Эти чувства формируются благодаря рассказам об истории, традициях, достопримечательностях. Без прошлого не может быть будущего.
- А вы ребята любите путешествовать?
- Назовите, куда мы с вами путешествовали совсем недавно? (ответы детей)
-А сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в прошлое, в нашу историю. История - это правдивый рассказ о прошлом.
- А может быть история у человека, у семьи, у нашего посёлка?
- Как называется наш посёлок? В честь какого князя он назван? (Кураги)
- Мы с вами знаем сведения о том, как, когда возник наш посёлок, в честь кого он назван. Вот это и есть история.
II. 1) Рассказ воспитателя о древних крепостях и использованием презентации.
Раньше наши предки славяне (русичи) строили свои жилища на холмах в близи рек и окружали их крепостью, чтобы защитится от врагов. Действительно у славян было много врагов, так как Русь была богата полезными ископаемыми (руда золото, древесиной (лес, рыбой. Враги нападали, чтобы захватить наши плодородные земли, разоряли жилица, угоняли скот. И вот чтобы этого не случилось, строили крепости.
Давайте посмотрим все на экран. Узнаем, как жили наши предки.
(детям предлагается презентация о древних крепостях, их строительстве и защите)
Ребята, мы с вами познакомились с разными формами строительства и сооружения крепостей.
2). Беседа о древних крепостях
1. Для чего сооружали крепости в прежние времена?
2. Зачем строили башни в крепости?
3. Как подавали сигналы защитники крепости своим соратникам?
4. Как называли человека, подающего сигнал другим.
3. Постройка крепости из мягких модулей. Предлагаю вам побыть строителями крепости. А для этого вам надо разбиться на две команды и из модулей по предложенной схеме сконструировать крепость… Молодцы, ребята, с заданием справились!
4. Игра-соревнование «Сигнальщики». Крепость построена.
К ней враг приближается.
Сигнальщик, не спи,
Сигнал подавай!
Предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики».
Команды построены в колонны, передают факел по колонне от одного к другому. Последний участник, принявший факел, подбежав к крепости, зажигает его на башне (включает фонарь). Молодцы, ребята!
5. Загадывание загадки
Силен, как вольный ветер.
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат
И защищает стольный град,
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей. Кто это? (Богатырь)
6. Чтение детьми стихов
А сейчас дети прочитают стихи о самых известных русских богатырях.
Илья
Илья Муромец был лихой казак.
Настоящий он боец и большой добряк.
Добрыня
Добрыня – русский богатырь,
Никитич отчество его.
Он быстро рос и вверх и вширь
И побороть мог всех легко.
Алеша
Алеша Попович, сын русской земли,
Искал богатырскую славу.
Дороги Ростова в град Киев вели
По вешним полям и дубравам.
Тугарин тот край разоряет, злой змей,
Осилить Поповича хочет.
Алеша взмахнул булавой посильней,
Огрел ею в лоб, что есть мочи!
7. Физминутка.
Чтобы силы богатырской набраться, нужно физкультурой заниматься.
Кто шагает дружно в ряд?
Богатырский наш отряд.
Повернемся дружно вправо
И посмотрим величаво.
Не идет ли враг к границе?
Мы на страже у столицы.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Силу мы врагам покажем,
Защитим столицу нашу.
Повернемся: раз, два, три,
В бой идут богатыри!
В бой богатыри шли со своей дружиной. Как вы думаете, ребята, почему войско называли дружиной? (Ответы детей). Правильно, потому что они были дружные: один за всех - и все за одного. Вы разделены на две команды. Предлагаю стать дружинниками и доказать, что вы настоящие богатыри. Первая дружина – «Муромцы», вторая – «Добрыни».
8. Игра «Дружины». В бой дружины шли плотной шеренгой, т. е. плечом к плечу, чтобы не пропустить врага и чувствовать крепкое плечо своих товарищей. Дружины выстроены в шеренги от центра конусной фишки, по радиусу круга. Задача: дружины передвигаются шеренгой по кругу от исходной точки до исходной, не потеряв ни одного бойца. (Выбывает отставший или забегающий вперёд). Молодцы!
9. Релаксация.
Воспитатель. Сигнал вовремя подали,
дружины дружные собрали
и свою крепость удержали.
После трудного боя можно и расслабится.
Выйдем в чистое поле, приляжем на мягкую, шелковистую траву и погладим ее руками. Закроем глаза и представим, что над нами голубое небо, по которому плавно плывут нежные, белые облака. Мы с вами превращаемся в прекрасных, красивых птиц и парим высоко в небе, широко расправив крылья. Нас подхватывает теплый ветерок, и наше тело становится легким, как перышко, которое медленно и легко опускается на землю. Опустившись на землю, мы ощущаем, что наше тело расслабленно. Мы открываем глаза и поднимаемся с травы.
Дружины выстроились в ряд.
И как в народе говорят:
Мы честь не посрамим
За Отчизну постоим.
Сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их конями
Землю Русскую!
Не затмить им солнца наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
III. Итог. Я благодарю вас за активную, дружную работу и верю, что мы всегда будем горячо, нежно любить свою Родину и оберегать, хранить историю и передавать её своим детям.
Преданье старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!