Наталья Басина
Мастер-класс «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Задачи:
Ожидаемый результат:
Публикация «Мастер-класс „Родителям о воспитании девочек и мальчиков“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- сформированы начальные представления детей о гендерных особенностях, используют полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками, сформированны способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры. Создана система совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желание общаться и учиться новому;
- у родителей формируются педагогический опыт по использованию игр с детьми как средством обучения по гендерному воспитанию;
- формирование у родителей гендерной компетентности.
- знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
- формирования знаний и развитие познавательного интереса через внедрение системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в детском саду, личностно-ориентированный и рефлексивный подходы.
Качественно новый результат: умение обобщать представленный материал мастер – класса, заинтересовать и планировать творческое начало педагога и родителей, воспитывать девочку или мальчика в дошкольном возрасте, влияя на развитие личности существенно, позволять проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Методы и приё мы: игровой метод, вопросы, беседа, использование иллюстраций, демонстрация наглядного материала.
Оснащение: ТСО: экран, проектор, презентация, два стола, доска для рефлексии.
Раздаточные материалы: куклы сделанные из картона и цветной бумаги девочка и мальчик для игры «Давайте говорить друг другу комплименты», мяч для игры «Какие обязанности выполняют по дому мама и папа?», 2 листа бумаги А4 и 2 коробки цветных карандашей для работы в группах «В гостях у сказки», 2 конверта (голубой и розовый, карточки с изображением девочек и мальчиков, с последовательностью от младенчества до старости для игры «Что с начало, что потом?», доска с прикрепленным центром от цветка, 8 лепестков разного цвета для рефлексии.
План проведения мастер-класса.
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.
II этап. Обоснование основных идей игры в жизни детей дошкольного возраста в воспитании гендера девочек и мальчиков, актуальность их использования в работе педагога ДОО.
III этап. Практический:
1 игра «Давайте говорить друг другу комплименты»;
2 игра с мячом: «Какие обязанности выполняют по дому мама и папа?»;
3 работа в группах «В гостях у сказки»;
4 игра «Доскажи Имя сказочного героя»;
5 игра – разминка «Девочки и мальчики»;
6 работа в группах «Что сначала, что потом?».
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Используемый материал и оборудование: доска, проектор, презентация к мастер – классу «Родителям о воспитании мальчиков и девочек», два стола, материал для предложенных игр с родителями, магнитная доска для рефлексии.
Ход мастер – класса
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.
1 Слайд (мальчик и девочка)
Ведущий: Добрый день уважаемые родители и коллеги!
Тема нашего мероприятия посвящена воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду.
Гендер - что это такое?
Может, это мандарины?
Может, это чья – то шляпа?
Или чей ни будь зверек?
И зачем нам нужен гендер?
Чтобы разводить цветочки?
Рассадить их по горшочкам
Или посадить в чулок?
Гендер – это мама с папой,
Это милые детишки
Это платья и штанишки,
Гендер – это наша жизнь!
Это сила, это храбрость,
Это нежность и отважность
Очень разных двух миров.
Гендерное воспитанье
Важно для образованья.
Важно, чтобы быть счастливым
Гендер – это наша жизнь!
II этап. Обоснование основных идей игры в жизни детей дошкольного возраста в воспитании гендера девочек и мальчиков, актуальность их использования в работе педагога ДОО.
Ведущий: Так все же что такое гендерное воспитание?
2 Слайд (тема мастер – класса)
Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать
одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.
В связи с этим тема мастер – класса «Родителям о воспитании девочек и мальчиков». Прежде чем мы перейдем к раскрытию темы мастер – класса я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:
1. Нужно ли чтобы дети дошкольного возраста взаимодействовали с противоположным полом? Почему?
2. Какую роль играет семья при обучении, взаимодействию с противоположным полом?
3 Слайд (семья)
Семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.
4Слайд (воспитанники)
Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. В своей работе педагоги нашего детского сада используют такие игры с учетом на гендер мальчик или девочка. С детьми рассматривают иллюстрации одежды мальчиков и девочек, любимые игрушки каждого пола. Рассматривание собственной одежды и обуви, нахождение в ней сходства и различия, и все это вызывает огромный интерес у девочек и мальчиков, и даже при выполнение режимных моментов, мальчики уступаю девочкам.
III этап. Практический
5 Слайд (мир детства)
Предлагаю вам, окунутся в детство и поиграть в различные игры, для этого мне нужны помощники, 4 родителя. Подойдите к нашим замечательным ребятам. Познакомьтесь, Маша и Саша. Определитесь, кто вам больше понравился, станьте вдвоем со стороны мальчика и вдвоем со стороны девочки.
1. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
На столе стоят два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка. Участники становятся рядом с выбранным персонажем и говорят по очереди комплименты друг другу.
Итог: В такой игре дети учатся быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к противоположному полу. Закрепляют знания о качествах мужественности и женственности.
2. Игра с мячом: «Какие обязанности выполняют по дому мама и папа?».
Ведущий по очереди передает мяч участникам, определяя роли. Например, передавая мяч, говорит: «папа», участник называет обязанность папы, «мама» участник называет обязанность мамы.
Итог: Играя в такую игру, у детей формируется представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывает желание оказывать помощь людям.
3. Работа в группах «В гостях у сказки».
Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки, предлагаю вам, разделится на две команды. Одна команда будет рисовать сказочного персонажа девочку, а вторая сказочного персонажа мальчика.
После выполнения задания участники характеризуют своих сказочных героев.
Ведущий: пока наши участники заняты, сейчас я поиграю с вами родителями, присутствующими в зале.
4. Игра «Доскажи Имя сказочного героя»
Предлагаю следующее задание. Оно сказочное. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
Называю сказочные имена девочек :
Елена. (Прекрасная)
Сестрица. (Аленушка)
Василиса. (Премудрая)
Крошечка (Хаврошечка)
Марья. (Искусница)
А теперь сказочные имена мальчиков :
Мальчик. (с пальчик)
Братец. (Иванушка)
Иван. (Царевич)
А теперь имена трех богатырей.
6 Слайд (дети танцуют)
5. Игра – разминка «Девочки и мальчики»
Под веселую мелодию все присутствующие в зале выполняют движение.
Слово «девочка» выполняют пружинку с поворотами, слово «мальчик» пружинка с хлопками в ладоши, слова «девочки и мальчики» берутся за руки и делают пружинку.
6. Игра «Что сначала, что потом?»
Материал: набор картинок с изображением возрастных изменений людей разного пола, кармашки.
Участники раскладывают карточки на столе. Карточки нужно разложить в правильной последовательности карточки с изображением девочек и мальчиков изменяющимся с возрастом.
7 Слайд (Карточки последовательности)
После выполнения задания ведущий проверяет правильность разложенных каточек на слайде.
Итог: В такой игре закрепляются знания детей о возрастных изменениях людей разного пола, воспитывается гендерная принадлежность.
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
7. Рефлексия «Цветок пожеланий».
Наше мероприятие подошло к концу. Уважаемые родители, участники мастер – класса я предлагаю вам взять по два лепестка и написать на них пожелание, то есть оставить свои впечатления о мастер-классе. Был ли он интересен, актуальна ли такая тема для вас, что-то можно добавить…
Итог: Роль гендерного воспитания очень важна в наше время. Изучать этот вопрос должны педагоги, а также родители. И все кто окружает детей, должны понимать - мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Нужно постараться понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от родителей и воспитателей.
8 Слайд (спасибо за внимание)