Валентина Тулинова
Мастер-класс «Рисование песочных картин»
Мастер-класс
«Рисование песочных картин как средство снижения уровня тревожности»
Цель: практическое освоение приёмов песочной терапии как коррекционной технологии, стимуляция эмоционального фона.
Задачи:
- способствовать снятию напряжения, расслаблению;
- создавать интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук.
Ход проведения:
Вводная часть
Публикация «Мастер-класс „Рисование песочных картин“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Добрый день, уважаемые гости. Рада приветствовать вас на мастер-классе «Рисование песочных картин как средство снятия психоэмоционального напряжения».
Хотелось бы немного окунуться вглубь веков и рассказать об истоках песочной терапии как средства работы педагога-психолога.
Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки на песке. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей.
В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.
К тому же, песок как бы "заземляет" негативную энергию.
Кто из нас в детстве не играл c песком? Ведерко, формочки, совок - первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Мы с вами рассмотрим использование песка с другой стороны.
Нам всем доподлинно известно, что дети любят рисовать. Конечно, техник рисования, в том числе, и нетрадиционных великое множество. И с большинством из них вы, безусловно, знакомы.
Сегодня я хочу познакомить вас с техникой рисования песочной мозаики. Наверное, вы мысленно задали вопрос: а почему именно мозаики? В первую очередь, у малышей развивается воображение и образное мышление. Кроме того, в процессе создания рисунка из мозаики ребенок тренирует целеполагание и занимается целенаправленной деятельностью. Это формирует волевую регуляцию собственного поведения. Ну и никто не будет спорить, что раскрашивая мозаику, ребенок формирует художественный вкус, развивает творческую активность и познает мир. Но это будет не просто мозаика. Я предлагаю немножко помечтать и изготовить мозаику дна морского…
Практическая часть
Перед началом изготовления мозаичной картины предлагаю прослушать стихотворение Веры Александровны Шипуновой «Чудесная мозаика» :
Из осколков и кусочков
Сказку соберу для дочки:
Серый волк по лесу мчится,
Распустила хвост Жар-птица,
Щука смотрит из воды,
Собирает лис цветы
Для соседа Заиньки –
Это всё в мозаике!
Перед вами на столах лежат заготовки для будущих мозаик. Суть рисования песком заключается в последовательном нанесении цветного песка на различные участки клейкой основы и равномерном его распределении. Для того, чтобы получить яркий, позитивный рисунок, необходимо выполнять некоторые простые правила нанесения цветов:
1) Самые темные цвета наносятся в первую очередь. Это необходимо для того, чтобы цвета не «пачкались».
2) Стоящие рядом элементы мозаики желательно раскрашивать в близкие по цветовому кругу цвета, чтобы избежать резких переходов и агрессивных сочетаний.
3) Работая с цветным песком нужно иметь в наличии емкость для каждого цвета песка отдельно, чтобы избежать смешивания песочной массы.
Сначала нужно убрать верхний слой с липкой основы в тех местах, где у нас будут границы цветов. Для этого нужно взять стеку для пластилина и с её помощью подцепить край полоски. Необходимо убрать верхний слой со всех границ. Затем следует взять песок того цвета, которого вы представляете эту границу, желательно самый темный из всех. Насыпаем на липкую основу, равномерно распределяем песок по поверхности, втираем пальцем. Излишки песка стряхиваем на лист бумаги или обратно в емкость.
Следующим верхний слой убираем с того элемента мозаики, который вы будете заполнять следующим. Поступаем так же, как и с границами: насыпаем, растираем, стряхиваем.
Таким же образом мы должны заполнить все элементы нашего морского дна.
Для того, чтобы работа была полностью закончена, необходимо поместить ее в рамочку для фотографий подходящего размера.
Вот такие интересные яркие картины у нас получись. Их вы можете оставить на память и в качестве наглядного примера того, как необычно можно использовать песок.
Заключительная часть
Песок лечит душу человека. У этого вида терапии нет противопоказаний и побочных эффектов. Он подходит всем: детям в любом возрасте, которым свойственна повышенная тревожность застенчивость, мнительность, низкая успеваемость в школе, проблемы в общении со сверстниками и родителями; подросткам, у которых низкая самооценка, конфликты с родителями или сверстниками.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим, или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
На этом наш мастер-класс подошел к концу. Огромное спасибо всем за участие. Надеюсь, полученная сегодня информация вам пригодится для использования в дальнейшей работе.