Галина Гейде
Мастер-класс «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Мастер – класс «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
Публикация «Мастер-класс „Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Ход мастер-класса
Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Конечно играть. Мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески.
Кроме игр мои дети очень любят слушать сказки.
Народные и авторские сказки, которые дети уже знают наизусть,
мои бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных
математических ситуаций. Просто читать сказки – этого мало. И я решила попробовать сочинять новые сказки, а так же старые сказки на новый лад.
Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений я предлагаю детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.
Сочиняя сказку, я продумываю к ней пособия или мультимедийное
сопровождение. На своих занятиях и в индивидуальной работе я широко использую разного рода развивающие игры. Это:
- головоломки,конструкторы которые развивают мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук,развивает фантазию, логику, пространственное воображение.
А сейчас, уважаемые коллеги, я бы хотела Вам продемонстрировать одну из моих работ. Мы с Вами отправимся в путешествие по сказке «Красная Шапочка». А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “1, 2, 3,4,5 начинаю превращать. Покружились,покружились и в детей все превратились. Открываем глаза. Сказка начинается.
Сказка «Красная Шапочка»
Жила –была девочка. Решила мама сшить ей шапочку, а какой формы будет шапочка не смогла придумать. Давайте поможем маме придумать модель шапочки. Пофантазируйте, а если кому нужна помощь, можете воспользоваться картой-схемой (работаем в парах)
Сейчас я предложила ребятам «Колумбово яйцо». Суть игры - конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее.
Такая игра развивает пространственное воображение, сообразительность, смекалку, усидчивость и мелкую моторику.
Колумбово яйцо представляет собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п.
- Ребята, вы готовы?
- Да.
Какие красивые модели у вас получились. Давайте покажем их нашим зрителям. Сколько деталей вы использовали для составления модели шапочки? А сколько деталей потребовалось вам? А вашей паре?
Так понравилась шапочка девочке, что она никогда с ней не расставалась и прозвали ее Красная шапочка. Слушайте сказку дальше.
Однажды решила мама испечь пирожное, и отправить Красную шапочку, чтобы она отнесла их бабушке. Бабушка любит пирожное с малиновым джемом – они красного цвета. Папа любит квадратное пирожное. Давайте разложим пирожное по корзинкам, в большую корзинку мы положим квадратное пирожное для папы. В среднюю красные для бабушки. А в маленькую корзинку все остальные. Приступайте к работе.
В своей работе по развитию математических способностей я использую много дидактических игр в том числе и логические блоки Дьенеша. Они специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. И состоят из 48 объемных геометрических фигур, различающихся: по цвету (красные, синие, желтые, форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, размеру (большие и маленькие, толщине (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
С помощью блоков дети знакомятся с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой - маленький», «толстый -тонкий», «такой же», «не такой».
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане математической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Давайте посмотримсправились ли вы с заданием. Скажите в какую корзину вы положили красные пирожные, квадратные, все остальные? Какие вы молодцы, что собрали для бабушки ее любимые пирожное с малиновым джемом! Присаживайтесь, пожалуйста.
Пора отправлять Красную шапочку к бабушке, но вот беда, волки в лесу ходят. Как же нам помочь Красной шапочке не встретится с волком? А в этом нам поможет карта, на которой изображены животные. Пододвиньте карту к себе. Давайте выберем картинки с волком и закроем каждого волка камушком. У кого карты красного цвета закрывает волков большими камушками, у кого карты желтого цвета треугольниками, у кого карты зеленого цвета камушками синего цвета. Работаем самостоятельно.
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, красота которых завораживает настолько, что взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение – это весёлые, полезные и простые игры.
Данные камешки можно использовать в работе с детьми начиная с 2-3 лет и старше. Но помните, что ребята младшего возраста могут свободно брать их в рот, поэтому рекомендуется использовать более крупные МАРБЛС и обязательно играть под присмотром взрослых. Прикоснитесь к этим удивительным камушкам.
А теперь проверьте, пожалуйста, как справился с заданием ваш сосед. Если у вашей пары всё верно,возьмитесь за руки и поднимите руки вверх. Молодцы! Теперь Красной шапочке можно спокойно идти по лесу не опасаясь сердитого волка.
Но вот беда, зашла она в лес, а тропинки не видно. Куда идти? Нужна наша помощь. Разделитесь на две команды, первая команда работает с левой сторонылего - стола, вторая с правой. Первая команда собирает узкую дорожку, а вторая широкую от начала до конца лего - стола.
Лего- конструктор является подходящим материалом для целей математического развития, так как он является образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия.
С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную игру, то и процесс усвоения материала становится легким. Мы с ребятами сами придумываем задачи, создавая объемные фигуры-персонажи этих задач.
Какие замечательные получились дорожки. Вопрос для первой команды: Какую дорожку сделала вторая команда? А какую дорожку сделала первая?
Теперь наша Красная шапочка точно не заблудиться. Присаживайтесь.
Наконец-то увидела красная шапочка. Домик бабушки. Обрадовалась бабушка внучке. Попробовала вкусные пирожные. А за гостинец хотела бабушка подарить маме бусы. Да вот глаза у нее плохо видят. Давайте поможем бабушке бусы собрать.
На столах конструктор, возьмите и соедините между собой 10 бусинок, а свои бусы соедините с бусами соседа, а теперь выйдете на ковер, встаньте полукругом и соедините бусы в одну нить. Ребята нравятся вам бусы? Я думаю, что имаме они очень понравятся.
Конструктор бусы не только прекрасный счетный материал, но и чудное средство для формирования знаний о составе числа и для развития мелкой моторики.
Вот наша сказка и подошла к концу ….)превращение
Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Дети активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления.
Итак, я хочу закончить свое выступление словами
Математика – наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием
Рефлексия:
В завершение своего мастер-класса хочу поблагодарить вас за активное участие. И хотелось бы, узнать вашу оценку. Если вам понравился мой мастер-класс и вы узнали для себя что-то новое положите камешки Марблс на чашу весов с зелёным кругом. Если вам всё было знакомо и вы не отметили для себя ничего, положите камешки на часу весов с красным кругом.
Кто заинтересовался данной методикой, можете посетить мою страничку и найти на ней материал с картами и теорией.
СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!