Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»

Татьяна Сайфетдинова
Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Публикация «Мастер-класс „Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы“» размещена в разделах

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект. Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, направленная на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонематическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающая развитие связной монологической речи.

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений, дидактической игры.

Основные принципы развивающих игр : совмещение элементов игры и учения, переход от игры - забав через игры- задачи и учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий. В качестве основных средств обучения развития связной речи выделила для себя дидактическую игру и игровые приемы.

Важнейшее условие успешной реализации образовательной области «Коммуникация» - постепенное освоение речевой деятельности в единстве всех его компонентов. Авторы программы предлагают реализацию задач развития связной речи через литературную, художественную и игровую деятельность детей.

Работая в подготовительных группах несколько лет, и проводя диагностические исследования, выявила низкий уровень развития связной речи. Дети затруднялись устанавливать причинно следственные связи, поэтому допускали содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, нуждались в постоянной помощи воспитателя.

Анализ диагностических данных показал: речь детей характеризовалась пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами. Дети были пассивны в ходе обсуждения текста. Таким образом, пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их

совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры и упражнения. Они используются для решения всех речевых задач.

Гипотеза: Развитие связной речи детей дошкольного возраста осуществляется посредством использования дидактических игр и игровых приемов.

I этап. Цель: усвоение детьми структуры сюжетного повествования.

Свою работу начала с метода совместных рассказывании, где использовала такой игровой прием «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».

Практическая часть:

- Выпал первый….

-Утром дети …

-Девочка Маша играет….

В процессе обучения планированию высказываний задавала схему, называя начало предложения, подсказывала последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей.»). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

Практическая часть:

«Найди ошибку»

1Девочка ушиблась о камень.

Пол ударился о мячик.

2. Веревочка прыгала через девочку.

Девочки прыгали через веревочку.

3. Туча спряталась за солнце.

Солнце спряталось за тучу.

Далее давала свой образец рассказа - это короткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае я использовала прием рассказывание по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе использовала дидактические игры «Магазин игрушек», «Кто это?», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Реклама».

В качестве наглядной опоры предлагала детям «Схему описания игрушек». Эти игры побуждали детей к активному речевому участию. С целью усложнения игры стала использовать загадки-описания. Так, сначала учила детей отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Здесь побуждала детей использовать схему самостоятельно.

Практическая часть:

Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь. (Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице.) Составьте рассказ с опорой на схему по любой из игрушек.

На данном этапе работы использовала следующие виды игрушек : дидактические (матрешки, пирамидки); сюжетные (образные) : куклы, машинки, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми - мальчик, девочка, собака; девочка, домик, курица, кошка.

Также включала в работу и рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания отобрала картины с упрощенным сюжетом и дала образец своего рассказа по картине. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики.

В продолжение работы по развитию связной речи включила рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Вместе с детьми рассматривали и описывали каждую картину из серии, а затем объединяли в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. Здесь в процессе рассматривания выделили: начало, середина, конец рассказа.

Практическая часть:

Далее один из интересных приемов это «Работа с сюжетными картинками» (из трех частей) посмотрите на серию картинок. Давайте вместе составим рассказ.

В результате проведенной работы дети овладели умениями точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Дети стали внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.

На II этапе своей работы усложнила все виды игр и игровых приемов. В совместном рассказывании использовала уже частичный образец - начало или конец рассказа, так как этот прием облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста.

Практическая часть:

Игра «Реклама» с использованием схемы. Одному из участников завязывают глаза, он должен догадаться, о чем идет речь. Другой участник должен описать предмет не называя его.

Применяла при закреплении умения рассказывать или демонстрации детям вариантов творческого задания. Вместе с детьми анализировали образец рассказа, это побуждает детей к последовательному изложению и структуры рассказа. Этот прием подсказывает им план будущих рассказов. План рассказа сопровождался коллективным обсуждением. В процессе последовательного обсуждения плана, вместе отбирали наиболее интересные высказывания и объединяли в целостный рассказ.

Продолжая работу над составлением рассказов об игрушках, использовала набор игрушек. Составляя связный последовательный рассказ по группе игрушек, сопровождала игровыми действиями с игрушками по типу игры - драматизации. В данном случае составление рассказа облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые сопровождает сам. Постепенно дети начали самостоятельно составлять рассказы. На данном этапе помогала развивать сюжет, используя слова - связки, глагольную лексику (позвал, убежал, встретил и., учила включать диалог действующих лиц (спросил - ответил, элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа отбирала 2-3 игрушки, чтобы легче развивать сюжет и включать в повествование всех действующих лиц, подбирать слова к действиям, использовать прямую речь. Такой прием рассказывания нравится детям, они и сами хотят придумывать подобные рассказы или сказки.

Усложнила и содержание дидактических игр на описание их содержанием. В игре «Магазин игрушек» ребенок - покупатель должен описать игрушку, опираясь на схему- модель, а продавец - отгадать, какая эта игрушка и продать ее. Условием получения игрушки кроме описания поставила требование: назвать отдел, полку, на которой она стоит. В индивидуальной работе с детьми вносила соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»).

В составлении рассказов по картине добивалась последовательного описания всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.

Практическая часть:

В работе по серии сюжетных картин использовала различные игровые приемы. Упражнение «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок заведомо нарушенной последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее, придумать название рассказа и содержание по всем картинкам.

В задании «Продолжи рассказ» - вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети давали название серии. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитее сюжета.

Практическая часть:

В упражнении «Что пропустили?» расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки и опять составляется рассказ, и сравнивают рассказы между собой.

Каждый из вариантов решает ряд задач: формировать представления о композиции; развивать умения описывать сюжет, предвидеть его развитие; придумывать начало и середину, когда известен конец. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

После того как дети усвоили структуру сюжетного повествования, научились понимать и оперировать схемами - моделями, знать композицию повествования и описания, переходим к следующему, III этапу работы - творческому виду рассказывания - это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть связный, логически последовательный рассказ. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности детей. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой личный опыт, и облекать его в форму связного повествования. Словесное творчество для детей выражается в различных формах: в сочинение рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц. В рассказах по отдельной игрушке (это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя - данной игрушки, игрушка только определяет главного героя, а образы действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта. В помощь детям предлагала план в виде общих вопросов, например, в рассказе «Приключения козленка» : Куда мог отправиться козленок?; «Кто были его друзья?»; «Что с ним случилось?»; «Чем закончились его приключения?». Планом намечала основные вехи рассказа, а дети наполняли его содержанием.

В рассказывании по серии картин, использовала словесные указания: кому начать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.

Практическая часть:

Игровое упражнение «Что сначала, что потом». Участникам предлагаю самим выставить правильную последовательность и составить рассказ по картинкам.

В рассматривании по серии картин предлагала детям самим задавать вопросы, например «Зимние развлечения». После таких пояснений и указаний дети принимали активное участие в коллективном рассказывании.

На этом этапе было важным понимание детьми задание «придумать», то есть создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Тема должна быть близка к опыту детей, чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступный их пониманию и интересный. Только в этом случае у детей появится желание придумать свой рассказ.

Практическая часть:

Обучение умению придумывать сказки начала с игры «Перевертыши» или «Сказка наоборот».

Игра «Перевертыши» Все вы знаете сказку «Красная шапочка». Сейчас я предлагаю вам сочинить сказку наоборот. Пусть она будет называться, допустим «Зеленый беретик», по аналогии сочиняется сказка, заменяя только персонажей сказки, но остается описание хода событий без изменений.

В игре «Сказочники» использовала различные виды театра, вместе с детьми сочиняли уже новые сказки. В своих сочинениях старались сохранить и описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка. Использовала сказки о животных, так как у ребенка, с его наблюдательностью и любовью к животным, больше возможности мысленно представит их в разных условиях.

Практическая часть:

Игра «Сказочники» с использованием различного видов театра, например, плоскостной. Педагог выставляет поочередно персонажей сказки, участники поочередно придумывают сказку, не забывая сохранять описание, логичность повествования, кульминацию и развязку.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки проводила поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. Далее на втором этапе совместно с детьми осуществляли анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Вместе с детьми выбирали тему, называли персонажей - героев будущей сказки, продумывали план развития сюжета. На третьем этапе активизировала самостоятельное развитие сказочного повествования. Предлагала детям придумать сказку по готовой теме, сюжету, персонажами. Так совместно с родителями дети оформили свою сказку «Про храброго ежа и трусливого зайца» в виде книжки. Дети с удовольствием читали (рассказывали) свои сказки в группе и оформили выставку своих книг. Обратите внимание перед вами выставка книг, здесь представлены сказки, сочиненные детьми.

В результате речь детей стала грамматически правильная, расширился их словарный запас, дети легко пользовались схемами - моделями, свободно пользовались структурой сюжетного повествования. Речь детей стала логична и последовательна. Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета, пользоваться разнообразными средствами выразительности. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : издательский центр «Академия», 2000.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозайка – Синтез, 2004.

3. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Шаврина Л. Г. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Развитие звуковой стороны речи дошкольников Развитие звуковой стороны речи дошкольников Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»
Опубликовано: 20 января 2013 в 15:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сайфетдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД