Люба Сематюк
Развитие звуковой стороны речи дошкольников
Развитие звуковой стороны речи дошкольников
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Высокий уровень развития речи дошкольника включает :
Публикация «Развитие звуковой стороны речи дошкольников» размещена в разделах
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
- развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, ответить, возразить, спросить, объяснить;
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.
Для того чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесенное им слово и каждого звука в отдельности необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, дети контролируют свою артикуляцию и стремятся приблизить «подогнать» свое произношение к произношению окружающих.
Усвоение ребенком звуковой стороны слова сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы, как: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное выделение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество, стихотворчество) дети «играют» со словами, подбирают рифмы. Мы их называем слова-друзья (лейка-скамейка, санки-банки, мишка-мышка, коса-коза, лисичка-сестричка, коза-стрекоза).
Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное им слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата: неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ – все это является причиной плохого произношения. Поэтому делая артикуляционную гимнастику наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов – язык. От его положения, от того, какую форму он примет (распластан, образует желобок, кончик языка сужен или касается верхних резцов и т. д. – зависит правильное произношение. Чистота произношения обеспечивается прежде всего за счет правильного произношения согласных звуков.
Большое значение имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает звуко – и голосообразование. Например, многие дети неправильно произносят звук «р» только потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р».
Часто дети не произносят звук «л» - говорят «ва». Нужно показать правильную артикуляцию звука «л» (рот растянуть в улыбке, кончик языка прикусить – «самолет летит».
В построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, особую роль при этом играет интонационная характеристика произносимой речи. Интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности (повествовательная, вопросительная, восклицательная и побудительная).
Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации (дикция).
В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка одновременно с интонационной стороны речи развивается и речевой слух – ощущение высоты тона, сила звука, чувство тембра и ритма.
Тон, тембр, паузы, разные типы ударений являются важными средствами звуковой выразительности речи.
Темп речи имеет самое непосредственное отношение к развитию произносимой речи. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка в зависимости от речевых ситуаций, менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа должна проводиться систематически.
Из всего сказанного следует, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, нужно развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, фонематический слух. Поэтому необходима артикуляционная гимнастика. В младших группах нужно брать чаще потешки: «водичка, водичка, умой мое личико…», «кисонька-мурысенька», «петушок-петушок, золотой гребешок», «расти коса до пояса» и т. д.
Потешки используются для развития у детей внимания к звучащей речи. Считалки рекомендуются как упражнения для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, вполголоса, быстро, медленно, умеренно). А так же для выработки отчетливой дикции: «мы делили апельсин, много нас, а он один».
Загадки-добавлялки помогают воспитанию приучать детей слушать стихотворение, подбирать слова, непросто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу: «Верещунья, белобока, а зовут ее (сорока)», «Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису).
Загадки помогают развивать у детей слуховое внимание, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми звуков в словах, т. е. способствует развитию хорошей дикции.
«Белая скатерть все поле покрыла (снег)»
«Четыре братца под одной крышей стоят (стол)»
Чистоговорки и скороговорки закрепляют произношение детьми звуков наиболее трудных (с-з, ц-т, ж-ч, отрабатывают дикцию, а так же рекомендуется и в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата произносить громко-тихо, шепотом; темпа речи-быстро, медленно; са-са-са – в лесу бегает лиса, со-со-со – у Вовы колесо, су-су-су-было холодно в лесу.
Большую роль играют конструкторы, различные застежки с пуговицами, замками, сапожки-шнуровки. Все эти игрушки-добавлялки разрабатывают мелкую мускулатуру рук, пальцев, а значит мышление.
Воспитатель высшей категории
Сематюк Л. В.
Май, 2011
год.