МААМ-картинки

Мастер класс «Развитие речи посредством народного творчества»

Ольга Щербакова
Мастер класс «Развитие речи посредством народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

Щербакова Ольга Александровна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

Центр развития ребёнка – детский сад № 173 «Подснежник»

Мастер - класс «Развитие речи посредством народного творчества»

Публикация «Мастер класс „Развитие речи посредством народного творчества“» размещена в разделах

1. Вводная часть. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи : расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Дети логопедической группы испытывают особые трудности в общении. Для преодоления речевых проблем у детей, начали активно использовать в коррекционной работе малые фольклорные формы, как средство формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

Первым делом приступили к оформлению уголка «Куклы наших бабушек», куда поместили старинную посуду, расшитые полотенца, самотканые дорожки, сундук с русскими народными костюмами. С помощью родителей изготовили тряпичные куклы. Уголок стал излюбленным местом для девочек и мальчиков, которые с удовольствием играли в «Семью». Мы включались в игру, используя потешки, колыбельные, пословицы и поговорки.

Систематически включали фольклор в разные виды деятельности: при организации и проведении режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности; в приобщении детей к национальной культуре; в беседах; в наблюдениях; в народных подвижных играх; в играх на развитие мелкой моторики; в театрализованной деятельности. Потребовалось время, чтобы дети начали применять народное творчество самостоятельно в играх. Играя самодельными народными куклами, дети учились фантазировать, творить, тренировать память, развивать связную речь. Куклы помогали детям научиться общаться и проявлять милосердие.

Для старших дошкольников с нарушениями речи очень важно развитие мелкой моторики рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому мы включили в план работы изготовление тряпичных кукол своими руками. На первом этапе работы мы устраивали с детьми в уголке «Куклы наших бабушек» вечерние посиделки и заводили разговоры о старинной утвари, о русском национальном костюме. С удовольствием дети знакомились с древними легендами и традициями изготовления тряпичных кукол. На втором этапе организовали серию дидактических игр: «Угадай куклу по описанию», «Угадай на ощупь», «Какая, какой», «Закончи предложение». В ходе игр были использованы русские народные потешки, прибаутки, загадки. Третий этап – изготовление тряпичной куклы. Дети вместе с родителями готовились к важному дню – изготовления куклы своими руками: приносили разные ткани, вместе рассматривали их, описывали внешний вид, определяли на ощупь, какая ткань. При изготовлении куклы осуществлялась не только совместная деятельность педагога с детьми, но и совместная деятельность со сверстниками: работа парами («Помоги другу»). Создавая народную куклу дети осваивали: приемы сгибания ткани определенной формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположные стороны); умение работать с тканью путем закручивания или складывания; учатся одному из способов крепления – креплению нитками.

2. Практическая часть с педагогами. Предлагаю мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы Колокольчик. Представьте, уважаемые коллеги, что вы дети подготовительной группы, а я бабушка Забавушка и у нас вечерние посиделки в уголке «Куклы наших бабушек».

Бабушка Забавушка. Традиционная народная кукла почти не изменилась с тех давних пор, как придумали ее наши предки. Кукла бережно передавалась из рук в руки - от матери к дочке, от бабушки к внучке. Из чего делали кукол? Традиционную тряпичную куклу делали из разных материалов - соломы, травы, лыка, веточек, палочек и, лоскутков старой одежды. (показываю материалы). В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Куклу наряжали, но лицо не рисовали (показываю куклу). Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, а значит безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой и оберегом. Она оберегала ребенка. Сегодня мы научимся делать вот такую куклу (показываю куклу Колокольчик).

У моей куклы красивое имя. Отгадайте, как ее зовут? Почему вы так решили? На что она похожа? Своим сарафаном она похожа на колокольчик Отсюда и название: Колокольчик-куколка добрых вестей.

Звон колокола очищает пространство, делает мир ярче и светлее. Звук от колокола идет словно круги по воде, поэтому и юбка у куклы круглая. Если посадить куклу, то на что похожа юбка? (на солнышко). Если держать в руках, на что похожа? (яркий, веселый колокольчик). Прежде чем приступить к работе подготовим наши пальчики, чтобы они были послушными. Поиграем (пальчиковая гимнастика).

Динь-дон, дили дон… хлопки руками

Что за странный перезвон? разводим руки в стороны

Это детки взяли в ручки, соединили ладошки вместе

Колокольчик-куколку. имитация колокольчика

И давай плясать и петь, шагаем пальчиками

Ручкой весело вертеть, фанарики

Колокольчиком звенеть имитация игры на колокольчике

Изготовление куклы вместе с педагогами.

Приступим к работе. Нам понадобятся 3 круглых лоскута ткани разного цвета, один меньше другого. В центр большого лоскута кладем вату, формируем голову и обвязываем нитью на шее. Аккуратно расправляем складочки. Поверх на голову одеваем второй круглый лоскут, также перевязываем на шее, а затем третий, самый маленький. Получается основа-куколка в трех юбках.

Квадратный лоскут ткани по диагонали надеваем на голову куклы, уголки расправляя в стороны -это будут руки. Перевязываем на шее. Формируем ладошки, подгибая уголки внутрь и перевязывая нитью. Уголки рубахи спереди и сзади также подгибаем внутрь к телу куколки.

Чтобы повязать платок, подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведем концы под ручками назад, где и завязываем. Получается куколка в платочке. Платок должен охватывать лоб. Колокольчик готов!

Куколку с тобой мы взяли,

Вправо влево покачали.

Слышится со всех сторон

Колокольчика лучистый звон.

В куклы не только играли - они помогали человеку на протяжении всей его жизни. В робких и неумелых детских руках рождаются народные тряпичные куклы. Помогая детям, мы сами учимся древнему искусству, а значит, легко найдем общий язык с детьми.

Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет: расширять детские представления об окружающем их мире;

сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением; улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Что, в свою очередь, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Развитие речи у детей первой младшей группы посредством устного народного творчества Цель проекта:•разработать систему работы по развитию речи у детей двух-трёх лет. Задачи проекта:•использовать методы и средства побуждающие.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» Устное народное творчество- это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает обогащать среду, в которой растут.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: познакомить педагогов с видами.

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников посредством бумажного творчества (техника «Айрис фолдинг») государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школы пос. Просвет структурное подразделение.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. В 2015-2016 учебном году я выбрала тему для своего самообразования.

Педагогический проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Продолжительность проекта:.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Воспитатель МБДОУ «Детский сад №13» Атауллова.

Проект в младшей группе «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Проект в младшей группе: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества». Подготовила и провела: Мищенко О. Н. Актуальность.

Развитие коммуникативных навыков детей 3–4 лет посредством устного народного творчества во время проведения прогулкиРазвитие коммуникативных навыков детей 3–4 лет посредством устного народного творчества во время проведения прогулки Одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является устное народное творчество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер класс «Развитие речи посредством народного творчества»
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 22:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер класс «Развитие речи посредством народного творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Щербакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД