Ольга Щербакова
Мастер класс «Развитие речи посредством народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Щербакова Ольга Александровна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
Центр развития ребёнка – детский сад № 173 «Подснежник»
Мастер - класс «Развитие речи посредством народного творчества»
Публикация «Мастер класс „Развитие речи посредством народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Вводная часть. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи : расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Дети логопедической группы испытывают особые трудности в общении. Для преодоления речевых проблем у детей, начали активно использовать в коррекционной работе малые фольклорные формы, как средство формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Первым делом приступили к оформлению уголка «Куклы наших бабушек», куда поместили старинную посуду, расшитые полотенца, самотканые дорожки, сундук с русскими народными костюмами. С помощью родителей изготовили тряпичные куклы. Уголок стал излюбленным местом для девочек и мальчиков, которые с удовольствием играли в «Семью». Мы включались в игру, используя потешки, колыбельные, пословицы и поговорки.
Систематически включали фольклор в разные виды деятельности: при организации и проведении режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности; в приобщении детей к национальной культуре; в беседах; в наблюдениях; в народных подвижных играх; в играх на развитие мелкой моторики; в театрализованной деятельности. Потребовалось время, чтобы дети начали применять народное творчество самостоятельно в играх. Играя самодельными народными куклами, дети учились фантазировать, творить, тренировать память, развивать связную речь. Куклы помогали детям научиться общаться и проявлять милосердие.
Для старших дошкольников с нарушениями речи очень важно развитие мелкой моторики рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому мы включили в план работы изготовление тряпичных кукол своими руками. На первом этапе работы мы устраивали с детьми в уголке «Куклы наших бабушек» вечерние посиделки и заводили разговоры о старинной утвари, о русском национальном костюме. С удовольствием дети знакомились с древними легендами и традициями изготовления тряпичных кукол. На втором этапе организовали серию дидактических игр: «Угадай куклу по описанию», «Угадай на ощупь», «Какая, какой», «Закончи предложение». В ходе игр были использованы русские народные потешки, прибаутки, загадки. Третий этап – изготовление тряпичной куклы. Дети вместе с родителями готовились к важному дню – изготовления куклы своими руками: приносили разные ткани, вместе рассматривали их, описывали внешний вид, определяли на ощупь, какая ткань. При изготовлении куклы осуществлялась не только совместная деятельность педагога с детьми, но и совместная деятельность со сверстниками: работа парами («Помоги другу»). Создавая народную куклу дети осваивали: приемы сгибания ткани определенной формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположные стороны); умение работать с тканью путем закручивания или складывания; учатся одному из способов крепления – креплению нитками.
2. Практическая часть с педагогами. Предлагаю мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы Колокольчик. Представьте, уважаемые коллеги, что вы дети подготовительной группы, а я бабушка Забавушка и у нас вечерние посиделки в уголке «Куклы наших бабушек».
Бабушка Забавушка. Традиционная народная кукла почти не изменилась с тех давних пор, как придумали ее наши предки. Кукла бережно передавалась из рук в руки - от матери к дочке, от бабушки к внучке. Из чего делали кукол? Традиционную тряпичную куклу делали из разных материалов - соломы, травы, лыка, веточек, палочек и, лоскутков старой одежды. (показываю материалы). В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Куклу наряжали, но лицо не рисовали (показываю куклу). Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, а значит безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой и оберегом. Она оберегала ребенка. Сегодня мы научимся делать вот такую куклу (показываю куклу Колокольчик).
У моей куклы красивое имя. Отгадайте, как ее зовут? Почему вы так решили? На что она похожа? Своим сарафаном она похожа на колокольчик Отсюда и название: Колокольчик-куколка добрых вестей.
Звон колокола очищает пространство, делает мир ярче и светлее. Звук от колокола идет словно круги по воде, поэтому и юбка у куклы круглая. Если посадить куклу, то на что похожа юбка? (на солнышко). Если держать в руках, на что похожа? (яркий, веселый колокольчик). Прежде чем приступить к работе подготовим наши пальчики, чтобы они были послушными. Поиграем (пальчиковая гимнастика).
Динь-дон, дили дон… хлопки руками
Что за странный перезвон? разводим руки в стороны
Это детки взяли в ручки, соединили ладошки вместе
Колокольчик-куколку. имитация колокольчика
И давай плясать и петь, шагаем пальчиками
Ручкой весело вертеть, фанарики
Колокольчиком звенеть имитация игры на колокольчике
Изготовление куклы вместе с педагогами.
Приступим к работе. Нам понадобятся 3 круглых лоскута ткани разного цвета, один меньше другого. В центр большого лоскута кладем вату, формируем голову и обвязываем нитью на шее. Аккуратно расправляем складочки. Поверх на голову одеваем второй круглый лоскут, также перевязываем на шее, а затем третий, самый маленький. Получается основа-куколка в трех юбках.
Квадратный лоскут ткани по диагонали надеваем на голову куклы, уголки расправляя в стороны -это будут руки. Перевязываем на шее. Формируем ладошки, подгибая уголки внутрь и перевязывая нитью. Уголки рубахи спереди и сзади также подгибаем внутрь к телу куколки.
Чтобы повязать платок, подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведем концы под ручками назад, где и завязываем. Получается куколка в платочке. Платок должен охватывать лоб. Колокольчик готов!
Куколку с тобой мы взяли,
Вправо влево покачали.
Слышится со всех сторон
Колокольчика лучистый звон.
В куклы не только играли - они помогали человеку на протяжении всей его жизни. В робких и неумелых детских руках рождаются народные тряпичные куклы. Помогая детям, мы сами учимся древнему искусству, а значит, легко найдем общий язык с детьми.
Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет: расширять детские представления об окружающем их мире;
сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением; улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.
Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Что, в свою очередь, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.