Федякина Марина Юрьевна
Мастер-класс «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством универсальной развивающей игры»
▼ Скачать +Заказ
Здравствуйте, коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на моем мастер – классе, тему которого не озвучиваю сознательно. Как видите я, пришла к вам не с пустыми руками. (Показываю сундучок). Попробуйте угадать о чем пойдет речь Даю подсказку: 1. Почти каждый из нас помнит их? 2. Это самая дешёвая из всех развивающих игр. 3. Они бывают разноцветными, пластмассовыми и деревянными. 4. С помощью их большинство детей научились считать.
Публикация «Мастер-класс „Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством универсальной развивающей игры“» размещена в разделах
Совершенно верно- это счетные палочки. (СЛАЙД и музыка) Да, те самые палочки которые были и в нашем детстве и в детстве наших бабушек - дедушек. Такие себе вечно молодые палочки. Тема моего мастер класса «Волшебство вокруг нас» потому что эти счетные палочки действительно, можно назвать волшебными.
Традиционно они используются для счета. Но задача счетных палочек этим не ограничивается. С этой игрушкой можно играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх, использование на занятиях по математике, в конструировании, развитии речи например, количество слов в предложении. Конечно, для того чтобы заинтересовать современного ребенка, стоит потрудиться. Обязательно, представляем наши палочки «волшебными». И на примере показываем, что считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно они. Насколько интересно и занимательно мы сможем построить игру, поставить задачу или волшебное превращение - от этого зависит результат интеллектуального занятия. Я попрошу вас взять из сундучка одну из палочек, которая вам больше нравится. И так, давайте посмотрим, какому цвету вы отдали предпочтение, по ним мы сейчас узнаем с каким настроением, настроем вы пришли на наше мероприятие.
Оранжевый- цвет позитивный, вдохновляющий, хорошее настроение.
Желтый - цвет олицетворяет тепло,
Розовый -оптимизм и радость.
Синий - безопасность и доверие.
Зеленый -вдохновение, сострадание, чувствительность.
Белый -чистота мысли.
-Уважаемые коллеги!
- Скажите громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Деток вы любите? Да
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю… .
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы переходим к следующему этапу моего мастер-класса.
Так как я работаю в разных возрастных группах и в каждой возрастной группе счетные палочки применяются по-разному, согласно с программными требованиями, учитывая возрастные особенности детей. С помощью счетных палочек мы развиваем познавательную активность детей в различных образовательных областях.
Например хочу показать вам несколько вариантов работы с детьми младшего дошкольного возраста. (Слайд) С дошкольниками этого возраста упражнение выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети компонуют из палочек геометрические фигуры СЛАЙД (квадрат, треугольник, прямоугольник). Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками, изображениями реальных предметов. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. И также изображения в несложных предметов (Слайд) (забор, дорожка, окно, солнышко). На первый взгляд это очень легко, но для детей младшего возраста трудно координировать движение рук и пользоваться мелкими предметами. Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и название предмета.
Переходим к следующему возрасту –это средний дошкольный возраст. (Слайд) В этом возрасте детям легче отобразить ту или иную фигуру, поэтому изображения предлагаемые детям усложняются. (слайд 6) Это может быть (елочка, кровать, грибок, флажок, лопатка) -окно в более усложненной форме. Перед выполнением задания мы с детьми поэтапно проговариваем из каких геометрических фигур состоит предмет, а за тем мы его анализируем.
Переходим к старшему дошкольному возрасту. (Слайд) В этом возрасте дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задание. Фигуры состоят из большего количества элементов. И дошкольники могут объединить фигуры небольшим сюжетом. (слайд) В этом возрасте у детей формируется навык счета. Дети выполняют творческие задания (по замыслу) дающие возможность проявить свою фантазию.
Дети подготовительного возраста уже способны пользоваться пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. (слайд) Они способны создавать изображения состоящие из множество деталей, а также придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, растений, машины. Старшим дошкольникам нравится соревнования: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек. Желательно, чтобы фигуры придуманные каждым ребенком, были сюрпризом для другого, тогда их интереснее сравнивать. С готовыми фигурами можно поиграть, например в игру «Что изменилось?» Один ребенок отворачивается а другой добавляет одну или две палочки к изображению; первый глядя на изображение должен угадать какие фигуры изменились и как. Дети любят эту игру еще и потому, что она дает простор фантазий. (СЛАЙД)Также система игр упражнений палочками является одним из эффективных средств системе работы по развитию речи обучению грамоте. Включение эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтения. Приглашаю несколько педагогов и предлагаю несколько вариантов игр.
Вы убедились, что игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки способствует развитию мелкой моторики рук, развивает внимание ловкость, сообразительность и конечно же доставляет детям удовольствие, вызывает у них положительные эмоции! Свои положительные эмоции ребята выражают в своих творческих работах. Предлагаю вашему вниманию поделки из счетных палочек, которые мы сделали с моими воспитанниками.
Рефлексия. Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в
моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём. Как бы вы поступили с информацией полученной на мастер классе?
На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Предлагаю вам вобрать и показать свой выбор мне.