Наталья Гутенева
Мастер-класс «Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Публикация «Мастер-класс „Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если межполушарное взаимодействие несформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: проблемы в письме; устной речи; запоминании информации; счете как в письменном, так и в устном; в целом восприятии учебной информации.
В комплексе с лечебными мероприятиями практические упражнения и задания показывают хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств.
Использование игр и заданий на развитие межполушарного взаимодействия позволяет синхронизировать работу полушарий, способствует улучшению запоминания, восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывает стойкий интерес у ребенка, активно концентрирует его внимание. Так же задания, стимулирующие мозговую активность ребенка, позволяют быстро переключаться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятия и повышают их эффективность.
Использование в работе с детьми с ЗПР специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.
В результате выполнения определенных упражнений и движений одновременно двумя руками, активизируется работа обоих полушарий, развиваются межполушарные связи, что и обеспечивает ребенку легкое восприятие, долгосрочную память, логику и вообще успешное обучение.
Гимнастика мозга - это система специальных упражнений для активизации мозговой деятельности
Цель упражнений «Гимнастика мозга» : балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия; развитие памяти и мыслительной деятельности; повышение продуктивной работоспособности;
развитие мелкой моторики; развитие речи, навыков письма и чтения, мышления; раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода.
Правила применения «Гимнастики мозга» : четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям; все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время; заниматься ежедневно;
занятия должны быть оформлены в виде игры; продолжительность занятий от 5 до 20 минут; одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
Межполушарные дорожки
Головной мозг начинает задействовать большее количество своих ресурсов и своего потенциала.
Нейротренажёр «Межполушарная доска» Представляет собой различные лабиринты в зеркальном отражении. Необходимо пройти эти лабиринты с помощью специальных бегунков, синхронно работая двумя руками. В результате слаженной работы обоих полушарий мозга, между ними укрепляются нейронные связи, что благотворно сказывается на психическом состоянии человека, как ребенка, так и взрослого.