Ольга Бердникова
Мастер-класс для педагогов «Развитие межполушарного взаимодействия методами кинезиологии у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие межполушарного взаимодействия методами кинезиологии у дошкольников».
Встреча «Кинезиология – это интересно!»
Цель: знакомство с кинезиологией, как одним из методов активного развития детей и взрослых.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Одна из главных целей в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различными оздоровительными мероприятиями, определяется не столько качеством каждого из приемов и методов, сколько их грамотная «встроенность» в общую систему, направленную на здоровье детей.
Сегодня я хочу познакомить вас с одной здоровьесберегающей технологией, методом активного развития дошкольников - кинезиология.
Борис Акунин говорил: «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами». И я надеюсь, что сегодняшняя встреча подскажет вам, как помочь детям начать «шевелить мозгами».
Для начала предлагаю активизироваться.
Давайте проверим какое полушарие у вас доминирует, проведем тест “Проверь себя”.
Переплетите пальцы. Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху? Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки — букву «Л».
2. Поза Наполеона
Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».
3. Аплодисменты
Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху. Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л».
4. Подмигните
Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».
Сделали? Хорошо. Расшифровка теста прилагается. А сейчас продолжим.
Каждый ребенок уникален, у каждого свои интересы. Чтобы он развивался, необходимо создать условия для полноценного развития, учитывая не только традиционные методы развития интеллекта, но и методы кинезиологии.
Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку.
Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления в разных областях: образовательная кинезиология, гимнастика ума, нейрокинезиология, спортивная кинезиология, медицинская и др.
В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.
Итак, что же такое «кинезиология»? В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
Наш головной мозг состоит из двух полушарий. Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук и в особенности большого пальца.
Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Я вам хочу показать слова написанные разными цветами, вам нужно произнести вслух названия цвета в котором записано каждое из слов в списке.
Сначала может быть трудно, так как разделы отвечающие за восприятия цвета и слова расположены в разных полушариях. Поэтому это упражнение очень полезно для мозга, оно помогает предотвратить болезнь Альцгеймера.
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Кинезиологические упражнения очень хорошо развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Важное преимущество методов кинезиологии: не требуется материальных затрат и достаточного количества времени. Можно использовать все что есть под рукой – прищепки, пуговицы, бусины, детали от конструктора, бумагу и др.
Все эти интересные факты меня очень заинтересовали, и я решила заняться с детьми кинезиологий – зарядкой для ума. Мною была разработана программа по дополнительному образованию «Гимнастика для мозга», по которому я работаю уж 3 год. Хочу отметить, что детям очень нравятся эти необычные упражнения и задания.
Цель программы:
Активизация различных отделов коры головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности детей.
Задачи программы:
1. Способствовать положительной динамике формирования интеллектуальных способностей у дошкольников.
2. Развивать межполушарное взаимодействие, способствующее активизации мыслительной деятельности.
3. Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни.
4. Развивать моторную сферу ребёнка.
Программа состоит из комплекса различных кинезиологических упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на высшие когнитивные способности (способности к обучению).
Режим занятий: занятия проводятся по определенной системе: от простого – к сложному, от знакомого – к новому, повторяя и закрепляя на каждом этапе уже освоенные навыки и умения, во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительность 30 мин. : 27 занятий в год (октябрь- апрель, диагностика – по 4 занятия в сентябре и в мае. Итого: 35 занятий.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее:
• выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
• когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
• ускорение темпа выполнения;
• выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
• подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Что относится к кинезиологическим упражнениям?
1. Игры на внимание - направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия, улучшают контроль и регуляцию деятельности. Цель данного комплекса: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.
2. Дыхательные упражнения - направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения, развитие самоконтроля и произвольности.
3. Двигательные упражнения - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (т. е. сопутствующих движений) и мышечных зажимов. Кроме того, развитие так называемого «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
4. Игры с мячом - через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок учится выполнять последовательные действия, осуществлять свой конкретно-чувствительный опыт.
5. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно-обусловливающие, через лимбическую систему, являющейся «воротами», которые пропускают учение (опыт) в высшие отделы мозга и делают его радостным.
6. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Доказано, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы соединяются с глазом. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и передают ее в мозг. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения целостной визуальной системы восприятия, необходимой для успешного обучения. Именно поэтому глазодвигательные упражнения являются важной составляющей гимнастики мозга.
7. Рисование - направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия. При выполнении этих упражнений расслабляются глаза и руки. Деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
8. Пальчиковые игры – способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, мышления и речи, а также подвижности и гибкости кистей рук. Развивают координацию движений, моторику ребенка, создают предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Во время выполнения упражнений дети меняют положения – то сидя, то стоя, то в кругу, то за столами. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Давайте еще поиграем.
Покажите пальцами правой руки знак “мир”, одновременно делая знак “окей” левой рукой. Готово, теперь помняйте расположение пальцев так, чтобы ваша левая рука показывала знак “мир”, правая “окей”. Повторите упражнения несколько раз. Для начала 5 раз. Легко справились. Повторите упражнения обеими руками сразу. У вас 10 сек. На выполнение. Готовы! Начали!
Это упражнение с подвохом. Сейчас было сложно, однако оно полезно для мозга, так как тренирует внимание и развивает способность переключаться с одной задачи на другую.
Уважаемые коллеги, хочется отметить, что все упражнения можно выполнять в разной последовательности.
Потому что каждое упражнение имеет свой эффект и не важно в какой последовательности вы его выполните.
Эти упражнения дают как мгновенный эффект, так и накопительный.
Во всем важно терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Результаты теста
«ПППП» (100 % правша) – ориентация на стереотипы, консерватизм, бесконфликтность, нет желания ссориться и спорить.
«ПППЛ» – одна из самых ярких черт характера – нерешительность.
«ППЛП» – это довольно ярко проявленный контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. (Чаще у женщин)
«ППЛЛ» – такое сочетание не часто встречается. Характер приближен к предыдущему, только более мягкий.
«ПЛПП» – аналитик, с одновременной мягкостью. Привыкает медленно, осторожен в отношениях, терпимость и некоторая холодность. (Чаще у женщин)
«ПЛПЛ» – очень редкое сочетание. Беззащитность, подверженность различным влияниям. (Чаще у женщин)
«ЛППП» – это сочетание встречается часто. Эмоциональность, не достает упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужим влияниям,
хорошая приспособляемость, лёгкое вхождение в
«ЛППЛ» – более значительная, чем в предыдущем случае, мягкость характера и наивность, контакт, дружелюбие.
«ЛЛПП» – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.
«ЛЛПЛ» – мягкость, простодушие, доверчивость.
«ЛЛЛП» – энергичность, эмоциональность, решительность.
«ЛЛЛЛ» (100 % левша) – «антиконсервативный тип характера». Способность по-новому взглянуть на старое. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм до эгоизма, упрямство, иногда доходящее до замкнутости.
«ЛПЛП» – очень сильный тип характера. Но неспособность менять свою точку зрения.
А также упорство в достижении поставленных целей и энергичность.
«ЛПЛЛ» – подобие предыдущего типа, только не так неустойчив и склонен к самоанализу. Испытывает некоторые трудности в приобретении друзей.
«ПЛЛП» – характер легкий, умение избегать конфликты, лёгкость же в заведении знакомств и общении, частая смена увлечений.
«ПЛЛЛ» – независимость и непостоянство, желание всё делать самому.
Если у Вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие, и наоборот.