Людмила Федоровна
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук через тестопластику»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну Тестопландию»
Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: педагоги.
Цель мастер-класса: познаем мир природы через знакомство с соленым тестом
Задачи:
•Познакомить участников мастер-класса с солёным тестом и его использованием в процессе художественного творчества (лепка) в ДОУ.
•Развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение.
•Сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности. Научить работать с соленым тестом.
•Организовать творческое общение в процессе обучения, воспитывать умение работать в коллективе.
Публикация «Мастер-класс „Развитие мелкой моторики рук через тестопластику“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Актуальность темы.
Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и помышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, и развитие речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т. е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.
Искусство начинается с малого!
В наши дни тестопластика стала очень популярным занятием. Лепят везде и все, и это неудивительно, ведь лепить – большое удовольствие и большая радость от занятий декоративной лепкой (тестопластикой) на развитие ребенка. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:
- Расширение кругозора;
- Развитие мелкой моторики;
- Создания целостного образа;
- Развитие ценностного отношения к человеку, его культуре,труду;
- Расширение словарного запаса;
- Развитие игры с правилами;
- Развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения;
- Развитие познавательных процессов;
- Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье, таким образом, лепка для детей младшего дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности.
Тестопластику можно использовать в самых различных условиях:
художественное творчество (лепка);
интегрированная образовательная деятельность;
кружковая работа
На первых этапах ребенок учиться контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учиться ловко управлять с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находиться в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребенку возможность закончить начатое.
Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена.
Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.
Занятия тестопластикой с детьми дошкольного возраста.
На первом занятий детей нужно познакомить с мукой, солью и водой. Дайте детям потрогать соль, муку пусть они попробуют на вкус скажут какого цвета, после чего показать как нужно замесить тесто, пусть они сами его замесят.
Детям совсем не обязательно лепить что –то определенное. Раздайте им по несколько кусочков теста и пусть они его просто поразминают. Маленькие ручки должны привыкнуть к свойствам теста. Гораздо важнее наладить общение с малышами. Покажите им красивые картинки.
Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь ее задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо.
Дети младшего возраста очень любят раскатывать тесто и вырезать формочками разные поделки. Еще дети любят вдавливать в тесто различную крупу, горох, фасоль, рис и др.
Приготовление соленого теста.
Соленое тесто экологически чистый продукт. Для того чтобы приготовить соленое тесто для лепки, нужно взять стакан муки, стакан соли (мелкой, и понемногу добавляя холодную воду, замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, пищевые красители. Готовое тесто можно 1 неделю хранить в пакете в холодильнике. Готовые изделия из соленого теста можно оставить на открытом месте до высыхания, а можно выпекать на самом слабом огне в духовке.
Цветное тесто
Лепить изделия можно как из белого, так и из цветного теста. Цветное тесто обычно готовят под конкретный проект, когда вы знайте сколько и какого цвета вам нужно. Делать цветное тесто «впрок» не стоит, так как оно долго не храниться.
Цветное тесто можно замесить двумя способами:
Добавить краситель в воду в самом начале. Этот вариант подходит, если вам нужен большой объем теста одного цвета.
В кусочек уже готового теста добавляется краситель и замешивается. Таким образом можно приготовить любое количество и объем цветного теста. Минус этого способа сильно пачкаются руки.
Соленое тесто и крупа
Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом.
Можно дать ребенку картонную основу - пирог, или картонный дом с окном, и предложить всю основу залепить толстым слоем теста. Потом даем детям по чуть-чуть крупу - и предлагаем украсить пирог или дом. Не стоит давать сразу много крупы, иначе дети будут ее просто двигать и пересыпать, а не вдавливать в тесто. Дайте 5-6 фасоли, потом 5 горошин, 5 веточек, 2 шишки. Можно втыкать фасоль, горох, чечевицу, гречку, макароны разной формы, бисер, бусинки, кусочки фольги.
Катаем шарики, надеваем их на вязальную спицу или толстую проволоку - и делаем самодельные бусины, в них можно втыкать бисер, а потом нанизывать на шнурки или на проволочку, а через несколько дней расписываем бусины, учтите, что для росписи нужны самые тонкие кисти;
Из соленого теста можно лепить буковки, а потом из них складывать слова.
А сейчас мы с вами отправимся в страну «Тестопландию» где я научу вас делать картину из соленого теста.
«Корзина с цветами».
Для этого нам потребуется рамка для картины. Соленое тесто лучше цветное, клей ПВА, фольга и тд.
Все любят цветы! Тема на самом деле, очень богатая. Делать цветы из соленого теста, создавать цветочные композиции или просто украшать ими свои работы нравиться очень многим. И как показывает опыт, многие хотели бы иметь у себя нечто подобное. Давайте создадим целую корзину цветов и вы убедитесь, что в этом нет ничего сложного.
Результаты:
В заключении хочется отметить, что для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика – лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышаеться сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.
Спасибо за внимание!