Папки-передвижки

Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством логико-математических игр и пирамидок «Геометрия»

Елена М
Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством логико-математических игр и пирамидок «Геометрия»

(Слайд 1)

Мастер-класс: «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и развивающих пирамидок «Геометрия»».

Дата: 19 февраля 2020 год в 13:30.

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию развивающих пирамидок «Геометрия».

Задачи:

Публикация «Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством логико-математических игр и пирамидок „Геометрия“» размещена в разделах

• Познакомить педагогов с опытом работы логико-математических игр и развивающих пирамидок «Геометрия» с детьми дошкольного возраста.

• Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих пирамидок «Геометрия» в педагогическом процессе.

Развивать интерес к оригинальной развивающей методике, инициативу, желание применять на практике данную технологию.

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами

-ОД с элементами презентации +практическая работа.

Оформление:

- презентация по теме мастер-класса;

- методические материалы;

- буклеты для участников мастер-класса;

- продукты детской деятельности;

- накопительный материал за период реализации образовательного проекта.

Материалы для работы:

Пирамидка «Геометрия» (5 наборов).

Ход мастер-класса:

Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушали? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Я хочу сегодня поделиться своим опытом работы.

(Сайд 2)

1. Актуальность.

Современное общество, предъявляет требование к человеку: умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления позволяет приобрести данные качества.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует также культурному и интеллектуальному развитию личности. На каждом возрастном этапе создается как бы определенный этап, на котором формируется психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.

(Слайд 3)

В рамках реализации ФГОС ДО актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам.

Новизна педагогического опыта, опираясь на ФГОС, заключается в разработке планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности по формированию внимания, памяти, восприятию детей дошкольного возраста путём комбинации развивающих игр в рамках комплексно-игрового метода, в подборе и систематизации разного рода игр.

Работая с дошкольниками, я сочла возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста 3-4лет.

(Слайд 4)

Свой выбор сделала по нескольким причинам:

1. Согласно реализуемой в нашем дошкольном образовательном учреждении комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» перед педагогами стоит задача для 2 младшей группы :

Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).

Содержание образовательной деятельности. Развитие сенсорной культуры.

Различение цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2—4-х слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест). Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др.

(Слайд 5)

2. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

3. От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Группа детей, с которыми работаю, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых. Некоторые дети способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Дети допускали ошибки в счете, слабо знали основные цвета спектра, путали синий цвет с зеленым, многие не знали геометрические фигуры. Я заметила, что они редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

(Слайд 6)

Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность был проведен мониторинг, в форме небольших заданий, такие как:

1. «Цветные коврики». Восприятие цвета. Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов. Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет.

2. «Фигуры». Восприятие формы. Выявление особенностей восприятия формы предмета. Перед ребёнком выкладывают 2 любые из 5 фигур. Затем предлагают ещё одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребёнком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем квадрат из второго набора и т. д.

3. Конструирование по образцу (автор Лаврентьева Т. В.)

Наглядно-действенное мышление. Определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве. Педагог за ширмой или листом бумаги создаёт конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребё нка: «Построй из своих кубиков точно также».

В результате, которого были выявлены следующие данные:

Вывод:

- у детей слабо развито логическое мышление;

- они затрудняются в назывании цветов и геометрических фигур;

- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений.

Осознав актуальность вопроса развития способностей, я пришла к выводу, что не достаточно развивать способности только на специально организованных занятиях. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту уровня интеллектуальной культуры в целом и логического мышления в частности.

Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, научить логически мыслить и думать.

(Слайд 7)

Поставила перед собой цель: создание условий для формирования логического мышления игровыми средствами. Сущность данной работы заключается в подборе и систематизации, а также апробации материала по логическому развитию дошкольников, подборе развивающих заданий и занимательного материала для формирования основ логики.

Задачи:

Дети: сформировать представления о геометрических фигурах; на элементарном уровне овладеть некоторыми приемами логического мышления посредством логико-математических игр.

Родители: познакомить с методикой и разнообразием развивающих игр направленных на развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

Педагоги: разработать методические рекомендации по работе с логико-математическими играми и развивающими пирамидками «Геометрия», способствующих развитию у дошкольников логического мышления.

РППС: пополнить игротеку группы играми - лабиринтами, картотеками заданий и упражнений, логическими настольными играми, пирамидками «Геометрия».

(Слайд 8)

Этапы работы:

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь

2 этап – основной (формирующий) - октябрь – апрель

3 этап – заключительный (контрольный) – май

Начальный этап предполагает обнаружение проблемы, изучение методической литературы, подбор диагностического материала, с целью изучения уровня развития логического мышления детей, а также проведение анкетирования с родителями «Развитие логического мышления у дошкольников».

Формирующий этап: отбор и моделирование форм работы с детьми, преобразование РППС, апробация авторских разработок, а также создание картотек и алгоритмов для реализации обр. проекта. Разработка перспективного плана по реализации данного проекта.

На заключительном этапе повторная диагностика, для выявления результативности проведения образовательного проекта.

(Слайд 9)

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:

1. создана соответствующая РППС: в группе создан «Центр Логики», где расположены развивающие игры математического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления.

Созданию уголка предшествовал подбор игрового материала, согласно возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. Разместила разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур. Все они интересны и занимательны.

(Слайд 10)

2. разработана модель педагогического процесса: перспективный план (представлен на столе) по данной теме для детей младшего дошкольного возраста;

(Слайд 11)

4. составлена картотека логико-математических игр, упражнений;

(Слайд 12)

5. оформлены рекомендации для родителей.

Средства развития логического мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения.

(Слайд 13)

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:

• Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А. А. Столяр).

• Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко).

• Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б. П. Никитин, З. А. Михайлова, В. Г. Гоголева).

• Игры с цветными палочками Кюизенера.

• Игры Воскобовича

• Виктор Кайе с технологией «Соты Кайе».

В своей практике я использую разнообразные технологии и методики, способствующие развитию образного и логического мышления у детей.

(Слайд 14)

«Разрезные картинки»

Данная методика позволяет формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

(Слайд 15)

«Фигурки из палочек»

Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а также развивают логику мыслей, рассуждений и действий. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу.

Дети строят «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Мосты через реку», «Мы по лесенке шагаем» и др.

(Слайд 16)

«Логические блоки» Дьенеша.

Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мыслительные операции такие как: анализ, сравнение, классификация, обобщение, а также логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение).

Работу с блоками Дьенеша в группе младшего возраста мы с детьми начали с проигрывания самых простых игр: "Найди все фигуры, как эта", "Найди не такую фигуру, как эта", "Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме", "Цепочка".

Также в работе с детьми я использую наглядные пособия: альбом «Блоки Дьенеша», альбом «Маленькие логики 2».

(Слайд 17)

Хороши для работы по развитию логического мышления и игры-головоломки. Например, Танграм.

Суть игры - собрать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики, самостоятельно или же использовать предложенный образец. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части. Ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель. Прежде всего, игра заставляет думать и размышлять.

Все из перечисленных пособий отлично подходят для развития логико-математического мышления.

Логико – математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению.

(Слайд 18)

Привлекла свое внимание развивающая и очень увлекательная игра пирамидка «Геометрия», в процессе которой у малыша интенсивно развивается мелкая моторика, тактильные навыки, ловкость рук и внимательность. Ребенок начинает самостоятельно выполнять задания, считать, определять цвета, различать геометрические формы.

Неординарная по своей форме пирамидка состоит из множества различных геометрических фигур, подставки и карточек с заданиями. Игрушка выполнена из высококачественной экологически чистой древесины.

Задача ребенка - собрать на палочку фигуры так, как показано на рисунке. В наборе 10 игровых карточек и шнурок, с ним все становится еще сложнее, но возможностей гораздо больше. Главное - фантазировать, пробовать. Непростые задачки с рисунков, которые нужно повторить, развивают внимательность, усидчивость и настойчивость в характере малыша. Ко всему прочему тренируется координация движений.

Вся сложность в том, что детали абсолютно разные по своей форме и цвету. Каждая из них с маленьким забавным орнаментом сбоку, что еще больше привлекает пытливый ум ребенка. Шарики, кубики, полукруги и прочие формы этого набора колоссально помогают развить моторику рук. Всего их в наборе 22 штуки, меньший набор 16 штук.

Ребенок может подбрасывать, пробовать на вкус, катать и бросать фигуры - познавать мир в увлекательном занятии. В зависимости от задачи, можно также научиться считать или различать цвета и формы.

Благодаря использованию игровых и развивающих логико-математических игр и технологий, процесс обучения младших дошкольников пройдет в доступной и привлекательной форме.

(Слайд 19)

В начале февраля я провела повторный сравнительный мониторинг, для определения эффективности реализации данной работы. И для того, чтобы показать Вам результат проделанной работы.

И на сегодняшний день можно сделать вывод, что у детей значительно возросли умения сравнивать, анализировать, классифицировать. Уже на этом уровне испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства. Меньше времени затрачивают на выполнение заданий. Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.

Успех в работе по развитию логического мышления детей, может быть достигнут, только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

(Слайд 20)

Всю свою работу я веду в тесной взаимосвязи с родителями.

В ходе работы я использую следующие формы работы с семьей:

-индивидуальные (беседа, консультирование, анкетирование)

-групповые (групповые консультации)

-наглядно – информационные (буклеты, ширмы, выставка творческих работ детей).

В ходе бесед, консультаций даю рекомендации по руководству отдельными видами игр, о создании домашней игротеки; о том как важна увлеченность играми такого рода всех членов семьи.

Прежде всего, я стараюсь направить внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства.

Опыт работы показал, что использование логико-математических игр, занимательных дидактических, развивающих игр и упражнений в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления.

(Слайд 21)

Практическая часть:

Поскольку все перечисленные технологии, а именно Танграм, Волшебный квадрат, блоки Дьенеша, и выкладывание узора из счетных палочек Вам известны, то остановимся непосредственно на Краснокамской игрушке Пирамидке «Геометрия».

Перед Вами на столах коробка, в ней находятся различные геометрические фигуры, подставка, шнуровка и схемы.

На 1 этапе можно предложить детям самостоятельно на шнуровку расположить геометрические фигуры в хаотичном порядке.

На 2 этапе уже приступить к выкладыванию предложенных схем. Но для этого необходимо достать и собрать специальную подставку, куда и будут размещаться наши геометрические фигуры и схема.

Давайте начнем с первой (педагоги выкладывают). Кто желает, может выложить схему 2, 3.

При работе с детьми, я стараюсь подойти к каждому ребенку, для того, чтобы уточнить цвет и форму фигуры, а также соответствие выбранной схеме. Поверьте, для ребенка 3-4 лет эта работа оказалась сложной. Только по истечению нескольких совместных занятий лишь некоторые дети начинают справляться с данной работой.

В конце своего выступления, можно сделать вывод: главный аспект - желание взрослого логически развивать дошкольника в игре, помогать ему реализовывать и совершенствовать свои творческие способности и искать варианты решений.

Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.

(Слайд 22)

Рефлексия:

На столах у Вас лежат геометрические фигуры (с другой стороны двухсторонний скотч, сейчас мы с Вами составим свою пирамидку.

Выберите красный круг – если мастер-класс для Вас был интересным,

Желтый овал – если Вы полученные сегодня знания будете использовать в своей работе,

Зеленый квадрат – тематика мастер-класса для Вас знакома,

Голубой овал – если Вы давно используете данную технику и готовы поделиться своим опытом работы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством логико-математических игр и пирамидок «Геометрия»
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 20:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством логико-математических игр и пирамидок «Геометрия»» (включая файлы) размещена пользователем Елена М на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД