Потапова Елена Сергеевна
Мастер-класс «Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» общеразвивающего вида с. Ездочное Чернянского района Белгородской области»
Мастер класс
Развитие графо-моторных навыков у детей старшего
дошкольного возраста
Подготовила: учитель-логопед
Потапова Е. С. 2019 год
Здравствуйте уважаемые коллеги!
1 слайд
Тема моего мастер класса :
Публикация «Мастер-класс „Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2 слайд
Цель: познакомить педагогов с системой работы по совершенствованию тонкой моторики пальцев и координации движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.
Задачи:
- привлечь внимание педагогов к формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- продемонстрировать преимущества использования существующих и авторских пособий и игр в системе работы по развитиюдвигательных и познавательных способностей;
Оборудование: презентация по теме мастер класса, демонстрационный и раздаточный материал по теме.
3 слайд
Графо -моторный навык -это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Часто дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Работа по развитию графо - моторных навыков не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная задача — развитие двигательных и познавательных способностей.
4 слайд
Компоненты графо-моторного навыка :
• зрительное внимание,
• зрительная память,
• зрительно-пространственные отношения,
• функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция
контроля,
• зрительно-моторные,
• слухо-моторные координации,
• координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при
письме,
• мелкая моторика.
5 слайд
Графо-моторные навыки включают
в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их
движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей
тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по
отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
• дорисовывание незаконченных рисунков;
• дорисовывание рисунков с недостающими деталями
(даются законченные изображения, но с
недостающими деталями);
• упражнения в дорисовывании, создании собственной
картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний
по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также
на символизацию предметов (изображение их с
помощью символов).
Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребёнка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми остаются части кистей рук. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребёнку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.
Игры-упражнения учитывают возрастные особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук.
6 слайд
Предлагаю перечислить, виды деятельности, которые способствуют развитию тактильно-двигательных ощущений, помогут нам в этом картинки в презентации.
7- 15 слайды
• Пальчиковая гимнастика
• Шнуровки
• Массаж и самомассаж кистей, ладоней и
пальцев рук с использованием массажных
мячей, массажеров, прицепок и др.
• Работа с песком, манной крупой:
рисование, прорисовывание элементов
букв, букв и др.
• Работа с камешками Марблс: пальчиковый бассейн,
перебирание камешков и др.
• Работа с ножницами, бумагой: вырезание,
оригами, аппликация и др.
• Игры: лего, пазлы, мозайка и др.
• Раскраски, штриховки, трафареты,
обведение по контуру различных фигур
• Лепка (работа с пластилином —
скатывание колбасок, скатывание под
углом, скатывание округлых форм,
прищипывание, вдавливание,
сглаживание.)
Наибольший интерес у меня вызывает использование нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием деревянных планшетов и резиночек, камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить на примере сказки
16 слайд
«Приключение весёлого зайчика в зимнем лесу.»
Присаживайтесь поудобнее. Приготовили ручки.
Жил в лесу весёлый зайчик.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
Сгибаем и разгибаем указательный и средний пальцы.
Зайка беленький серенький сидит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!
Исходное положение. Левая рука – зайчик. Правая рука- выпрямленная рука накрывает сверху «зайку» - это «сосна». Меняем положение рук.
Этот зайчик-под сосной.
Этот зайчик под другой.
Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.
Дали зайцу барабан.
Он стучит: там-там-там!
Любил зайчик быстро бегать и запутывать свои следы.
-Давайте пройдём по следам нашего зайчика, прокатим шарик, не выходя за пределы дорожки.
С наступлением зимы он поменял свою серенькую шубку на белую, пушистую, тёплую и от этого стал ещё веселей.
-Возьмите листы и заштрихуйте зайчика
Пробегая мимо рябины, он увидел снегирей, полюбовался ими и сделал с ними зарядку.
Динамическая пауза «Снегири»
Вот на ветке, посмотри. (Ровными руками хлопаем себя по бокам)
В красных майках, снегири. (Гладим себя по груди)
Распушили перышки.
Греются, на солнышке. (Руки в стороны - шевелят пальчиками)
Головой вертят.
Улететь хотят. (Повороты головы вправо, влево)
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! (Эмитируем взмахи крыльев)
Подбежал он к елочке. Берём планшеты и ризиночки и делаем ёлочку в левом нижнем углу. У меня есть образец, новы можете сделать ёлочку сами Отскочил зайчик к кустику. Два шага вправо. Прибежал в берёзовую рощу. Три шага вверх. Добежал до опушки леса. Два шага вправо. Спустился к замёрзшему болоту. Два шага в низ. Зайчик запрыгал от радости. Шаг вправо, шаг в низ. На болоте он нашёл много брусники. Обведём красным карандашом ягодки.
Поев бруснички, зайчик вернулся домой в свою тёплую норку, и ещё долго вспоминал о своей прогулке в зимнем лесу.
Моделирование
Уважаемые коллеги предлагаю Вам сочинить свою сказку на развитие графо-моторных навыков.
Как Вы думаете, какие навыки мы развивали в этой сказке? (ответы –вешаем игрушки на ёлку из резиночек)
Рефлексия.
Уважаемые коллеги приближается самый волшебный праздник «Новый год», мы будем украшать Ёлочку, возьмите себе новогодние игрушки. Если Вам мастер-класс был интересен и полезен, возьмите розовую игрушку, а если, не чего нового вы не увидели и Вам было скучно, возьмите игрушку синего цвета Спасибо всем за внимание и сотрудничество!