Ольга Федорова
Мастер-класс «Развитие чувства ритма у дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
▼ Скачать
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. По мнению швейцарского педагога Ж. Далькроза, " Пространство и время наполнены материей, подчинённой законам вечного ритма". Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
Публикация «Мастер-класс „Развитие чувства ритма у дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Правильно подобранная музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, способствующим развитию чувства ритма.
На музыкальных занятиях в детском саду возможно и необходимо внедрять современные здоровьесберегающие технологии, которые доставляют не только радость и удовольствие малышам, но и способствуют оздоровлению детей, решают различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей детей.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий :
Валеологические песенки-распевки
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Фонопедические упражнения
Пальчиковые игры
Игровой массаж
Речевые игры с движениями (логоритмика)
Музыкотерапия.
Познакомимся с некоторыми здоровьесберегающими технологиями на музыкальном занятии.
(Предложение всем слушателям принять участие в практических действиях)
Валеологические песенки-распевки (поднимают настроение, подготавливают голос к пению) :
-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (по тексту)
Носик и щёчки,
Будем мы красивыми, ("фонарики")
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём (по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.
2. Игровой массаж (улучшает циркуляцию крови, влияет на обменные процессы, поднимает настроение. Ребёнок выполняет массаж определённых частей тела (массирует лобик, носик, ушки и т. д.)
3. Дыхательная гимнастика- играет важную роль в системе оздоровления дошкольников, ведь ослабленное дыхание не даёт возможности ребёнку правильно строить предложения, проговаривать фразы и даже петь. Основное упражнение по методике М. Стрельниковой:
Активный громкий короткий вдох - через нос
Пассивный свободный выдох - через рот, нос.
Можно сочетать дыхательную гимнастику со словами:
Вот наши ладошки (показывают)
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, (сжимают ладошки)
Носом правильно вдыхаем, (вдох)
Как ладошки разжимаем, (ладошки разжимают)
То свободно выдыхаем. (выдох)
4. Артикуляционная гимнастика (выработка контроля за положение рта, подготовка к правильному произношению фонем)
5. Пальчиковые игры: Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук. Всем известна замечательная серия пальчиковых игр Железновых, когда под весёлую музыку дети выполняют небольшой сюжет с помощью пальцев рук.
6. Логоритмика - метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
7. Музыкотерапия (для снятия напряжения, восстановления функций всех органов.)
Чаще всего, эти технологии используются интегрированно, в сочетании друг с другом и способствуют развитию музыкально-ритмических способностей детей. Применение к ним игрового метода является главным условием. Развитое чувство ритма поможет ребёнку хорошо двигаться под музыку, правильно и ровно дышать, от чувства ритма зависит артикуляция и чёткость речи.
На примере авторской игры-сказки "Репка" посмотрим использование здоровьесберегающих технологий, способствующих развитию чувства ритма :
(У музыкального руководителя карточки, на которых изображены персонажи сказки, внизу схема ритмического рисунка.)
Выставляется первая карточка с изображением "Репки"
Все поют: Посадил дед репку, (Показывают руками)
ни большу, ни редку,
Выросла репка (Поднимают постепенно руки вверх)
и вкусна, и крепка.
(Прохлопывают ритмический рисунок, изображё нный на другой части страницы:)
Все поют: Дед тянет репку ни большу, ни редку (показывают)
Тянет - потянет, вытянуть не может.
Музыкальный руководитель : Позвал дед бабку. (Ставит соответствующую карточку).
Все поют: Бабка прибежала,
Репку тянуть стала (указательным и средним
пальцами по ногам) Тянут -потянут,
Вытянуть не могут. (показывают
" Бегущие" движения)
Позвала Бабка внучку. (Ставится соответствующая карточка)
Все поют: Внучка прибежала, ("Пальцами бегущие движения")
Репку тянуть стала.
Тянут -потянут, ("тянут")
Вытянуть не могут.
Музыкальный руководитель : Позвала внучка Жучку.
Все поют: Прибежала Жучка, (Движения"Хвостиком". лапки свисают)
Держится за внучку.
Тянут -потянут, ("тянут")
Вытянуть не могут.
Музыкальный руководитель : Позвала Жучка Кошку.
Все поют: Кошка подоспела (Мягкие движения руками"кошечка")
Принялась за дело.
Тянут -потянут, ("тянут")
Вытянуть не могут.
Музыкальный руководитель : Позвала Кошка мышку.
Все поют: Мышка прибежала, (щёлкающие движения пальцами)
всем помогала,
Тянут-потянут, ("тянут") вытянули Репку!
В данной сказке-игре интегрируются многие виды здоровьесберегающих технологий : пальчиковая гимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, игровой массаж и, конечно же, упражнения на развитие ритмических способностей. (с помощью карточек-схем).
Переходим к следующим практическим действиям.
Эту игру можно разнообразить при помощи музыкальных инструментов. Для игры необходимо разделиться на пары (3-4 пары). Каждой паре раздаётся карточка.
Первая пара:
1-му педагогу: вы проговариваете текст, который видите у себя в карточке, отметив его ритмический рисунок музыкальным инструментом. Ритмический рисунок придумывает сам педагог, предварительно его записав в карточке.
2 педагог придумывает и обыгрывает свой текст, применяя какую либо технологию здоровьесбережения, например, пальчиковую гимнастику, так. как подскажет вам воображение.
1. Ди-ди-ли, ди-ди-ли, где вы Машу видели.
(придуманная ритмическая формула)
2. Заглянули в огород, маша пляшет у ворот
(например, разводят руки в стороны, делают "фонарики".)
1. Ди-ди-ли, ди-ди-ли, где вы Катю видели?
(придуманная ритмическая формула,
2. Заглянули в зелен сад, Катя щиплет виноград.
(придуманные движения)
1. Ди-ди-ли, ди-ди-ли, где вы Дуню видели?
(придуманная ритмическая формула,
2. В теремочке у реки лепит Дуня пирожки.
(придуманные движения)
1. Ди-ди-ли, ди-ди-ли, где вы Ваню видели?
(придуманная ритмическая формула)
2. На полянке у опушки он считает там лягушек.
(придуманные движения)
1. Ди-ди-ли, ди-ди-ли, где вы Дашу видели?
(придуманная ритмическая формула)
2. Возле дома Ваню ждёт, кур считает у ворот.
(придуманные движения)
Такие игры позволяют глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.
Таким образом, привычные виды деятельности, развивающие ритмические способности детей, используя новые технологии, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Как можно использовать здоровьесберегающие технологии в других видах?
(Кружковая деятельность, праздники и развлечения, индивидуальная работа.)
Уважаемые коллеги, в ходе нашей работы произошла взаимоучеба. Надеюсь, что после сегодняшнего занятия в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы по развитию чувства ритма с использованием здоровье сберегающих технологий. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения.