Гульназ Султанова
Конспект занятия с психологом «Путешествие в страну Эмоций» для детей старшей группы 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Форма: подгрупповое.
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния разными способами.
2. Учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей;
3. Дать представление об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошее и плохое настроение)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
4. Учить создавать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
5. Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
Развивающие:
1. Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
2. Воспитывать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
Интегрируемые образовательные области – «Познавательное развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие», «Художественно–эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое».
Вид детской деятельности, лежащей в основе совместной деятельности – игра.
Методы и при мы:
Словесный: беседа - обсуждение, вопросы к детям, чтение стихотворения;
Наглядный: рассматривание картинок, пиктограмм;
Практический: психогимнастика, релаксация, «Пирог положительных эмоций».
Форма – фронтальная, индивидуальная.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий, творческий.
Занятие строилось в соответствии со следующими принципами: принцип природосообразности, интеграции, комплексности, тематического планирования, принцип максимальной активности детей, принцип индивидуального подхода к детям, принцип игровой подачи материала, здоровъесбережения.
Предварительная работа.
1. Познакомила детей с новой игрой «Пирог положительных эмоций».
2. Тематические занятия на тему «Эмоции» (отдельное занятие по каждой эмоции).
Демонстрационный : Экран, проектор; Гномики – эмоции; аудиозаписи животных, веселая музыка, аудиозапись страшных звуков, смайлики и фотографии с изображением различных эмоций.
Раздаточный: детские стулья по числу детей., цветные карандаши, лицо.
.
1. Воодная часть
Дети входят в музыкальный зал и встают вместе с психологом в круг.
Психолог :
-Здравствуйте ребята!
-Давайте возьм мся за руки и скажем всем доброе утро!
-Я очень рада встрече с вами! И мы сейчас по доброй традиции начн м нашу встречу с комплиментов. (Психолог переда т игрушку - сердечко и начинает здороваться и говорить комплименты рядом стоящему ребёнку. Итак, по кругу, пока комплименты не вернутся психологу.)
- Итак, будем передавать друг другу сердечко и желать друг другу комплименты.
Психолог :
-Ребята, а путешествовать вы любите?
Дети: Да
Психолог :
- И я очень тоже люблю путешествовать. Так вот сегодня, я приглашаю, вас отправится со мной в необычное путешествие в сказочную страну. А в какую страну мы поедем, вы узнаете после того, как я вам прочитаю стихотворение. Там находится подсказка.
-Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Наше настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
-Ребята, о чем это стихотворение?
Дети: О настроении
Психолог :
- А что такое настроение?
Дети: Это то, как ты себя чувствуешь.
Психолог :
- От чего оно зависит?
Дети: От того, что ешь, с кем играешь, от погоды.
Психолог :
-Дети, а скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
-Да, настроение тоже нужно настраивать. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
Психолог :
- И поэтому я хочу вам предложить поиграть в игру «Назови Эмоцию». Я на экране буду показывать по одной картинке, а вы мне будете называть какая это эмоция.
-Дети, я так думаю, что вы уже поняли, чем мы сегодня будем заниматься? О чём будем говорить?
Дети: Об эмоциях.
Психолог :
-Правильно ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции». Для того чтобы мы могли путешествовать, нам же нужен транспорт. На каком транспорте можно путешествовать?
Дети: Машина, автобус, поезд, самолёт.
Психолог :
-Ого, как много предложений, это очень интересно! Ребята, я предлагаю, вам отправится в сказочную страну на поезде.
- Согласны?
Дети: Да.
Психолог :
- Построим наш сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите друг друга за пояс. Только передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов. Послушайте:
Наш волшебный поезд
Всех друзей вперёд увозит.
Повторите.
(Звучит весёлая музыка)
3. Основная часть.
Психолог :
-Ребята, вот и попали мы в страну эмоций. И наша первая остановка-ЭТО ПОЛЯНКА РАДОСТИ.
-Кого вы видите на этой полянке?
Дети: Гнома
Психолог :
-А какое у него настроение?
Дети: веселое, радостное, ликующее, восторженное, прекрасное, счастливое.
Психолог :
- Как называется такая эмоция?
Дети: Радость
Психолог :
- Ребята, а вы знаете, что радость бывает большая, а бывает маленькая. «Маленькая — это когда у одного человека, а большая — когда у всех».
Этюд «Тихая – громкая радость»
Психолог :
- А ещ радость бывает тихая и громкая. Покажите «тихую радость» - для этого нужно вдохнуть и улыбнутся, повторите; а теперь «громкую радость» - для этого подпрыгните, поднимите руки вверх и крикните «УРА»!
-Ребята, а что вы делаете, когда вам радостно?
Дети: Играем, гуляем, поём.
Психолог :
- Вот и гномик Генри хочет с нами поиграть в игру «Кто как радуется».
Мы встанем в круг, и вы должны изобразить без слов, как вы радуетесь при разных ситуациях, которые я буду вам называть.
-Ребята, покажите без слов, как вы радуетесь при встрече с мамой? (Прыгнуть и хлопать)
-Молодцы, покажите без слов, как вы радуетесь, когда вы встречаете гостей в свой день рождения? (улыбка)
-Когда вас кто-то насмешит?
Вот как здорово вы умеете радоваться.
- А ещё гномик, хочет узнать, умеете ли вы передавать радость друг другу?
Психогимнастика «Ручеёк радости»
Психолог :
- Садитесь на ковер, возьмитесь за руки и закройте глаза. (Звучит музыка) Дети, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. (Дети мысленно передают друг другу радость.) А теперь откройте глаза.
- Получилось поделиться радостью друг с другом?
Дети: Да
Психолог :
-Это очень хорошо, что вы умеете не только показывать радость, но и делиться радостью с другими.
Психолог :
-Ну что, поехали дальше. Строим наш сказочный поезд и говорим волшебные слова:
Наш волшебный поезд
Всех друзей вперёд увозит. (Звучит музыка)
Психолог :
-А у нас следующая остановка «ОСТРОВ ГРУСТИ»
-Дети, а кто жив т на этом острове?
Дети: Грустный гномик и животные.
Психолог :
-А как вы догадались?
Дети: по лицу, по глазам, по губам, по бровям.
Психолог :
-Как вы думаете, какое у них настроение?
Дети: Печальное, грустное, унылое, безрадостное.
-Что это за эмоция?
Дети: Грусть.
Психолог :
-Интересно, а что же произошло на этом острове? Почему здесь такие все грустные?
(Аудиозапись животных) «Вы правильно сказали. Мы грустные! Не умеем общаться друг с другом, не знаем добрых слов, и не знаем, как помочь друг другу, когда кому-то из нас становится грустно. Гномик нам пытался помочь, но мы его не слушали и вот мы все вместе загрустили».
Психолог :
-А как можно поднять им настроение?
Дети: Поиграть, посмотреть телевизор.
Психолог :
- Поэтому, ребята, и я вам предлагаю поиграть в игру "Доброе Животное". Для этого встанем в круг и возьмемся за руки.
Психолог тихим голосом говорит: «Мы — с вами одно большое доброе животное. Давайте изобразим, как оно дышит! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Тук — шаг вперед, тук — шаг назад. Мы бер м дыхание и стук сердца этого животного себе.
- Получилось у нас ребята изобразить доброе животное?
Дети: Да
Психолог :
-Детки, посмотрите мы Гномику вернули радость и он опять улыбается. (На экране появляется гномик с веселым лицом). (Аудиозапись животных) «Спасибо, ребята, вы нам помогли! Теперь мы знаем, как поднять себе настроение»
Психолог :
-Ну что, поехали дальше. Строим наш сказочный поезд и говорим волшебные слова:
Наш волшебный поезд
Всех друзей впер д увозит. (Звучит музыка)
-Вот ребята мы добрались до пещеры.
-Слышите, какие - то звуки! (Аудиозапись страшных звуков)
Психолог :
-Какие эти звуки страшные или веселые?
Дети: Страшные
Психолог :
- Наверное, здесь кто-то живет, давайте посмотрим? Кто это?
Дети: Гномик
Психолог :
-Гномик сильно чем-то напуган.
-Дети, а посмотрите, у гномика в руках мне кажется, что-то есть? (Щелчок мышкой, письмо уходит.)
-Давайте прочитаем. (Психолог открывает записку и читает) «РЕБЯТА, НАУЧИТЕ МЕНЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СТРАХ!»
- Научим? Смотри Гномик.
Представьте, что у вас большой, большой страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха глаза велики. (Показывают большие круглые глаза с помощью рук). А теперь страх уменьшается, уменьшается, уменьшается. (Дети сдвигают руки). А теперь совсем исчез. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Улыбнитесь друг другу.
-Детки, посмотрите мы Гномику вернули радость и он опять улыбается.
Психолог :
- А нам пора ехать дальше. Строим наш сказочный поезд и говорим волшебные слова:
Наш волшебный поезд
Всех друзей вперёд увозит. (Звучит музыка)
Психолог :
- Ребята, вот мы с вами и добрались до вулкана злости.
-Давайте посмотрим, кто же здесь живет?
Дети: Гномик
Психолог :
-Как вы думаете, какое настроение у гномика?
Дети: Злое, яростное, разгневанное, сердитое, свирепое, недоброе.
Психолог :
-Как называется такая эмоция?
Дети: Злость
Психолог :
-Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции?
-А на что мы можем злиться? Расскажите?
Дети: Когда обижают, что-то не получается.
Психолог :
- Попробуйте на счет 3 показать, как мы злимся. (Дети показывают.)
Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»
Психолог :
- Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас?
Дети: Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице.
Упражнение «Коврик злости».
Психолог :
- Дети, посмотрите, у гномика есть 2 коврика, где оказывается тоже можно оставлять свою злость… Предлагаю по очереди со злостью пройти по коврику (по одному ребенку) и вытирать ноги до тех пор, пока вам не захочется улыбнуться. По этому коврику пройдут девочки, а по этому – мальчики. Я пройдусь первая!
Психолог :
-Вы почувствовали, как легко и весело, мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили. Улыбнитесь друг другу.
-Детки, посмотрите мы Гномику вернули радость и он опять улыбается.
-А теперь дети присаживаемся на стульчики. (Дети садятся на стулья полукругом.)
- Ну что ребята, поиграем с вами в игру, которая называется «Да – нет».
Дети: Да.
Психолог :
-Я буду задавать вам вопрос, если вы хотите ответить «да», то вы хлопаете, а если хотите ответить «нет», то топаете. Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю. (Играем в игру.)
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с реб нком в детский сад.
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
- Молодцы, вы правильно определили, в каких ситуациях злятся мамы.
-А как вы считаете, как следует поступать детям, чтобы не злиться друг на друга? (Ответы детей)
-Совершенно верно, никто не может долго злиться, когда его любят и заботятся о н м.
-Дети, в какой стране мы сейчас с вами?
Дети: В стране Эмоций
Психолог :
-С какими эмоциями мы с вами встречались?
Дети: радость, грусть, страх, злость
Психолог :
- В этой волшебной стране все жители умеют рисовать. Рисуют красивое лицо и на нём разные эмоции. И мы сегодня с вами отправимся в необычную мастерскую, где изобразим эмоции на лицах наших человечков с помощью цветных карандашей и придумаем ту эмоцию, которая вам понравилась больше всего.
(Самостоятельная работа детей)
Психолог :
- А теперь подойдите и посмотрите, какие эмоции получились друг у друга.
-Какие вы молодцы, как интересно вы передали все эмоции.
- Ну что ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Строим наш сказочный поезд и говорим волшебные слова:
Наш волшебный поезд
Всех друзей привозит. (Звучит музыка) (Дети возвращаются.)
3. Заключительная часть
Психолог :
-Ребята, где мы с вами были?
Дети: В стране Эмоций.
Психолог :
-А сейчас, вспомним, какие эмоции мы сегодня встречали?
Дети: радость, грусть, страх и злость.
Психолог :
-Какая же эмоция, для вас самая близкая?
Дети: Радость.
Психолог :
-Для меня тоже радость. Давайте делать так, чтобы радость с нами была как можно больше и дольше.
- Я предлагаю вам испечь пирог только с хорошими эмоциями. Повторяйте за мной.
Взяли мы щепотку смеха,
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
- Вкусный пирог получился, гости? (Гости отвечают да). Вот видите, мы развеселили и наших гостей, у них у всех хорошее настроение.
Психолог :
И все эмоции дают вам наставление:
Быть добрым, без каприз,
И дарят вам сюрприз! «улыбающиеся шарики»
-Вы рады? (Похлопать, выразить эмоцию радость).
Дети: Да
Психолог : На этом наше путешествие закончилось.