Лариса Гацко
Развивающая игра «Прозрачный квадрат, или Нетающие льдинки озера Айс»
▼ Скачать +Заказ
Тема:
Развивающая игра «Прозрачный квадрат» или «Нетающие Льдинки озера Айс».
Лариса Гацко. Блог.
Прозрачный квадрат Воскобовича – это удивительная игра-головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач.
В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок с нанесенными изображениями геометрических фигур. Имеется методическая сказка «Нетающие Льдинки озера Айс, или Сказка о Прозрачном Квадрате», альбом со схемами фигурок.
Публикация «Развивающая игра „Прозрачный квадрат, или Нетающие льдинки озера Айс“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
С помощью этой игры у детей будут развиваться:
• Математические способности.
Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, дети учатся считать, отсчитывать нужное количество, знакомится с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку-дошкольнику соотношение целого и части.
• Совершенствование интеллекта.
Сортировка прозрачных пластинок тренирует внимание. Конструирование различных фигур развивает мышление. В играх с «Прозрачным квадратом» совершенствуются память и воображение.
• Развитие речи.
«Прозрачный квадрат» - это игра, в которой формируются почти все виды речевой деятельности. Ребенок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает описательный или сюжетный рассказы, доказывает правильность своих решений.
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики рук.
Эта незамысловатая, на первый взгляд игра, на самом деле обладает множеством скрытых возможностей для развития детей!
В играх с «Прозрачным квадратом» необходимо соблюдать два правила:
1. При складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью.
2. При наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение (пересечение) цветных элементов.
Инструкция к игре – это сказочная история об удивительных нетающих льдинках озера Айс.
Если долго-долго идти по Фиолетовому Лесу в сторону Высоких гор, то по пути непременно встретится Озеро Айс. Хранитель Озера – Главный Незримка Фиолетового Леса. Когда-то давным-давно
под Оранжевый Крик Красного Зверя,
под Зеленый свист Желтой Птицы,
под Синий Шепот Голубой Рыбы,
появились на Озере волшебные Нетающие Льдинки. Тайну их знал только Хранитель Озера, которого никто из филонцев никогда не видел. Ходила молва, что с помощью волшебной силы Льдинок, он превращался в кого угодно: и в дракона, и в рыбу и даже самолет. Не мудрено, что все филонцы мечтали получить Льдинки у Хранителя Озера. Но удалось это только мудрому Ворону Метру.
Вместе с мудрым Вороном Метром по ходу сказочного сюжета, дети выполняют задания Хранителя Озера Айс и получают в награду волшебные нетающие льдинки, из которых можно сложить множество забавных фигурок. Можно складывать фигурки из альбома, а можно придумывать свои.
Задания в инструкции разделены на три группы (три дня провел Ворон Метр на Озере Айс, состязаясь с его хранителем).
В первый день дети, вместе с Вороном Метром решают задачки на анализ геометрических фигур и соотношение целого и части.
Примеры игровых заданий:
1. Игра «Найди лишнюю льдинку».
-Положите перед собой льдинку со средним треугольником, потом льдинку с большим треугольником, с маленьким квадратом, льдинку с маленьким треугольником. Сколько всего льдинок положили? (Всего четыре)
-Какая льдинка лишняя? Отложите её в сторону. (дети анализируют ряд и называют лишнюю пластинку-льдинка с квадратом.)
-Почему вы выбрали её? (на этой льдинке нарисован квадрат, а на остальных треугольники).
Ряды пластинок можно менять.
2. Игра «Найди общее».
-Составьте ряд из пластинок. Объясните, что объединяет пластинки? Назовите одним словом.
- В чем секрет этого ряда? Если догадаешься, положи рядом льдинку.
3. Игра «Продолжи ряд».
Выложи точно такой же ряд, найди закономерность и продолжи его. Чем отличаются пластинки друг от друга? Сделай из трех пластинок две.
4. Игра «Составь одинаковые фигуры».
Положи перед собой такие же пластинки. Какие из них нужно наложить друг на друга, чтобы получились две одинаковые геометрические фигуры?
5. «Сортировка пластинок».
-В одну группу надо собрать льдинки с треугольниками, во вторую-с четырехугольниками, в третью-с пятиугольниками и в четвертую-с шестиугольниками. Оставшуюся фигуру превратим в Ворона Метра.
- Разложи льдинки по размеру треугольников.
-Найди все треугольники и квадраты и разложи их в круги.
6. Игра «Сложи квадрат из частей».
- Какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат?
- Какую часть от целого она составляет?
-Придумайте и сложите свой квадрат из двух равных частей.
-Составьте из льдинок три квадрата: один-из больших треугольников, второй-из средних и третий из маленьких.
-Найдите пять льдинок со средними треугольниками, две льдинки с трапециями и четыре льдинки с маленькими квадратиками. Сложите из них три квадрата.
-Выберете льдинки с разными фигурами и добавьте их к прямоугольнику так, чтобы получился квадрат.
-Какие еще могут быть варианты? (дети предлагают различные способы решения задачи)
-Игра «Кто быстрее составит девять квадратов».
7. Игра «Что изменилось?»
Выложить в ряд пластинки от пяти до десяти. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет расположение льдинок. Что изменилось?
Во второй день дети вместе с Вороном Метром складывают квадраты из различных частей и самые разные фигурки (по схемам из альбома).
-Возьмите четыре льдинки с квадратами, одну с прямоугольником и одну со средним треугольником. Из этих льдинок составляем теремок.
-Из льдинок найти две абсолютно одинаковые, и одну льдинку с маленьким квадратом.
Сколько всего льдинок? Превратим отобранные льдинки сначала в елочку.
А теперь-в конфету! (дети самостоятельно придумывают силуэт конфеты).
-Составляем сюжетную картинку из всех льдинок и придумываем к ней рассказ. (картинку можно составлять небольшими подгруппами).
А на третий день играют в игру «Вертикальное домино». (сложить квадраты из пластинок и набрать как можно больше очков).
Все эти дни дети помогают Ворону Метру выполнять задания и получают вознаграждение в виде Нетающих Льдинок.
О том, что случилось с Вороном Метром и волшебными Нетающими Льдинками дальше, дети узнают из сказки: «Нетающие льдинки озера Айс или сказка о прозрачном квадрате».
Взяв у Ворона Метра нетающие льдинки озера Айс, Малыш Гео идет искать выход из Фиолетового Леса. В путешествии его сопровождает Незримка Всюсь - вредина и проказник. Он всячески старается помешать Малышу Гео, но с помощью волшебных льдинок и детей, все заканчивается благополучно.
Воспитатель читает сказку детям, а те, в свою очередь, выполняют развивающие задания, согласно сказочному сюжету, складывая различные фигурки из своих прозрачных квадратиков. Преодолев очередное препятствие, дети закрашивают соответствующую чешуйку Золотого плода знаний. Числа на чешуйках золотого плода соответствуют номерам приключений в сказке. (их одиннадцать)
Приключение первое. «Лошадка Ош или первое столкновение с Незримкой Всюсем».
Преодолевая препятствия Незримки Всюся, Лошадка Ош помогает Малышу Гео добраться до Озера Айс.
Приключение второе: «Парусник Арус или очень непростое путешествие по реке».
Парусник Арус помогает Малышу Гео переправиться через озеро, справляясь с течением и кознями Незримки.
Приключение третье: «Свечка Веч, или душевный разговор в пещере со Всюсем».
С помощью Свечки Веч Малыш Гео выходит из сырой и темной пещеры.
Приключение четвертое: «Голова ВА-ВА».
Помогает справиться в схватке с гигантскими муравьями.
Приключение пятое: «Топорик ОП-ОП».
Выручает в постройке моста через ров с живыми камнями.
Приключение шестое: «Птица ТИЦ».
Птица ТИЦ помогает Гео выбраться из плотного кольца деревьев, стремительно пробираясь сквозь кроны.
Приключение седьмое: «Домик ДО».
В домике было все от и до: и огонь, и еда, и теплая постель, где Малыш Гео смог хорошо отдохнуть и набраться сил.
Приключение восьмое: «Самолетик ТИК».
Самолетик переносит Малыша Гео через постоянно растущими горами. Тику пришлось сделать не один круг, прежде чем он смог набрать нужную высоту и перелететь через горы. Малыш ликовал: еще одно испытание было позади!
Приключение девятое: «Жираф АФ».
Благодаря жирафу Гео удачно выбирается из глубокой ямы.
Приключение десятое: «Носорог РОГ».
Помогает сделать дырку в каменном заборе так быстро, что Гео даже на спину ему не успел забраться. Пришлось бежать за носорогом, чтобы успеть проскочить в образовавшуюся дыру. Все окончилось благополучно. За небольшой полоской травы заканчивался Фиолетовый лес.
Приключение одиннадцатое: «Коврик РИК» или трогательное прощание с Незримкой Всюсем».
От края леса Малыша отделяла не очень широкая полоска травы, но, сделав всего два шага, трава крепко оплела его ноги. И здесь на выручку пришел Коврик РИК, закрыв полоску коварной травы до самого края леса.
Для ребят прозрачные льдинки гораздо интереснее, чем квадраты, треугольники, прямоугольники. Они с удовольствием складывают разные по величине геометрические фигуры, фигуры по схемам из альбома, а также придумывают свои: птиц, животных, транспорт и др.
Нетающие льдинки – волшебные пластинки
В пути тебе помогут, их только позови.
Холодным светом вспыхнув, заветною фигуркой
Для Гео обернутся в намеченном пути.
И вот он, Лес волшебный! Загадочный, волшебный
С успехом Гео, пройден! Преграды позади!
Возьми и ты квадратик- Нетающие льдинки
Они тебе как Гео помогут лес пройти!
Буду рада, если данный материал пригодится вам в работе!
Благодарю за внимание!