Екатерина Денисова
Мастер-класс проведения НОД с использованием технологий Н. А. Зайцева (примерный конспект с пояснениями)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в различных видах деятельности – мастер-класс проведения НОД с использованием технологий Н. А. Зайцева (примерный конспект с пояснениями).
г. Ростов-на-Дону, МБДОУ № 296,
воспитатель Екатерина Борисовна Денисова.
Тема НОД: «Дома диких животных».
Цель: формировать познавательные интересы ребёнка в различных видах деятельности с использованием технологий Н. А. Зайцева.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
Публикация «Мастер-класс проведения НОД с использованием технологий Н, А, Зайцева (примерный конспект с пояснениями)» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конструирование, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
1. Продолжать учить узнавать и озвучивать склады, расположенные
на кубиках, таблицах, плакатах.
Закреплять знание количественного и порядкового счёта до пяти, умение соотносить количество с числом. Расширять и закреплять знания детей о жилищах диких животных.
2. Развивать познавательную активность, речевой слух, фонематическое восприятие, речевую активность, воображение, интерес к родному языку. Активизировать процессы внимания, памяти, мышления, тактильного восприятия.
3. Прививать интерес к чтению, как к способу познания мира.
Воспитывать настойчивость, выдержку, дисциплинированность,
инициативность и другие личностные качества.
Материал: кубики Н. А. Зайцева, таблицы, числовая лента, указка, тонкотканный мешочек 40х50 см, фигурки диких животных (лисы, зайца, волка, медведя, белки, плакат для чтения, длинные прутики на каждого ребёнка (для старшей группы).
Подготовка к НОД: (для детей младшей и средней группы) подготовить и выставить из кубиков слова: «Нора», «Дупло», «Берлога», «Логово», «Куст» (три слова на верхней полке, два слова на нижней). Поместить в тканевый мешочек фигурки животных так, чтобы зайца дети нашли в последнюю очередь. Наклеить на ватман слова стихотворения «Зайчик, зайчик, где твой дом?», распечатанные 120 или 150 размером шрифта. Некоторые слова заменить рисунками.
Дети старших групп слова из кубиков будут составлять самостоятельно, поэтому заранее выставлять их не нужно.
Пояснение: Почему конспект примерный? Данный материал был апробирован на нескольких подгруппах детей трёх возрастных категорий: дети четвёртого года жизни (2 подгруппы, дети пятого года жизни (6 подгрупп, дети шестого года жизни (4 подгруппы). И каждый раз один и тот же материал претерпевал изменения. В одной подгруппе пришлось отказаться от игры «Умная указка», в другой, наоборот, каждый ребёнок написал не одно «вкусное» слово, а несколько (без обеда никто из гостей не остался). Занятие можно упростить либо усложнить в зависимости от общего настроения и подготовки конкретной подгруппы. Непринужденность атмосферы и всеобщий интерес – непременное условие образовательного процесса с использованием технологии Н. А. Зайцева.
Содержание:
Дети располагаются на ковре полукругом. Перед воспитателем лежит мешочек, в котором равномерно распределены животные (заяц ближе к воспитателю) так, чтобы на первый взгляд мешочек казался пустым. Воспитатель сообщает полушёпотом: «Ребята, сегодня к нам должны прийти гости, только я что-то их не вижу. Куда же они могли запропаститься?». Воспитатель выслушивает ответы детей. Наверняка, версия, что гости в этом мешке, прозвучит сразу, поэтому педагог намеренно сбивает детей с «верного» следа и «отрабатывает» с детьми другие «варианты» (выглядывает за дверь, смотрит в окно, звонит по телефону и т. д., пока кто-нибудь из детей не проявит интерес к содержимому мешочка). Как только это произойдёт – перехватывает инициативу (не даёт преждевременно открыть мешочек): «А гости то наши спрятались… Почему, как вы думаете?». Воспитатель даёт детям высказаться и подводит их к мысли, что гости, видимо, хотят, чтобы дети угадали, кто к ним пришёл. Далее дети на ощупь определяют количество гостей, желающие показывают полученное число на числовой ленте. После, педагог предлагает детям разбиться на пары или тройки (в зависимости от количества участников НОД) и угадать, кто же от них спрятался (каждой минигруппе предлагается для угадывания один зверь). Воспитатель побуждает детей комментировать свои ощущения и предположения, например: «Я думаю, что это животное, здесь у него голова, а здесь хвост. Хвост длинный. Мне кажется, что это лиса». Когда каждый участник мини-группы выскажется, воспитатель помогает детям написать название угаданного животного по таблице, не забывая обратить внимание детей на разницу между звучанием и написанием слова.
После того, как все звери перекочуют из тканевого убежища на полку, можно с детьми провести игру на развитие внимания «Что изменилось». После игры сообщаем детям, что звери, наверное, устали, и им пора домой, и направляем беседу в русло темы «Где живёт белка (медведь, волк, лиса) и как этот дом называется». Как только звучит нужное слово, воспитатель помогает детям написать его указкой по таблице и просит найти среди подготовленных заранее слов (воспитатель должен не забыть, что заяц найдёт свой дом в последнюю очередь).
Старшие дети самостоятельно подбирают нужные кубики, выставляют их на полке и ставят на каждое слово кубик с ударением.
Редко кто из детей знает, что постоянного жилища у зайца нет, поэтому внимательно выслушиваем предположения о местожительстве длинноухого, и только после этого рассказываем, как заяц на самом деле «быт налаживает». Затем побуждаем детей самостоятельно прочитать слово «Куст», подсказывая (если надо) таким образом: «Первый кубик вот такой (показывая в таблице «К»). Кто помнит, как этот кубик звучит?» - и т. д.
Старшим детям предлагается сначала принести нужные кубики, например: «Артур, неси такой (показывая указкой и пропевая песенку кубика) – КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К. Рома, неси СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-С, Вика, неси ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ-Т. Ставь (показываем на «КУ», но не озвучиваем). Кто прочтёт? Сопряжённо с детьми озвучиваем каждый кубик, затем нараспев соединяем КУ-С-Т.
Когда все звери разойдутся по домам, просим ребят сосчитать количество слов на верхней и нижней полках. Желающие показывают полученные числа (3 и 2) на числовой ленте. Спрашиваем: «Три слова наверху, да два внизу, а всего сколько?». Просим припомнить количество сегодняшних гостей, и подводим детей к выводу, что слов столько же, сколько животных.
После – сопряжённо с детьми читаем подготовленный плакат:
Зайчик, зайчик, где твой дом?
Под листком, под листком.
Зайчик, зайчик, где листок?
Под мостком, под мостком.
Зайчик, зайчик, где тот мост?
За горой, за горой.
А гора крутая где?
За рекой, за рекой.
Далее можно провести игру «Умная указка» таким образом: «Ребята, кто знает, где слово «Дом», «Гора», «Мост»?»
В завершении занятия можно написать указкой по таблице «вкусные» слова для зайчика, напомнив ребятам, что зайцам можно есть только то, что растёт, и попросить больше одного раза одно и то же слово не писать.
ЛИТЕРАТУРА:
Зайцев Н. А. - Учебник для родителей, воспитателей, учителей – СПб., 2008.
Зайцев Н. А. - Методика Николая Зайцева или учимся всему и сразу – Изд. : Сова Москва Санкт – Петербург, 2008 .
Зайцев Н. А. – Тысяча плюс. Учебное пособие. – СПб, 2005.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!