Ольга Лукьянченко
Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ способом разработки проектов «Модель трех вопросов»
Мастер-класс
«Проектная деятельность в ДОУ способом разработки проектов «Модель трех вопросов» (Джона Дьюи)
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по применению инновационных технологий в ДОУ и профессиональной активности в овладении технологии проектирования.
Публикация «Мастер-класс „Проектная деятельность в ДОУ способом разработки проектов „Модель трех вопросов“» размещена в разделах
Раздаточный и демонстрационный материал: коробочка внутри с птичкой; листок с вопросами : «Модель трех вопросов»; ручки; модель зимнего дерева; картинка подсказка: «Чем кормить птиц зимой»; картинки разных зимующих птиц; картинка кормушки; картинки различного корма для птиц; клей; кисточки; ножницы, листы бумаги для обратной связи, памятки «Модель трех вопросов» .
Ход мастер - класса :
Все становятся в круг:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (Б. Шоу).
Сегодня мы с вами будем обмениваться педагогическими идеями на очень важную тему.
А сейчас, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.
У нас на игровой площадке игра «Ассоциация». Я назову слово, а задача соседа слева - быстро сказать слово-ассоциацию, которое пришло Вам на ум, следующий сосед, произносит свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д. Это могут быть совершенно разные слова, логически связаны друг с другом. В итоге громко произносится последнее слово.
Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка – пассажир - джинсы - билет - деньги - деревянный - Буратино - Папа Карло и т. д.
Слово «Проект»
Что же собой представляет ПРОЕКТ?
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Шесть «П» :
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Шестое «П»- Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, и при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, сегодня мы с вами используем способ разработки проектов – «Модель трех вопросов»
Благодаря этой модели воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса :
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы. Затем воспитатель задает вопрос : «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».
Мы с детьми придумали символы - сбора информации в картинках.
Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды».
Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:
• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.
• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;
• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;
• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;
• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;
• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;
• провести фотовыставку «Дачные ягодки».
Уважаемые коллеги, а теперь я бы хотела перейти с вами к практической части нашего мастер-класса
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю отправиться в страну детства и превратится в детей.
1. Игра да-нет. (Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Использовать игру можно, как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации.)
-У меня для вас волшебная коробочка, а если вы отгадаете загадку, то вы узнаете, что в ней находится:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла.
Прилетит - плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это. Птица
А так как время года у нас, какое? – Зима
То и проект наш с вами будет называться «Зимующие птицы»
Как вы считаете, почему наш проект с вами актуален?
Актуальность проекта : В холодное время года доступной пищи для птиц становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы, вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.
Сейчас я вам предлагаю разработать проект «Зимующие птицы»,
используя способ – «Модель трех вопросов»
(Дать схему с вопросами)
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Что мы можем запланировать с вами, исходя из полученных ответов:
-
-
-
-
И в завершении всего я предлагаю сделать совместный коллаж «Чем мы угостим зимующих птиц?»
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс сегодня подошел к концу. Я бы хотела поблагодарить вас за проделанную работу, пожелать вам удачи и творческих побед в нашей дальнейшей работе и подарить вам вот такую схему «Модель трех вопросов», которая пригодится вам в дальнейшей разработке ваших проектов.
Обратная связь