Яна Жеребцова
Мастер-класс «Применение метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Нейронные путешествия: развиваем мозг и речь»
Учитель-логопед
МДОУ «ЦРР-детский сад «Улыбка»
Жеребцова Яна Юрьевна
Цель:
повышение профессиональных компетенций учителей-логопедов и педагогов по применению технологии нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
- актуализировать знания педагогов о технологии нейропсихологической коррекции;
Публикация «Мастер-класс „Применение метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда с дошкольниками“» размещена в разделах
- презентовать участникам мастер-класса применение алгоритма нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ (отработать схему применения).
- привлечение внимания педагогов к сохранению системы при использовании метода замещающего онтогенеза;
- распространение опыта работы по использованию нетрадиционных методов и форм в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ.
Практическая значимость:
- повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и с другими целевыми группами;
- гибкое встраивание технологии в образовательный процесс.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги, сегодня я представляю вашему вниманию свой опыт применения технологии нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ОВЗ. На наглядных примерах проиллюстрирую вариант применения алгоритма нейропсихологического сопровождения таких детей.
Это базовая технология метода замещающего онтогенеза, авторами которого являются Семенович, Цыганюк, Архипов и др. С теоретическими и методологическими основами этого метода вы можете подробнее ознакомиться по ссылкам в конце мастер-класса.
https://sensint.ru:8443/articles/metod-zameshchayushchiy-ontogenez-avtory-semenovich-anna-vladimirovna-i-arhipov-boris
https://www.ozon.ru/category/semenovich-metod-zameschayuschego-ontogeneza/
Это эффективный инструмент при работе с различными вариантами развития, но только в случае системного применения.
В современной действительности специалисты все чаще сталкиваются со специфическими формами речевых и моторных нарушений у детей. И это могут быть те дети, которые не включены в так называемые нозологии, это обычные, нормотипичные наши воспитанники. Этот инструмент способствует образованию в мозге новых нейронных связей. Помогает работать с такими нарушениями, которые указывают на несформированность и/или дефицитарность тех мозговых структур, которые должны обеспечивать нейробиологическую базу речи.
Зачастую нейропсихологический подход ассоциируется в основном с упражнениями на пространственную ориентировку и кинезиологическими упражнениями. Применение таких упражнений вырвано из контекста. Несправедливо игнорируются дыхательные, глазодвигательные упражнения, самомассаж. Возможно педагоги считают их скучными, занимающими много времени для их выполнения, но эти упражнения относятся к 1 функциональному блоку мозга, где происходит закладка фундамента нейросоматической организации человека, их игнорировать нельзя, т. к нарушается система, а значит, алгоритм применения метода замещающего онтогенеза. Эти упражнения можно гибко вписывать в обычные физминутки, параллельно выполняя их как с общеразвивающими движениями, так и с кинезиологическими упражнениями.
Есть некоторые результаты применения данного подхода: кроме улучшения моторики и координации движений отмечается улучшение контроля за движениями, увеличение времени включения в задание, т. е улучшаются когнитивные функции мозга, процессы саморегуляции ребенка.
Работая с мозгом Мы работаем не только с мозгом ребёнка, но и со своим. Автор предлагает каждому, кто стремится к качественному использованию метода замещающего онтогенеза, применить его к себе поскольку это наиболее надёжный инструмент овладения любым материалом.
Эффективность нейропсихологического подхода станет явным только в том случае, если педагог будет абсолютно осознанно внедрять их в свою собственную практику, для решения собственных своих профессиональных задач. На этом фоне первой и основной коррекционно-абилитационной целью МЗО является формирование у ребёнка осевых телесных, органных, оптико-пространственных вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий. Таковыми являются, например, язык-глаза, руки-ноги-дыхательная система, суставно-мышечная-дыхательная системы и так далее.
Авторы метода предлагают следующую схему применения нейропсихологического подхода:
1. Дыхательные упражнения
2. Массаж и самомассаж
3. Растяжки, напряжение/расслабление
4. Глазодвигательные упражнения
5. Пространственные упражнения
6. Артикуляционный праксис
7. Фонематический слух
8. Память
9. Номинативные процессы
10. Интеллектуальные процессы (обобщающая и смыслообразующая функции речи)
В своей практике включаю в работу и адаптирую этот алгоритм следующим образом
Давайте попробуем превратить обычную физминутку в нейрозарядку.
Берем первую и самую популярную физминутку из интернет-ресурсов, например, «Буратино» и адаптируем ее в соответствии с предложенным алгоритмом:
Буратино потянулся, (Делаем вдох носом, Руки поднимаем вверх, тянемся всем телом и макушкой вверх, добавляем движения глаз вверх и язык с упражнением «Солдат»)
Раз - нагнулся, (наклоняемся вперед-вниз, выдыхая со звуком ССС)
Два - нагнулся, (Потянутся снова вверх, Вдох, снова наклон с выдохом ССС
Руки в стороны развел (Руки в стороны, движения глаз вправо-влево, потом можно добавить движения языка «часики» вправо-влево)
Ключик, видно, не нашел. (поднять плечи, движения глаз вверх, язык вверх «варенье»)
Чтобы ключик нам достать, (поднять плечи, движения глаз вверх, язык вверх «варенье»)
Нужно на носочки встать. (Делаем вдох носом, Руки поднимаем вверх, тянемся всем телом и макушкой вверх, добавляем движения глаз вверх и язык с упражнением «Солдат»)
Формирование у ребёнка пространственных представлений-одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правое и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменимо. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и так далее. Можно прикрепить значок у сердца, таким образом вы даёте ребёнку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством-ведь представление о нём строится в начале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактное пространственные представления. Теперь он знает, что "слева"- это "там, где красная тряпочка. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нём постоянно.
Возьмем кинезиологическое упражнение «Зайка-коза»» (ушки-рожки)
Маркируем левую руку. В упражнение можно добавить либо движения языка, либо глазодвигательные упражнения. С закрытыми глазами, покажи языком и т. д.)
Проделав эти упражнения по схеме нейропсихологического подхода, предлагаю поразмышлять над следующими вопросами, чтобы понять эффективность и универсальность технологии.
-Для каких детей можно применять технологию?
-В какие режимные моменты можно применять технологию?
-Как вписывается в содержание образовательной деятельности?
Поделитесь, пожалуйста, коллеги, своими впечатлениями, мыслями по теме мастер-класса в «ресторанном» стиле:
Рефлексия «Ресторан» «Насытились?»
• Я съела бы еще …
• Больше всего мне понравилось блюдо…
• Пожалуйста, добавьте в блюдо…
• Я почти переварила…
• Я переела…