Елена Юркина
Мастер-класс «Приемы театральной педагогики в образовательной деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с использованием мультимедийной презентации
«Приемы театральной педагогики в образовательной деятельности в ДОУ»
Добрый день, уважаемые коллеги! (Музыка)
Кто в театре был однажды
Не забудет никогда.
Сцена, занавес, актёры -
Начинается игра!
На сцену приглашаются зрители с билетами (раздаю заранее… цвета
Публикация «Мастер-класс „Приемы театральной педагогики в образовательной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Внесение игрушки «Фонарик» (обыгрывание).
«А фонарик не горит,
И ничего не говорит,
Что же делать,
Как нам быть?
Его нам надо разбудить»
Будим фонарик с помощью дыхательного упражнения «Ветерок» (3 раза)
(Загорается)
«Фонарик свой огонь зажег
И собрались мы все в кружок
Друг другу руки дать спешим
И поздороваться хотим.
Я вам говорю: «Добрый день! Как у вас дела?»
Далее приветствуем всех зрителей «Добрый день!»
Приглашаю всех занять места в зрительном зале
Немецкий психолог Карл Гросс говорил: «Мы играем, не потому что, мы дети, но само детство нам дано нам для того, чтобы мы играли». Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать, так как игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира.
Сегодня перед педагогами дошкольного образования поставлена задача творческого развития личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Проведя анализ педагогических источников, я пришла к выводу, что приемы театральной педагогики позволят мне решить многие проблемы современного дошкольного образования.
Приемы театральной педагогики решают не только специальные проблемы театрального образования (учат детей сценодвижению, выразительности речи и т. д., но и позволяют с успехом применять их и при решении образовательных задач.
Из множества приемов театральной педагогики мое внимание привлекли конечно же игровые приемы, так как игровая форма совместной деятельности педагога с детьми выступает в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
И первый прием, о котором мне хочется вам рассказать, это игровой прием «Внесение игрушки или появление сказочного героя», который был применен в начале нашей встречи. Этот прием удачно работает как с малышами, так и со старшими дошкольниками. Он создает интригу, волшебство и позволяет включать детей в любой вид детской деятельности, помогает интересно провести «утренний круг».
Хоть волнуемся немножко,
Суетимся и дрожим,
Мы под гром аплодисментов
Свой талант раскрыть спешим.
С образовательной деятельности часто использую музыкально – ритмические игры.
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста применяю игры, направленные на действия с предметами, на создание выразительного образа, такие как «Котики и кошки», «Фантики», «Сандалики», «Танец с игрушками» и др. Они проходят с элементами костюмирования, где дети выбирают себе шапочки, накидки и различные предметы.
А со старшими дошкольниками используются муз – ритмические игры в форме ФЛЕШМОБа, которые направлены на импровизацию содержания музыкальных песенных «нарезок» и развитие танцевального творчества детей.
Музыкально – ритмические игры способствуют решению многих образовательных задач, а главное, дают возможность подготовить детей к эмоциональному созданию образа в театральной постановке без специальных репетиций.
Эти приемы успешно применяются в качестве физкультминутки, динамической паузы, на утренней гимнастике, в театрализованных постановках.
На сцену приглашаются зрители с билетами … цвета (выступили)
Давайте подарим бурные аплодисменты нашим актерам, приглашаю их занять места в зале.
Каждый выбежит на сцену:
Мышка, зайчик, волк, лиса…
Тишина летает в зале,
А на сцене - чудеса.
Следующий прием связан с применением информационных технологий. Я предлагаю вам посмотреть интерактивную презентацию «Зверята», которая используется для детей младшего возраста (смотрят).
Варианты работы могут быть разными. Например, во время просмотра этой презентации дети звукоподражают героям (детенышам домашних животных, а после просмотра имитируют движения и интонационно голосом создают выразительный образ животных. Когда детям знакомо содержание, они могут сразу выполнять движения и подпевать.
Его использую как прием мотивации детей на деятельность, в качестве поощрения или заключительной части какой-либо детской деятельности.
Способствует развитию таких личностных качеств, как любознательность, творческое воображение, эмоциональность, развивают музыкальный опыт.
Для показа следующего приема приглашаются зрители с билетами….цвета.
Смотрят, звукоподражают, имитируют движения, аплодисменты.
Всех благодарю, прошу занять места в зрительном зале.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И сними светлый мир добра.
Интересным и популярным приемом является «Сказка- придумка». Он дает возможность детям попробовать себя в роли сценариста. Этот прием целесообразнее использовать со старшими дошкольниками.
Важным условием для воплощения «придумки» является то, что дети должны обладать определенным багажом знаний сказок:
Посмотрите на слайд, здесь представлен алгоритм как составлять «сказки – придумки».
Коллективно сочинив сказку, дети выбирают музыкальное сопровождение, декорации и костюмы. И спектакль готов!
Например, читаем сказку «По Щучьему веленью» (или вспоминаем ее содержание, далее изменяем персонажей сказки: героя, дарителя и противника. Сегодня мы ограничены временем, поэтому я предлагаю вам послушать «сказку – придумку», которую сочинили мои воспитанники. Читаю. Если вас заинтересовал этот прием, в конце нашей встречи вы можете взять алгоритм в печатном виде.
Такой прием развиваем кругозор, эрудированность, умение рассуждать, мышление, воображение, память, смекалку, связную и грамматически правильную речь.
А сказки длятся - дальше, дальше
В них только выдумка - нет фальши.
Они нас учат честно жить,
Любовью, дружбой дорожить.
А какая же русская сказка без хоровода. Хороводная игра - это еще один из приемов театральной педагогики. Как только педагог организовывает такую игру, дети сразу сбегаются, забываются все ссоры и обиды. Я применяю в работе такие хороводные игры: «Тортик», «Ходит Ваня», «Осень» и др.
Этот прием воспитывает дружеские взаимоотношения, помогает ребенку побороть застенчивость, обидчивость, формирует умение вступать в контакт, проявлять инициативу в общении, уверенность в себе и своих силах.
Приглашаю зрителей с билетами….цвета на сцену (одеваю фартук и колпак) пою акапелльно, играем:
«Встали дружно мы на место,
вот и замесили тесто,
раз месили,
два месили, что то положить забыли, что для мамочек положим?
Радости!
Месим с радостью мы тесто,
вот и ему уже и тесно,
раз месили,
два месили, что то положить забыли, что для бабушек положим? Здоровья!
Месим со здоровьем тесто,
вот ему уже и тесно,
раз месили,
два месили, что то положить забыли, что для девочек положим? Успеха!
Есть и радость, и успех, хватит тортика для всех!»
«улиткой» завернули кругу внутрь, затем смена направления, развернули круг, в ходе хоровода останавливаемся и показываем движения на определенные слова, в конце на слова «хватит тортика на всех!» поднимаем руки вверх, имитируем зажженые свечечки.
Говорю «Вот так тортик, красота!» (достаю заранее приготовленный тортик с сюрпризом в виде сладких гостинцев.
Ярким, эмоциональным приемом для работы с детьми является использование поощрения и сюрпризный момент. Поощрение можно получить в виде, аплодисментов или в виде сладкого гостинца от персонажа. Все это вызывает положительные и незабываемые эмоции у детей.
В любом виде деятельности важно подвести итог. В своей работе я применяю приемы «Прощание» Например:
Беру в руки зажженый фонарик (горит с начала, говорю:
До свиданья, до свиданья,
приходите к нам опять,
до свиданья, до свиданья,
будем весело играть!»
задуваем его,
Применение приема «Прощание с фонариком».
Использование приемов театральной педагогике в образовательной деятельности требует от педагога творческого подхода, наличие артистических качеств, умения заинтересовать детей. А полученный в результате работы успех в данном направлении приносит радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса, делает его привлекательным (слайд)
Настоящего актёра
Видно всем издалека.
Поклонились, разбежались.
Всё! Закончилась игра!
«Игра – придумка»
Схема (последовательность событий)
Обнаруживается желание иметь какой то объект (или его пропажа, вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;
Герой встречается с «дарителем» (обладателем) волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание (на доброту, смекалку);
Герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника (им может быть и сам даритель, при помощи которого достигает искомый объект;
Герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);
Герой побеждает противника и получает искомый объект
Герой возвращается домой и получает заслуженную награду
Дети должны знать:
Названия сказок
Героев сказок
Дарителей
Волшебные предметы, средства
Испытания
Противников
Награды
Необходимо:
Прочитать сказку (вспомнить знакомую сказку)
Изменить персонажей сказки (героя, дарителя, противника, объект и награду
Рассказать новую сказку