МААМ-картинки

Мастер-класс «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком«

Шувалова Наталья Александровна
Мастер-класс «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком«
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнила: воспитатель Шувалова Н. А. 2022г.

Не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Все сложнее, становится организовывать какой – либо вид деятельности, чтобы увлечь всех малышей. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной образовательной деятельности, что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому для привлечения детей к овладению знаний нам, педагогам, необходимо вести поиск новых подходов.

Публикация «Мастер-класс „Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком„» размещена в разделах

Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок является активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных знаний и умений. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.

Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство! Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?

А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком!

Мастер-класс для воспитателей по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика.

Цель: Познакомить педагогов с видами дидактических игр по познавательно-речевому развитию, с использованием электрического фонарика и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: Дидактические игры : «Поможем Мишке разложить пирожки по тарелкам», «Из чего варенье», «Кто прячется за кустом?», «Таможня».

Оборудование: Предметные, сюжетные картинки, фонарики, игрушка-«мишка», тарелочки, кармашки для счета.

Вступительная часть: Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи детей. На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – это ранний и дошкольный возраст. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Сейчас, я предлагаю вам поиграть в игры, которые я использую в своей работе по позновательно-речевому развитию детей с использованием электрического фонарика. Цель этих игр: расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.

Дидактическая игра : «Поможем Мишке разложить пирожки по тарелкам».

Цель игры: Развитие связной речи; обогащение словаря; формирование умения согласовывать прилагательные и существительные, учить употреблять предлог «С», «СО» ; развивать логическое мышление, внимание, счет, сравнение.

Итак:

Воспитатель: - К нам в гости пришел Мишка из сказки «Маша и Медведь». Он просит нас о помощи.

Маша испекла пирожки с разными начинками и попросила Мишку отнести бабушке и дедушке пирожки только с фруктовыми и овощными начинками, но Мишка перепутал все пирожки. Давайте поможем ему разложить пирожки по тарелочкам, на 1-ю тарелочку положим пирожки с фруктовыми начинками, на 2-ю тарелочку положим пирожки с овощными начинками, а на 3-ю тарелочку положим все оставшиеся пирожки.

Чтобы узнать с какой начинкой пирожок, нужно просветить его через фонарик и сказать с какой начинкой пирожок. (пирожок с шоколадной начинкой, пирожок с яблочной начинкой и т. д.) Затем детям можно предложить пересчитать пирожки с фруктами, с овощами и с другими начинками. Пирожки с фруктами и овощами кладем в короб и отдаем Мишке, остальные пирожки остаются в тарелке.

Дидактическая игра : «Из чего варенье»

Цель игры: Продолжать учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля; обогащение словарного запаса детей; закреплять счет, сравнение, понятия больше - меньше.

Воспитатель: - Лето - это пора вкусных, сладких, ягод и фруктов, из них варят вкусное варенье чтобы полакомиться зимой. Перед вами лежат баночки с вареньем, но с каким мы не знаем. Чтобы узнать из чего варенье, нужно просветить баночку фонариком и сказать из чего варенье.

У меня варенье из малины – малиновое. А у вас?

( Дети поочередно: варенье из смородины – смородиновое; из клубники – клубничное, из яблок – яблочное, из вишни – вишневое, из слив – сливовое, из абрикоса – абрикосовое, из персиков – персиковое и т. д.)

- А теперь нужно баночки с вареньем поставить храниться на полочки на зиму

- на первую полку мы поставим 4 банки (предложить ребенку,

- на вторую полку нужно поставить на одну банку больше чем на первой полке (5) (предложить ребенку,

- на третью полку мы поставим оставшиеся баночки с вареньем (6).

- на сколько меньше баночки на второй полке, чем на третьей?

Дидактическая игра : «Кто прячется за кустом?»

Цель игры: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному; развитие памяти, внимания, воображения; закреплять правильное произнесение звуков; формирование умения грамматическому и фонетическому построению фраз.

Воспитатель: - За этим кустом кажется кто-то спрятался. Чтобы узнать кто это, нужно просветить фонариком куст и назвать животное, которое прячется за ним, сказать домашнее оно или дикое. Назвать первый звук слова (заяц - З, лиса - Л и т. д.) Определить количество слогов (можно хлопками или подставить ладошку под подбородок : за-яц, ли-са и т. д.).

Дидактическая игра : «Таможня» (три варианта игры)

Цель игры: 1. Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; развивать речь, логическое мышление; воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности.

2. Закреплять умение детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное; Развивать внимание, быстроту мышления.

3. Совершенствовать умение детей определять живые и неживые предметы; Формировать навыки словообразования. Развивать речь, память, внимание, мышление, воображение;

Воспитатель: - Любители путешествовать на самолете знают, что в каждом аэропорту, в целях безопасности проверяют багаж (сумки, чемоданы). Это место называется таможенный пункт, багаж просвечивают и смотрят, есть ли в чемоданах запрещенные предметы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Таможня».

1. «Опасное – Безопасное» : - В багаж нельзя сдавать опасные предметы. Мы просветим ваш багаж. Если там окажется опасный предмет, то я его не приму. В багаж принимаем только безопасные предметы. Дети определяют опасные и безопасные предметы, называют их.

2. «Съедобное - Несъедобное» : - К провозу запрещены продукты питания. Мы просветим ваш багаж и отложим все, что окажется съедобным. Несъедобное провозить можно. Дети определяют съедобные и несъедобные предметы, называют их.

3. «Живое – Неживое» - В багаж нельзя сдавать живых существ. Мы просветим ваш багаж. Если там окажется живое существо, то я его не приму. В багаж принимаем только не живые предметы. Дети определяют живые и не живые предметы, называют их.

Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках. Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.

Эти игры можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:

• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;

• при решении математических задач;

• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.

• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня с воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.

Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи. Цель игр с фонариком – расширить и закрепить знания детей, посредством дидактической игры «Игры с фонариком».

Результат использования таких игр является:

• повышение эмоционального, психологического, благополучия;

• улучшение запоминания нового материала;

• наличие потребностей в овладении новыми знаниями.

Как же сделать и преподнести «Игры с фонариком» детям? Для детей младшего возраста я предлагаю игру, которая называется «Кто в банке?».

Делается эта игра с помощью программы Microsoft Word. Открываем в этой программе окно ВСТАВКА и вставляем таблицу. Число столбиков и строк зависит от размера карточек. Делаем две таких таблицы на разных листах. И в каждую ячейку в таблице ставим изображение, в нашем случае – это банка. После в каждую банку во второй таблице ставим изображение разных насекомых. Банку можно удалить или оставить. Распечатываем два листа. Совмещаем их таким образом, чтоб лист с пустыми банками был над насекомыми и проклеиваем клеем. Разрезаем и ламинируем. Карточки готовы!

Теперь можно экспериментировать со светом. Нужно включить фонарик и направить луч света на банку с тыльной стороны. Насекомого хорошо видно и дети с легкостью ответят на вопрос «Кто в банке?». Как только убирается фонарик, ребенку снова видна пустая банка.

Можно сделать множество подобных игр, которые будут затрагивать все области познания : «Было-Стало», «Полезное-вредное», «Кто за забором?», «Что лишнее в шкафу?», «Клетка с птичками», «Насекомые», «Что съел хомяк?», «Морские обитатели», «Полезная и вредная еда», «Больше или меньше», «Сколько стало» и множество-множество других….

Игра «Кто за забором?»

Игра «Морские обитатели»

Игра «Полезное-вредное»

Игра «Было-стало»

Использование игр с фонариком позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.

Данная тема меня очень заинтересовала, я решила поработать над ней плодотворно, поэтому, перспективой работы над данной темой вижу: поиск и разработку новых игр по всем областям и по всем возрастам, привлечение родителей и детей к изготовлению игр дома.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком«
Опубликовано: 12 сентября 2023 в 10:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком«» (включая файлы) размещена пользователем Шувалова Наталья Александровна (УИ 1408537) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД