Богданова Ирина
Мастер-класс по экспериментальной деятельности в детском саду «Радуга-дуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по экспериментальной деятельности
в детском саду «Радуга-дуга»
Работу подготовила воспитатель первой квалификационной категории Богданова И. В.
В настоящее время государство выдвигает особые требования к системе дошкольного образования, целью которого является воспитание творческого, свободного, обладающего способностью эффективно и нестандартно решать различные жизненные проблемы, ребенка. Актуальность развития творческих способностей детей всегда была и есть ориентирующей в развитии познавательных процессов.
Публикация «Мастер-класс по экспериментальной деятельности в детском саду „Радуга-дуга“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Конструирование, поделки
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте отводится немаловажная роль художественно-эстетическому развитию дошкольника. В этой образовательной области решается широкий круг задач:
- развитие творческого потенциала ребенка;
- развитие образного, ассоциативного мышления;
- развитие самостоятельности и творческой активности.
Каждый педагог индивидуально подбирает формы и методы для реализации данного направления с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Работая в детском саду, я поняла, что развитие творческого потенциала оказывает благоприятное влияние на развитие детей. Этот процесс интересен детям и взрослым, в том числе, и мне самой. В своей работе я использую «нетрадиционные техники рисования». Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений.
Существует множество таких нетрадиционных техник рисования:
- «Рисование ладошкой»;
- «Рисование печаткой»;
- «Тампонирование»;
- «Набрызг»;
- «Монотипия»;
- «Кляксография»;
- «Рисование по сырой бумаге»;
- «Цветные ниточки»;
- «Граттаж»;
- «Рисование по мягкой бумаге»;
- «Рисование пластилином»;
- «Квиллинг» и многие др.
Опыт.
Для начала, хотела бы представить Вашему вниманию опыт «Радуга». Можно показать детям это природное явление прямо в комнате. Поставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймаем зеркалом солнечный луч и направим на стену, необходимо поворачивать зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они может назвали бы ее «ра-круг»
А сейчас давайте изобразим небо и радугу необычными способами. Нам необходимы следующие материалы:
- 2 плоских подноса;
- пена для бритья;
- мыльный раствор;
- трубочки для коктейля;
- жидкая гуашь;
- целлофановые пакетики;
- одноразовые ложечки и стаканчики;
- клей ПВА;
Небо. Рисование мыльным раствором.
Для получения интересного фона неба, возьмем мыльный раствор и добавим в него синюю гуашь и вспеним трубочкой. Должна получиться пенная масса. Теперь приложим лист бумаги к этой пене, мыльные пузыри должны «отпечататься» на этом листе.
Радуга. Рисование пеной для бритья.
Все перечисленные нетрадиционные техники интересны, разнообразны и используются в работе, но современное общество не стоит на месте, и каждый день появляется что-то новое. Я бы хотела рассказать о совершенно новой нетрадиционной технике – рисование пеной. Это завораживающий процесс превращения обычной пены для бритья в яркие, забавные и, безумно радующие детей, рисунки.
Процесс изготовления пены для рисования очень прост. Необходимо в обычный прозрачный полиэтиленовый пакет влить небольшое количество краски (гуашь, клей ПВА, тщательно перемешать. Затем добавить пену для бритья. ( Соотношение: гуашь : клей : пена, 1: 1:5). Для нашей радуги мы должны изготовить семь цветов краски: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. С пеной можно работать часами, так как это увлекательно и интересно.
Далее необходимо завязать пакет и сделать маленький надрез на уголке пакета. Получается кондитерский мешочек с цветной пеной. Такой пеной можно закрашивать готовые шаблоны или просто рисовать. Даже высохнув, пена полностью не исчезает, а оставляет интересный фактурный рисунок.
На самом деле вариантов работы с пеной множество, я предложила базовые. Как использовать эту технику педагог может решить самостоятельно. Работу с пеной можно использовать как фрагмент НОД по познавательному развитию, как отдельную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию, а также как опытно-экспериментальную работу по смешиванию красок. Говоря о последнем, восторг будет не только у детей, но и у педагогов ДОУ.
Нетрадиционная техника – рисование пеной, направлена на развитие и обогащение активного и пассивного словаря детей, способствует связной речи, развивает мышление и воображение, помогает в развитии мелкой моторики, формирует эстетический вкус.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что результат работы детей зависит от творческого воображения и креативности самого воспитателя, от его знаний, и личного стремления к саморазвитию. Покажите детям, что вам это нравится, зажгите в них познавательный интерес, и вы получите продукт, который удовлетворит всех участников процесса!
«Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»(Антон Павлович Чехов).
Желаю успехов!