Albina Sakhautdinova
Опыт работы по экспериментально-познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Альбина Сахаутдинова
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос:"Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменё нного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому я ставлю перед собой задачу" учить сомневаться"т. е. научить детей сомневаться в истинности знаний. Вот поэтому обучение должно быть "проблемным", т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска.
Публикация «Опыт работы по экспериментально-познавательной деятельности» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, принятым 17.10. 2014 года на этапе завершения дошкольного образования: одним из целевых ориентиров является любознательность. Ребёнок постоянно задает вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск постоянно. Это его нормальное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; изучать поведение синички за окном; разбирать игрушки, изучая их устройство. Ребёнок настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а главное - самовыражаться.
Вот поэтому целью моей работы стало помочь детям познать окружающий мир; сформировать опыт творческой познавательно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
В своей работе решаю образовательные, развивающие, воспитательные задачи.
Работу провожу с детьми каждого возрастного периода, учитывая интересы, области познания, сотрудничаю с родителями при организации наблюдений за объектами живой и неживой природы.
В своей работе использую различные пособия познавательного характера. В основном это энциклопедии, макеты, дидактические игры. Также есть необходимое оборудование для детской лаборатории. Это всё мне помогает в работе.
Хочу остановиться на играх - экспериментированиях. Мои дети, как и все дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира и очень любят экспериментировать. Большую радость и удивление они испытывают от своих маленьких открытий и получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как). Они чувствуют себя учёными - первооткрывателями.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: " Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать. " Чтобы дать знания и наполнить их головы интересным содержанием я провожу опыты : с водой, воздухом, песком, тенью, с магнитом.
Своих воспитанников обучаю самым простым опытам. Но я ищу постоянно что- то новое, увлекательное, необычное, чтобы удивить своих детей. Поэтому провожу ряд увлекательных экспериментов (на экране цветок лотоса). Например: Возьмём подсолнечное масло. У него очень много занимательных свойств. Мы знаем, что оно не растворяется в воде, легче воды. А чтобы дети увидели эти свойства подсолнечного масла, можно сделать море или океан. Итак, берём воду и добавляем пищевой краситель синего цвета, перемешиваем. Берём пустую бутылку, можно бросить немного камней и наливаем нашу цветную воду. Затем добавляем подсолнечное масло и закрываем бутылку крышкой (показываю). Кладём на бок и наблюдаем, как масло собирается на поверхности. Почему же так происходит? Потому, что масло легче воды, поэтому и всплывает. Можно раскачать бутылку, чтобы получилось много волн и включить шум моря. Тогда представьте, что находитесь на берегу моря.
Современное дошкольное образование отличается широким использованием интерактивного оборудования, информационно - коммуникативных технологий. Современные технологии предоставляют ребёнку прекрасное средство для наблюдений - это микроскоп. В нашем детском саду мы работаем с цифровым микроскопом. Давая увеличение до 200 раз, такой микроскоп является очень простым по своей конструкции и безопасным для ребёнка. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера и воссоздаёт трёхмерное изображение наблюдаемого объекта. Помимо увеличения объекта цифровой микроскоп позволяет сделать его фотографию или видео - запись, и сохранить её можно для дальнейшей работы. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделать. Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им интересно увидеть в увеличенном виде всё. Это и соль, и сахар, и песок, и листья, и даже пёрышки. А самое главное, что ребёнок сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Например: Возьмём птичье перо и застежку-молнию. А как вы думаете, что между ними общего. Вы будете удивляться, как и удивляются дети, что прообразом застёжки, под названием молнии является птичье перо! Я предлагаю вам взять в руки перо. Рассмотрите его. Проведите пальчиком по опахалу вот так (показываю). Чувствуете, что бородки достаточно крепко держаться друг за друга. Оказывается, в устройстве этих бородок таится главный секрет прочности птичьего пера. Бородки имеют крючочки, которые цепляются за другие бородки. А это можно увидеть только в микроскоп, давайте и посмотрим. Вы видите, как бородки прочно сцепляются, соединяются друг с другом, также, как и части застёжки- молнии. Когда то это увидели очень внимательные люди, и они изобрели застёжку-молнию, которой мы пользуемся каждый день. Чтобы застёжка работала исправно, птица тщательно ухаживает за своими перьями, ну и люди стараются бережно пользоваться застёжкой - молнией. Вам интересно? Ну, конечно же, да! Так же и интересно будет и детям! Ведь человек, исследуя разные объекты познаёт природу самой жизни.
Есть очень мудрое китайское изречение:
" То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю".
И благодаря проделанной работе, мои дети могут ответить на вопрос: как я это делаю? почему я это делаю именно так? что хочу узнать? что получится в результате? Они умеют видеть в обычном - необычное, в знакомом - незнакомое, в известном - неизвестное. И я надеюсь, что многие из них на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.
Но главное, как говорил В. А. Сухомлинский: " Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать всё, что вы знаете - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком окружающий мир. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребёнку ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".