Эмма Рубцова
Мастер-класс по внеурочной деятельности для учащихся 3 классов «У матрёшки русская душа»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по внеурочной деятельности для учащихся 3 классов
"У матрёшки русская душа"
Цель урока: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастерству, создающему красоту на радость людям. Знакомство с русской народной матрешкой. Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана. Создать образ традиционной русской матрешки.
Публикация «Мастер-класс по внеурочной деятельности для учащихся 3 классов „У матрёшки русская душа“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Конструирование, поделки
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2021
Задачи:
I. Образовательные:
1. Познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;
2. Учить различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства;
3. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
4. Научить расписывать игрушки по образцам изделий из разных областей России;
II. Развивающие:
1. Развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива;
2. Развивать эстетическое восприятие; художественный вкус;
III. Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины; уважение к труду;
2. Воспитывать аккуратность и творческое воображение.
3. Формировать чувства удовлетворённости от выполненной работы.
Мотивация
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие.
- Сегодня на занятии нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля".
- А вот как ее называли на Руси, вы узнаете, посмотрев танец, который для вас приготовили ученицы 3 класса.
Просмотр танца
-Кто же для вас танцевал? О чём же пойдет речь на занятии? (о матрёшке)
- Ребята скажите, а какие ассоциации приходят к вам голову, когда вы слышите слово «матрёшка» (игрушка; русская красавица; игрушка из дерева; куколка, в которой живут её сестрички и одна другой меньше, кукла). Это слово вызывает множество ассоциаций.
-Давайте откроем толковый словарь Ожегова…. и прочитаем, какое определение дается слову «матрёшка».
Слайд 1 Матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
-Слайд 2Итак, тема занятия – У матрешки русская душа!
- -По этой теме мы проведем работу в группах с элементами исследовательской деятельности. Вам нужно разбиться на 3 группы.
- На группы вы разбились, но что нужно вспомнить, чтобы работа была слаженной и продуктивной? (правила работы в группе)
- Они вам знакомы. Перечислите их.
А теперь выберем руководителя групп. Я предлагаю стать командирами групп следующих детей. Они будут руководить работой группы и отвечать за её выполнение.
-Итак, чтобы работа оказалась плодотворной, вам нужно соблюдать перечисленные правила, а также быть внимательными и если возникнет затруднение поднять руку.
-- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем о матрешке? (историю появления матрешки, как ее изготавливали и какими были матрёшки, т. е виды матрешек).
Итак, 1 группа исследователей- узнают историю появления матрёшки. 2 группа-как изготавливали матрёшку,3 группа- какими были матрёшки, т. е их виды.
- Перед вами тексты для работы. Прочитайте их и найдите нужную для вашей группы информацию. Свои исследования оформите так, как это требует задание. На работу 7 мин. Договоритесь, кто будет защищать честь вашей команды. Время пошло.
-Время истекло. Принимаем итоговый отчет.
- 1 группа работала над историей появления матрешки. Расскажите, что вы узнали?
(2 уч. Выходят к доске, прикрепляют ватман и зачитывают только ответы)
слайд3 -(фукурума- голова у него вытянулась вверх от постоянных раздумий, фукурума-это прообраз (дед)нашей матрешки)
слайд 4-так выглядела первая матрешка
- Вот так и появилась эта "весёлая жизнерадостная девочка”. Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем. И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.
- Интересно, а как же появляется матрешка? Об этом нам расскажет 2 группа. Слайд 5
(у доски 2 учащихся- вывешивают картинный план и рассказывают об этапах изготовления) :
-Ребята ознакомили вас с этапами изготовления матрешки, а теперь давайте совершим видеоэкскурсию в мастерскую, где рождаются матрешки. (просмотр фильма)
-Матрёшки стали пользоваться большим спросом. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Со временем в стране стали появляться другие центры по изготовлению матрешек и у каждого центра былсвой стиль.
- 3 группа поделится с нами информацией о видах матрешек.
Слайд 6. Ребятам нужно было прочитать информацию о видах матрешек и по описанию понять,какой вид матрешки изображен на картинке.
(у доски 5 человек-каждый свою матрешку описывает)
1. Самая яркая матрешка – из Семенова. Форма куклы немного вытянутая. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют овал лица. Самое же главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем. В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый.
2. Полхов-майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки. У матрешек нет платка с завязанными концами.. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта.
3. Загорская матрешка. Одежда Загорской матрешки довольно скромная, на переднике небольшой узор. Цвет волос у девушек в основном светлый, но могут быть и брюнетки. Руки опущены вниз или согнуты – тогда кукла держит в руках балалайку, корзинку с фруктами, какое-нибудь домашнее животное или петуха.
4. Вятская матрешка. Отличительная особенность - для украшения фартука матрешки используется ржаная соломка. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает нас, настолько оно мило и приветливо.
5. Тверская матрешка - особенность Тверской матрёшки - рисунок выполняется в технике росписи с выжиганием. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом. Румяна у этой матрешки размытые, похожие на настоящие. У некоторых матрешек руки вытянуты вперед и держат каравай.
- В настоящее время росписью матрешек занимаются во многих областях нашей необъятной Родины. И каждая матрешка существенно отличается от тех, с которыми вас познакомили ребята. Слайд 7,- перед вами матрешки красавицы с нарядами из различных цветовых узоров, слайд 8 – матрешки с росписью гжель
- слайд 9 Для украшения своих матрешек художники используют не только различные цветовые узоры, но даже сюжеты из народных сказок. Вот какие красивые матрешки! Какие мастера живут по все России.
Практическая работа.
Современные матрешки преимущественно авторские.
- Ребята, а хотелось бы вам создать свою матрёшку, расписав ее своей авторской росписью?
- У вас на парте - заготовки. Выберите композиционное расположение элементов росписи. Постарайтесь передать весёлый и радостный мир приро-ды. Умело используя тёплые и холодные тона, добиваясь цветового контраста, как это делают народные мастера.
Изображаем в такой последовательности:
1. Вначале крупные элементы,например, - цветы;
2. Затем мелкие - бутоны, ягоды;
3. Соединяем их стебельками и листиками.
Рефлексия
- Ваши работы практически готовы и перед тем как мы их продемонстрируем, посмотрим, кто был самым внимательным! Ответьте на следующие вопросы.
1. От какого слова произошло название матрёшки? (от имени Матрёна, Маша)
2. Из какого материала делают игрушку? (из молодой липы или берёзы)
3. На какие группы делят матрёшек по видам росписи? Экспресс-выставка матрешек
Ваши кисточки устали,
Они матрёшек писали.
Долго трудились и вышло красиво.
Всем нам на диво!
- Дети! Спасибо вам за творчество.
Вы с любовью расписывали матрёшек.
- А теперь, ребята, давайте покажем матрёшки, которые у нас получились. Все они очень разные, не похожие друг на друга. У каждой свой характер, своя роспись.
- Русский человек всегда гордится своими корнями, интересуется прошлым, изучает истоки. Вот и мы сегодня совершили небольшую экскурсию в прошлое русской деревянной игрушки.
- Русская матрёшка - это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия. От всей души мы вам желаем этого.
Знают все на свете -
И взрослые и дети,
Что русская матрёшка - лучший сувенир.