Получи документы

Мастер-класс «Взаимодействие педагогов с детьми группы риска»

Татьяна Аулова
Мастер-класс «Взаимодействие педагогов с детьми группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте коллеги. Меня зовут Аулова Т. П., я работаю педагогом – психологом в МБДОУ № 49 г. Невинномысска. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по взаимодействию с детьми группы риска. Таких детей педагоги ещё называют «Трудные дети».

Мы с вами работаем не только с детьми, так же в наши обязанности входит взаимодействие и с родителями воспитанников, и с педагогами ДОУ. Часто воспитатели обращаются к педагогу - психологу за помощью при появлении таких детей в группе.

Публикация «Мастер-класс „Взаимодействие педагогов с детьми группы риска“» размещена в разделах

И наша с вами цель помочь не только детям, их семьям, но и просветить и повысить психолого – педагогическую грамотность педагога в этом вопросе. Данную презентацию можно использовать в работе с педагогическим коллективом для осуществления следующих задач:

• познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность», «тревожность», причинами возникновения и признаками проявления.

• обучить методическим приемам работы с такими детьми.

• проанализировать полученную методическую информацию и результаты работы.

- Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»?

Ответы педагогов.

Вы совершенно правы, трудными называют тревожных, гиперактивных, агрессивных детей, и к сожалению таких деток с каждым годом становиться всё больше и больше.

Давайте рассмотрим первую группу – это тревожные дети.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

- А теперь попробуем составить психологический портрет ребёнка с повышенным уровнем тревожности.

Портрет тревожного ребенка.

• их отличает чрезмерное беспокойство;

• дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;

• у них высокие требования к себе, они очень самокритичны;

• низкая самооценка (дети думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие;

• ищут поощрения, одобрения взрослых во всем.

Причины возникновения тревожности у детей

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и педагогами.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными).

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Как помочь тревожному ребенку.

Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях :

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Следующая группа – это агрессивные дети. Давайте вспомним определение агрессии.

Агрессия (от латинского слова – нападение) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей.

Попробуем составить портрет агрессивного ребёнка.

Ответы педагогов.

Портрет агрессивного ребенка.

Почти в каждой группе детского сада есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Причины детской агрессивности

• Неприятие детей родителями.

• Безразличие или враждебность со стороны родителей.

• Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека)

• полное отсутствие такового (гипоопека).

• Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

• Запрет на физическую активность.

• Подсознательное ожидание опасности.

• Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка.

Как помочь агрессивному ребенку.

Работа педагога с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

• Обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность.

• Формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим.

• Прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

Гиперактивные дети.

Гиперактиность – это состояние при котором активность и возбудимость человека превышает норму.

- Какие качества присущи гиперактивным детям?

Ответы педагогов.

Портрет гиперактивного ребенка.

• находится в постоянном движении;

• спит меньше сверстников;

• беспокоен в движениях;

• плохо координирует движения;

• не регулирует свои действия;

• непоследователен в своем поведении;

• плохо контролирует свои эмоции;

• часто нарушает правила;

• плохо организован и слабо поддается попыткам организовать его;

• с трудом сосредотачивает внимание на чем бы то ни было.

Причины гиперактивности.

• генетика;

• социальная среда;

• патология беременности и родов;

• инфекции и интоксикация первого года жизни;

• ММД (минималная мозговая дисфункция).

Как помочь гиперактивному ребенку?

• не запрещайте ребенку бурно проявлять себя;

• не приказывайте;

• не заискивайте;

• если от ребенка что – то требуется попросите;

• раз и навсегда откажитесь от чтения нотаций;

• вместо отказа или запрета предлагайте выбор;

• чаще беседуйте с ребенком по душам.

- Какими качествами должен обладать педагог для решения проблемы «трудного» ребёнка?

Ответы педагогов.

1. Любовь. Без любви нет воспитания.

2. Уважение. Уважение к личности ребенка

3. Толерантность. Терпимость к каждому ребенку.

4. Оптимизм. Вера в лучшие качества воспитанника.

5. Эмпатия осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека

6. Коммуникативность и педагогический такт.

Наш метод воспитания: любовь, беседа, понимание.

А сейчас, я хочу вам продемонстрировать один из методов, который я использую в индивидуальной работе с детьми – это рисование и игры с песком.

Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Игры с песком помогут:

успокоиться, расслабиться;

избавиться от страхов, тревог, беспокойств;

выразить внутренние конфликты и переживания;

повысить самооценку и веру в свои силы (взаимодействовать с песком достаточно просто и практически всегда получается что-то интересное);

открыть в себе новые грани и таланты, избавиться на время от множества мыслей и взглянуть вглубь себя.

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать проективные игры:

«Моя семья», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты», «Рисование на свободную тему».

С самыми маленькими хорошо поиграть в «змейку» - начертить ребром ладони извилистую дорожку, попрыгать «как зайка» двумя пальчиками обеих рук, побегать, как «паучок» всеми пальчиками сразу.

Практическая часть.

А теперь я хочу вам предложить поиграть в игры, которые можно использовать в тренинговой работе с детьми, как для профилактики нарушений эмоционально – личностной сферы, так и с детьми данной группы риска.

Игра «Волшебная нить».

Цель: сплочение детского коллектива.

Взрослый от лица плюшевого медвежонка предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку.

Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Упражнение «Коробка переживаний» .

Цель: помочь ребёнку избавиться от бесполезных переживаний.

Ведущий. У каждого из нас есть какие-то заботы или переживания. Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

Упражнение "Драка".

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук, научиться управлять своим поведением.

"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

Примечание. Как вы, наверное, уже догадались, эту игру полезно использовать не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. Для них здесь есть важный коррекционный момент: радость расслабления (физическая и эмоциональная) не драться, а решать конфликты мирным путем.

Психологический тренинг.

А сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и отдохнуть. Сядьте по удобнее, слушайте внимательно то, что я буду говорить.

Сделайте глубокий вдох… выдох (звучит спокойная, расслабляющая музыка)

Закрой глаза. Представь себе дом. Он маленький и уютный. В нем тепло. Вкусно пахнет пирогами. Мягкий добрый свет наполняет весь дом. В этом доме живут люди, которые тебя очень любят и заботятся о тебе. Они хотят сказать тебе очень много приятных и ласковых слов. В дом ведут три ступеньки. Тебе осталось только подняться по ним, чтобы попасть в этот дом. Ты с радостью начинаешь идти по ступенькам. Раз… два… три… Ты в доме. Тебе хорошо и спокойно. Радость и добро наполняют твою душу.

Откройте глаза.

Рефлексия.

- Потянитесь.

- Что вы чувствовали? (ответы)

- Молодцы, вы хорошо поработали.

- Нам пора возвращаться в группу.

- Давайте пожелаем всем хорошего настроения и попрощаемся.

- До свиданья.

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде»Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» В большинстве случаев, особенно в детстве, очень важно находить общий язык.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение»Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение» Мастер-класс педагога-психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического.

Взаимодействие педагогов с родителями в рамках проекта по театрализованной деятельностиВзаимодействие педагогов с родителями в рамках проекта по театрализованной деятельности Опыт работы. Любой педагог подтвердит, что выстроить эффективное и регулярное сотрудничество с родителями воспитанников – задача непростая.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Взаимодействие педагогов с детьми группы риска»
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 15:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Взаимодействие педагогов с детьми группы риска»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Аулова (УИ 705527) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД