Oксана Должникова
Мастер-класс «Школа маленького актера»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
Тема: «Школа маленького актера»
Ведущая: Добрый день уважаемые коллеги, гости, члены жюри! Я всех приветствую в этом прекрасном зале и хочу сразу попросить выйти ко мне 4-х помощников. Вы мне будете помогать в этом мастер-классе.
(Ведущая обращается к залу)
- Уважаемые коллеги, друзья, члены жюри, скажите пожалуйста, что значит быть актером?
- Актер, это кто? (Человек, который работает в театре, играет в спектаклях, снимается в кино, это творческий человек, талантливый и т. д.)
Публикация «Мастер-класс „Школа маленького актера“» размещена в разделах
- Чем он занимается? (играет в театре, любит петь, читать стихи и т. д.)
Ведущая: Да, действительно, актер, это человек внутренний мир, которого обладает волшебной силой, меняющей реальность к лучшему. В него ты веришь, что добро победит зло, что любовь сильнее ненависти, а надежда никогда не умирает
(Ведущая поворачивается к помощникам своим)
Ведущая: Давайте с Вами представим, что Вы актеры
(и обращается к залу) Ну, а Вы уважаемая публика в зале, Вы будете зрителями.
Ведущая: Для начала, хочу Вас узнать поближе, познакомиться с Вами.
Пожалуйста, представьтесь, так как это делают знаменитые актеры
(представляются …восхитительная, неподражаемая, единственная, неповторимая и т. д.)
Ведущая: Еще несколько вопросов хочу задать Вам, которые часто используются в резюме:
-Чем вы любите заниматься?
-Ваше любимое блюдо
- Ваш любимый актер или актриса?
- Ваше любимое хобби?
И обратиться к залу (может и они на эти вопросы ответят)
Ведущая: И так, знакомство наше состоялось.
Я надеюсь, что расположила к себе Вас уважаемые актеры и уважаемая публика в зале.
А чтобы у нас сложились ну совсем доверительные отношения, я хочу поинтересоваться: нет ли у Вас
какой - нибудь вещички, талисмана, который приносит удачу, успех.
(Актеры- помощники показывают у кого есть, у кого – то может быть и не будет).
Ведущая: В таком случае я хочу подарить вам вот такую простенькую вещичку, которая будет вам сопутствовать в Ваших успехах. (ведущая дарит талисманчики помощникам)
Ведущая: И так, я открываю школу начинающего актера
Ведущая: И для 1 упражнения, которое называется «На дворе трава», Вам понадобятся картинки, на которых записаны русские чистоговорки. Надо четко и громко проговорить одну, сначала медленно, потом быстрее.
И так, тяните карточки. (помощники проговаривают поговорки).
Ведущая: А сейчас задание я усложняю, у Вас на столах стоят стаканчики а в них орех-фундук- по 2 шт. и положите в рот за обе щеки и произнесите чистоговорки. (Произносят)
Ведущая: Вот такое веселое задание, но в будущем оно принесет хорошие результаты. Если вы будете делать постоянно это упражнение, вам обеспечена прекрасная дикция, что поможет красиво говорить.
Ведущая: Ну, а сейчас я перехожу ко 2-му упражнению «Читаем правильно».
В начале в этом упражнении надо прочитать текст
так, как Вы считаете нужным, а на обратной стороне карточки написано задание
(каким голосом надо прочитать и какой герой,
например: Прочитать веселым голосом бравого солдат, голосом дрожащего старца, голосом ребенка, восторженного кролика и т. д.)
Ведущая: Как видим, это упражнение учит изображать героев с помощью разных интонаций, мы видим, как актеры пробуют донести чувства своего героя: возможно и любовь, и заботу, искренность и кротость, скромность или веселый нрав, грусть, или печаль и мн. др.)
Ведущая: А теперь, я объявляю музыкальную паузу.
Как у Вас хорошо получалось говорить чужим голосом мы видели.
А как вы сможете выступить под фонограмму, мы сейчас посмотрим.
(ведущая дает микрофон, и под фонограмму… начинают петь (по куплету)
Ведущая: Я считаю, что у Вас получилось петь под чужой голос. Мы здесь совместили актерское мастерство и отдых
Ведущая: И не теряя времени переходим к следующему упражнению, которое называется «Я могу быть разным»
Сейчас я попрошу своих помощников- актеров разделиться на 2 команды (они рассаживаются за столы, на столах таблички «Адвокаты» и «Обвинители»)
Ведущая: Я считаю, что как в каждом отрицательном герое сказки, можно найти положительные черты характера, так и в положительном герое можно найти отрицательные черты характера. Этим приемом я учу своих детей рассуждать.
Итак, Адвокаты будут защищать, а Обвинители будут обвинять героев
(На экране появляются изображения Бабы Яги и Буратино, потом Серый Волк и Карлсон)
Баба Яга – непредсказуема, хозяйственная, бывает добрая, обаятельная, коня на скаку остановит);
Буратино – беспечный, слабохарактерный, простофиля, ленивый, неряшливый, врунишка и др.);
Серый Волк – быстрый, доверчивый, доброжелательный, доверчивый, смекалистый, ловкий и др.);
Карлсон – самолюбивый, сластена, толстяк, любитель поесть, живет за чужой счет, ленивый, непоседливый, хвастливый, слабовольный, у него диета начинается всегда завтра и т. д.)
Ведущая: Спрашивает у публики в зале, как они считают, справились ли стороны обвинения и защиты.
Ведущая: Как мы видим, это упражнение поможет не только развивать навыки актерского мастерства, но и дарить хорошее настроение, много запоминающихся и очень смешных моментов.
Ведущая: Я благодарю своих актеров- помощников. Желаю Вам успехов в Вашем актерском мастерстве, Я считаю, что Вы справились с упражнениями, кто-то лучше, кто-то не очень.
Главное, что при выполнении этих заданий Вам они прибавили уверенности в себе и желания исправлять ошибки, а значит и развиваться.
Спасибо Вам, проходите пожалуйста в зал.
Ведущая: А в продолжение сложившихся отношений я хочу подарить Вам частичку удачи и успеха. (преподносит сувениры жюри и сидящим в зале зрителям)
САМОАНАЛИЗ
к мастер- классу ««Школа маленького актера»
Да уж, поистине театр — это сказочный мир! Он обладает волшебной силой, меняющей реальность к лучшему. В нем ты веришь, что добро победит зло, что любовь сильнее ненависти, а надежда никогда не умирает.
Проводя этот мастер-класс я преследовала следующую цель:
• Приобщать к культуре, расширять кругозор;
• Развивать любознательность;
• Обогащать словарный запас;
• Развивать память;
• Коммуникативные способности, уверенность в себе.
При подготовке к мастер-классу была создана мотивация деятельности актеров, разбужен их интерес, у них возникло желание попробовать себя в роли актеров. Интерес актеров- помощников поддерживался в течение всего мастер- класса. Я использовала метод игры, в виде упражнений, а также словесные приемы: вопросы, на которые было интересно отвечать актерам. Вопросы задавались четко, грамотно, лаконично. На мастер-классе также проводилась индивидуальная работа с актерами. В конце моего выступления был подведен итог всей деятельности актеров.
Можно сказать о том, что помощники с заинтересованностью, уверенно подходили к театрализованной деятельности, присутствовало их желание играть, отвечать на вопросы.
Намеченный план работы был реализован в полной мере и поставленные задачи выполнены.
Детский театр — это возможность самим создавать сказку. Ребенок, обучаясь актерскому мастерству, приобщается к культуре, расширяет свой кругозор, развивает любознательность — качество, которое очень сильно поможет ему в дальнейшем развитии. Через игровых персонажей маленький актер обогатит свой словарный запас, разовьет память, умение правильно реагировать на стрессовую ситуацию. Главное, это поможет ему в дальнейшем в общении с людьми. Многие дети несколько замкнуты, неуверенно чувствуют себя в коллективе. Игра поможет развить коммуникативные способности. Постепенно маленькие актеры привыкнут к микрофону, к сцене, к аудитории. У них появится уверенность в себе.
На репетициях необходимо помочь своим подопечным почувствовать интерес к предлагаемым ролям, будь то для маленького актера главная роль или просто песенка в коллективе.
Вообще возьмите себе за правило общаться с маленькими актерами, как с равными. Всегда предлагайте им высказать свои мысли, предложения. Поощряйте любую инициативу. Всегда отмечайте успехи. При неудачах, прежде всего, отмечайте что-то хорошее, то, что получилось, и только потом порассуждайте вместе о причинах неудачи. При таком подходе, вполне возможно, вы откроете новые способности и качества характера в ребенке и сможете поделиться своими открытиями с его родителями и преподавателями.
Безусловно, как бы вы ни настраивали маленького актера, он будет нервничать. Ваша задача — донести до него, что аудитория — это его друзья и родные, что, в первую очередь, он играет для них и, даже если где-то ошибется, его выручат друзья и вы.
Предлагаемые в этом разделе игры, безусловно, доставят малышам много удовольствия. Кроме того, эти развлечения направлены на развитие у маленьких «умников» и «умниц» любознательности, уверенности в себе, дружелюбия, умения играть одному и в команде. Игра позволит лучше усвоить пройденный материал, углубить знания по любому предмету. Очень важно, что ребенок будет применять свои знания в ситуации игры — в проблемной ситуации. Это развивает его мышление и мировосприятие.
Интеллектуальные игры разовьют у ваших учеников интерес к разносторонним знаниям, к саморазвитию. Это поможет ребенку в будущем хорошо и быстро ориентироваться в разных жизненных ситуациях. У него появится желание испытать свои силы в соревнованиях с другими, побороть «боязнь сцены».
Игра предоставит учащимся условия для реализации своих знаний и умений. Это является началом для развития творческой, уверенной в себе личности.
Хорошо, если маленькие актеры помогут приготовить декорации, это поможет воспринимать сцену как нечто хорошо знакомое, это будет дополнительным поддерживающим моментом при подготовке и непосредственном выступлении. Есть еще способ уменьшить нервное напряжение ребенка; спросите, нет ли у него какой-нибудь вещи, которая приносит ему удачу. Если нет — подарите, все равно что, главное — убедить, что это обязательно поможет и принесет удачу.
Вот несколько упражнений, которые помогут вам развить у детей интонацию, умение вживаться в образ.
Упражнение 1. «На дворе трава»
Усадите актеров в круг и 5— б раз все вместе четко и громко хором произнесите:
И А О У Ы
Затем можно попробовать произносить эти звуки на равный манер: быстро, медленно, чередуя.
По окончании разминки раздайте всем участникам карточки, в которых будут записаны русские поговорки. Вы можете добавить свои. Четко и громко проговорите одну. Сначала медленно, потом быстрее. Проговаривайте ее, пока не будет получаться хотя бы у половины маленьких актеров. Затем переходите к следующей.
Раздайте фундук. Пусть дети положат его в рот и попробуют теперь произнести пословицу. Это веселое занятие, но в будущем оно принесет хорошие результаты:
1. Мама мыла Милу мылом.
2. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
3. Купи кипу пик (3 раза).
4. Петр — повар, Павел — повар (повторите быстро несколько раз подряд).
5. Во дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
б. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
7. Пришел Прокоп — кипит укроп,
Ушел Прокоп — кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.
8. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Пусть ребята оставят карточки себе и по возможности тренируются в свободное время дома.
Упражнение 2. «Разовьем дыхание»
Вся группа продолжает сидеть полукругом или кругом. Одновременно запевается один гласный звук. Объясните актерам, что звук должен быть ровным. Тянуть его нужно как можно дольше, но не давать ему снизиться. Продолжать упражнение следует как можно дольше, пока не сдастся последний «герой». Такое упражнение хорошо помогает научиться управлять дыханием, правильно расходовать его.
После такой распевки пусть каждый из ребят придумает себе невероятное, несуществующее, очень сложное имя. Запишите их, чтобы не забыть. Теперь встаньте со стульев, снова образуя круг.
Каждый участник, начиная с того, кто предложил первое имя, произносит его громко, но не криком, очень четко, так, чтобы была слышна каждая буква. Но при этом слово должно звучать слитно, без разрывов. Одни гласные звуки не должны произноситься сильнее других. Все буквы по возможности произносятся одинаково, без растяжения или проглатывания. Не должно быть слышно сильного ударения.
Упражнение 3. «Читаем правильно»
Возьмите текст, который вы хорошо знаете. Предварительно продумайте его, проанализируйте. Прочитайте его, как актер.
Снова рассадите детей полукругом. Раздайте им текст. Прочитайте вместе с ними. По рассуждайте над текстом.
Пусть выскажутся все актеры : с каким выражением, где быстро, а где медленнее надо произносить слова, словосочетания или целые высказывания, где стоит сделать ударение или еще как-то выделить важную часть. Может быть, стоит сделать паузу или вздохнуть.
Затем вы должны распределить текст среди участников по возможности равными частями. Снова напомните, какие предлагались характеристики для хорошего исполнения текста. Можно использовать тёксты Писания, Детской Библии, реальные тексты актеров, тексты мультипликационных героев.
Тот или иной персонаж посредством голоса, пауз (на следующем этапе с помощью мимики) пробует донести до остальных чувства своего героя: любовь, заботу, искренность, кротость, скромность, веселый нрав, грусть, печаль, безразличие, беспечность.
Лучше, если каждый отрывок Вы! покажете сами. После того как его проиграет маленький актер, укажите его достижения, а затем — ошибки. В конце вашей оценки обязательно вернитесь к успешности выступления в целом. дайте возможность выступить еще раз, с учетом ошибок. Если вообще не получилось, пусть попробует еще раз, если снова нет — дайте возможность прослушать остальные выступления, а затем вернитесь к неудавшемуся.
Можно попробовать раздать текст и попросить прочитать его голосом бравого солдата, дрожащего старца, ребенка, который только-только освоил чтение. Пусть один актер, не называя кого он озвучивает, зачитает текст, пробуя при этом передать образ не только с помощью голоса, но и движениями, манерами поведения. Остальные пусть попробуют угадать, кого он изобразил, оценить его выступление в целом, проанализировать причину успешных и неудавшихся моментов. Затем этот же актер играет другого персонажа. И снова оценка остальных участников.
Если маленькие актеры уже хорошо научились читать, можно попробовать, чтобы желающий участник быстро за- читал любой текст.
Он должен сыграть, что текст ему хорошо знаком. Скорость прочтения должна быть высокой, слова не обязательно произносить очень четко. Пусть лишь некоторые слова, важные, на взгляд исполнителя, для восприятия других, он произнесет достаточно ясно.
При таком чтении актер может сбиваться с того места, где читал, потеряв его. Тогда ему разрешена любая импровизация, вроде: «Угу, угу или «Ну это я уже читал, знают. Это упражнение поможет не растеряться в любой неудачной ситуации, а значит, не «затухать», а наоборот, собираться и выкручиваться из нее.
Упражнение 4. «Я могу быть разным»
Попросите участников изобразить отрицательных героев. Пусть попробуют поговорить запугивающим, страшным голосом, вроде: «Я злой и страшный серый волк! Я в поросятах знаю толк!»
Потом искушающим голосом: отрицательный герой пытается всех обмануть, что он хороший и добрый.
Например, волк через закрытую дверь обращается к козлятам голосом их мамы и уговаривает открыть ему.
Можно попробовать лукавым голосом: отрицательный герой пытается всех ввести в заблуждение, что он хороший или что он перевоспитался.
Вообще, давайте детям как можно больше разнообразных образов для воплощения: старых и молодых, хороших и плохих, умных и глупых. При этом пусть каждый как можно более подробно и интересно опишет своего героя. А если еще это отрицательный герой, пусть маленький актер попробует стать его «адвокатом и найти положительные стороны образа.
Такие упражнения помогут не только развить навыки актерского мастерства у детей, но и подарят им хорошее настроение, много запоминающихся и очень смешных моментов. Удачи при выполнении заданий прибавят им уверенности в себе и желания исправлять ошибки, а значит, и развиваться. Будьте очень внимательны к тем, кто отстает по успехам от остальных или только что присоединился к основной группе, старайтесь как можно чаще его хвалить, чтобы у него появился стимул расти дальше и догонять других.
Некоторые из упражнений можно сопровождать музыкой. Это будет еще интереснее. Поставьте «устрашающую музыку и попросите прочитать текст в роли отрицательного героя, а потом под эту же музыку прочитать что-нибудь веселое и, наоборот, под задорную музыку попросите напугать, а потом — рассмешить. Можно просто под музыку без текста попробовать изображать любого героя, например, Красную шапочку, идущую по лесу, потягивающегося кота, Бабу-ягу, разговаривающую со свинкой.
Упражнение 5. Игра «Ромашка»
Действие направлено на развитие наблюдательности и ассоциативного мышления, сообразительности и чувства юмора.
Для игры потребуется изготовить из бумаги так называемую, ромашку, по количеству лепестков в ней должно быть и число игроков. На каждом лепестке цветка с обратной стороны пишется какое-то задание. Участники игры по очереди подходят к ромашке, отрывают лепестки, читают задание (про себя, не вслух) и затем выполняют его, т. е. изображают что-то перед остальными участниками.
Те пытаются угадать, что же игрок так усердно показывает им. Вот различные варианты заданий:
1. Пофантазировать и изобразить:
— горячий утюг;
— закипающий чайник;
— телефон;
— кофемолку;
— вентилятор.
2. Попробовать изобразить походку человека, который:
— объелся;
— которому жмут ботинки;
— мучится радикулитом;
— заблудился.
З. Изобразить мимикой, походкой:
— встревоженного кота;
— грустного пингвина;
— восторженного кролика;
— хмурого орла;
— разгневанного поросенка.
4. Вспомнить, как выглядит, и изобразить архитектурное сооружение:
— египетскую пирамиду;
— статую Свободы;
— Пизанскую башню;
— Великую Китайскую стену.
5. Попрыгать, как:
— воробей;
— кенгуру
— заяц;
---лягушка.
6. Изобразить жестами, мимикой, эмоциями пословицу:
— на чужой каравай рот не разевай;
— за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь;
— дареному коню в зубы не смотрят;
— одна голова хорошо, а две лучше;
__доброе слово и кошке приятно.
Детство — это лучший период в жизни каждого человека, который никогда не вернуть, но невозможно забьтть. Отличительными чертами детства является счастье, чистота души и духовность. Некоторые из этих качеств, к сожалению со временем исчезают. Детский мир наполнен чувствами, познанием, оценкой и созиданием. Это мир удивления, веселья,
счастья, переживании и ярких красок жизни. И детство неотделимо от школы.
Надеемся, что эта книга поможет вам преобразить вашу школу и ее маленьких учащихся, сделать каждый торжественный день веселым и интересным для всех. Ведь каждый из праздников по-своему хорош и неповторим. Каждый будет интересен и самим детям, которые примут участие в его создании либо в качестве актеров, либо в качестве помощников, и родителям детей, волнующимся и радующимся за своих маленьких актеров, и учителям, воплощающим своим организаторским трудом сказку в жизнь на сцене.
Надеемся также, что с помощью представленных здесь игр праздник в вашей школе будет наступать не только по известным праздничным дням, но и по будням, когда дети будут собираться на репетиции, уроки мастер-класса или игры. Вы можете сделать проведение игр хорошей традицией для вашей школы.
Самоанализ познавательно- речевого занятия, проведенного в младшей группе.
Проводя это занятие я преследовала следующие задачи:
• Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки;
• Учить различать и называть цвета светофора (красный, зеленый, а также тому, что они обозначают;
• Активизировать употребление прилагательных, правильно называть животных;
• Учить понимать и активно использовать в речи интонацию, удивления, радости вопроса, приобщать к театрализованной деятельности, учить правильно изображать действия и движения животных;
• Научить выражать эмоции через движения, мимику, побуждать к активному восприятию сказки;
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.