Ольга Головина
Мастер-класс «Личностное развитие дошкольника и возможные риски процесса социализации современных дошкольников«
▼ Скачать
Цель: Сформировать у слушателей мастер - класса представление о специфике средств, методов, приемов личностного развития детей в условиях ДОУ.
Ход мастер-класса
«Игра порождает радость, свободу, довольство,
покой в себе и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс : «Личностное развитие дошкольника : возможные риски процесса социализации современных дошкольников».
Публикация «Мастер-класс „Личностное развитие дошкольника и возможные риски процесса социализации современных дошкольников„» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.
Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение и возрождение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
И в этом нам помогут игры на личностное развитие дошкольников.
- Уважаемые педагоги, я предлагаю вам поиграть в игру «Спасибо» на сотрудничество и взаимопомощь.
Эта игра важна в социальном аспекте. В ней дети учатся быть внимательными к тому, нуждается ли другой ребенок в их помощи, благодарить за помощь.
Каждый из вас должен двигаться с салфеткой на голове и следить, чтобы она не падала. Двигайтесь под музыку то медленнее, то быстрее. Будьте внимательны и обходите все препятствия на своем пути.
Если салфетка упадет, вы должны остановиться и не шевелиться, пока другой не поможет вам и не положит упавшую салфетку снова на голову. Если хотите, вы можете бережно коснуться, и тогда игрок может сам положить упавшую салфетку себе на голову.
Очень интересная игра: «Клеевой ручеёк».
Цель этой игры: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой необходимо побеседовать с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Далее нужно встать друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении нужно преодолеть различные препятствия.
1. Обогнуть “широкое озеро”.
2. Пройти «змейкой».
3. Перешагнуть через препятствия.
4. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
- Современный ребенок - дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Педагоги «бьют» тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.
Предлагаю поиграть в игру «Волшебная палочка», цель которой - формирование представлений ребенка о своих возможностях и сверстников и обогащение словарного запаса.
Уважаемые педагоги, встаньте в круг и передайте палочку друг другу, при этом произносите фразы согласно установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит, самолет - летит, чайник-кипит, спортсмен - бежит, а теперь назовите персонажей сказки «Теремок» по порядку.
И еще одна игра для решения этой задачи: «Кузовок.
Проходите и садитесь вокруг стола, на котором стоит корзинка. Я обращаюсь к участнику: «Вот тебе кузовок, клади в него все что на – ок. Обмолвишься – выполнишь задание». Вы говорите слова, заканчивающиеся на – ок : «Я положу в кузовок клубок и т. д.»
Далее разыгрывают фантики: ведущий не глядя, достает из корзинки предмет и спрашивает: «Чей фантик достала? Что ему делать?». Участники назначают каждому задание, например: спеть песенку, рассказать стих, изобразить кого- то и т. д.
Для развития умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека предлагаю поиграть в игру: «Разговор через стекло».
Садитесь напротив друг друга и представьте, что между вами толстое стекло, оно не пропускает звука. Вам нужно показать действие (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”, а вам отгадывать то, что они увидели.
Для развития умения доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению поиграем в игру: «Слепец и поводырь».
Вы разбиваетесь на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный букет цветов», цель которой: учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
- Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?
Педагоги: Грустное, печальное, скучное.
Ведущий: Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Педагоги: Цветов.
Ведущий: Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте скажем друг другу комплименты.
(Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты и выкладывают его на полянке)
Ведущий: Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Педагоги: Веселое, счастливое.
Таким образом, воспитатель подводит к мысли, что нужно внимательней относиться друг к другу и говорить хорошие слова.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у детей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить детство, где закладываются основы личности человека будущего.