Наталья Зайцева
Дидактические игры по ознакомлению с окружающей средой в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи. Использование игры для решения различных педагогических задач способствовало развитию как ее формы, так и содержания. Признавая влияние игры на развитие психических новообразований и на всестороннее развитие личности ребенка, те и другие подчеркивали, что возможность играть для детей очень важна. Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Игра, как указывал профессор А. В. Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт индивидуального творчества, а под влиянием и в результате усвоения социального опыта. Ребенок, как и взрослый человек, – существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе своих родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т. д. Так постепенно формируется личность. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу, и отношения между людьми. Ребенок узнает об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, искусство, СМИ и т. д.). Маленький ребенок является своего рода носителем определенных биофизических компонентов, которые, с одной стороны, делают его частью природы, а с другой – отличают его от других живых существ, находящихся в природе и социуме. Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким воспринимает его ребенок, существует некоторое различие. Правильно понять окружающую действительность (природную и социальную) ребенку в учебно-воспитательном процессе через определенные формы работы с ним поможет педагог. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определенной почвой для проведения совместных игр. В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения знаний о природной среде и шире – как средство ознакомления детей с социальным миром. Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогут игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований, предъявляемых к их проведению. В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку легче спланировать свою деятельность и усвоить норму поведения в окружающем мире.
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению с окружающей средой в подготовительной группе» размещена в разделах
Воспитывающий характер игры повышается в результате обогащения детей знаниями, то есть в процессе воспитательно-образовательной работы. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей». Игра является своего рода деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми
На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем природном и социальном мире.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
Сегодня мы с вами поиграем в две игры «Паутина жизни», в которой познакомимся со взаимосвязями среди живых объектов в экосистеме, и «Удивительные превращения», в которой мы познакомимся с превращениями в природе с живыми объектами. Обе игры предназначены для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа, относятся к играм по ознакомлению с окружающей средой.
Паутина жизни
Цель. Познакомить детей со взаимосвязями среди живых объектов в определенной экосистеме: на примере небольшого участка леса протянуть нити-связи между обитателями таким образом, чтобы получилась паутина питания между живыми объектами.
Материал. Изображение фрагмента леса; карточки с изображение животных, населяющих данный участок природы. На карте игры установлены нити для будущих связей между объектами живой и неживой природы.
Задания
В начале игры определить имя живого существа по загадкам и месту обитания.
Найти его среди изображенных на карточках и расположить карточку на участке леса.
Соединить объекты нитями взаимосвязей.
Правила
Количество играющих 5—6 человек.
Победителями становятся дети, которые правильно ответить на вопросы педагога и правильно соединили объекты.
Алгоритм проведения
- Посмотрите на карту игры, я сейчас буду загадывать загадки, а вы их будете отгадывать.
- Отгадавший загадку, получает в руки карточку с изображением животного, о котором была загадка.
(Таким образом, на 5—6 игроков нужно заготовить 5—6 загадок и 5-6 отгадок —карточек с изображением животных.)
- Обратите внимание на то, что поставить каждое живое существо на карту игры нужно таким образом, чтобы рядом с ним было множество нитей, каждую из которых впоследствии нужно соединить с теми объектами, в которых нуждается данное существо.
Дети по очереди соединяют нити с объектами (1 ход — 1 нить- связь, ребенок объясняет, почему он соединил живое существо с этим объектом. Так постепенно вырисовывается паутина взаимосвязей между объектами живой и неживой природы.
Например:
Весь мир кормлю, а сама не ем. (Почва)
Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть всегда её готовы. (Трава)
Лапки у него и уши
Словно сделаны из плюша
Знают девочка и мальчик
Любит есть морковку (Зайчик)
Эта рыжая плутовка может
Влезть в курятник ловко,
С петушком в лесок умчится
Как зовут ее… (Лисица)
Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму,
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит… (Медведь)
Почва - трава – зайчик – лисица - медведь
На конечном этапе все представители живого сообщества оказываются соединенными между собой нитями взаимосвязей; получается наглядная картина, показывающая, что все жители леса связаны между собой и окружающей средой.
В конце игры подводится итог.
Удивительные превращения
Цель. Познакомить детей с превращениями, которые происходят в мире природы с живыми объектами; с этапами развития животе существа. Развивать умение устанавливать последовательность этапов развития, замечать изменения в развитии, определять, насколько эти изменения необходимы для дальнейшего благополучного существования живого существа в своей среде обитания.
Материал. Карточки с изображениями этапов развития живых существ, листы с приклеенными через определенное расстояние конвертами.
Задание.
- В конвертах находятся этапы развития живого существа, вам нужно отгадать загадку, взять тот конверт, на котором изображено животное, достать карточки с этапами развития жизни и разложить в правильной последовательности.
В одном конверте находятся все этапы развития живого существа.
Правила
Количество играющих 5—6 человек.
Карточки с изображениями спрятаны в конвертах.
Открыть конверт может тот, кто правильно отгадал загадку педагога на данную тему.
При раскладывании карточек в правильной последовательности обязательно проговаривать каждый этап развития живого существа.
В конце игры подводится итог.