Папки-передвижки

Мастер-класс по теме «Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира»

Гаврикова Елена
Мастер-класс по теме «Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Мастер- класс по теме :

«Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

Подготовила и провела: воспитатель

Гаврикова Елена Владимировна

Образование: средне специальное

категория 1

2024г

Мастер- класс с педагогами по теме :

«Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

Публикация «Мастер-класс по теме „Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира“» размещена в разделах

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и проведения опытов.

Задачи:

— актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;

- показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми;

- развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретённым опытом с другими людьми;

-продемонстрировать опыты.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мастер- класса :

Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

В этот период закладывается база по взаимодействию с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Ребёнок – это прирождённый исследователь, поэтому важно развивать познавательную активность в деятельности.

По мнению многих педагогов, экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир.

— Что такое детское экспериментирование?

(Ответы зала)

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов окружающего мира разными способами действий, что способствует развитию мышления и друг их сторон личности ребенка (Иванов А. И). Исследования Николая Николаевича Поддьякова («Мышление дошкольника», подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В данном виде деятельности ребенок методом проб учится делать выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента.

В ходе работы в детском саду по данному направлению, я выделила для себя следующую структуру экспериментирования : цель, задачи, совместная, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.

Почему важно выстраивать работу с родителями? (ответы зала)

Совместная работа с семьями является одним из условий успешного обучения, сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внести в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску, ведь ребёнку важно, что бы его интересы поддерживали родители.

Одним из обязательных условий детского экспериментирования является постепенное усложнение опытов и экспериментов, организация развивающей предметно- пространственной среды для совместной и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций, доступность и безопасность.

В данном виде деятельности важно поддерживать познавательный интерес детей поддерживается через такие средства как: художественное слово, наглядный материал, поисковые и практические действия, необходимое оборудование.

Мотивацию дошкольников необходимо направлять на развитие познавательных потребностей, познавательного интереса, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?»

Для этого можно использовать следующие формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Результатом совместной деятельности будет не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление приё мов и действий таких как:

— знания об окружающем мире;

-познавательная активность;

-способность к наблюдениям;

-установление причинно-следственных связей, умение делать выводы;

-навыки исследовательской деятельности;

-самостоятельность в организации и проведения опытов.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому наши сегодняшние опыты я покажу вам в виде сказки и игры. Считаю это очень эффективным способом, потому что детям легче воспринимать новую информацию в близкой для них форме – сказки. Сказка называется «Путешествие звёздочки».

Однажды на нашу планету упала маленькая звёздочка. И ей стало очень интересно узнать о жизни на нашей планете. Она упала на луг и первое что она увидела, это была зелёная трава, а в траве было много разных насекомых, но они были такими маленькими, что их невозможно было разглядеть.

А мы с вами сейчас поможем нашей маленькой путешественнице разглядеть насекомых, и первый опыт у нас называется :

Опыт №1 «Увеличительное стекло из воды»

Для этого опыта нам необходимо взять стакан, на дно положить маленькое насекомое, сверху натянуть пищевую плёнку и сделать небольшое углубление, в это углубление налить немного воды, и сверху посмотреть в стакан с насекомым. Оно увеличивается зрительно в несколько раз. Это волшебство называется преломление света, благодаря чему объект в стакане увеличивается в несколько раз.

А мы с вами продолжаем сказку.

Налюбовавшись насекомыми звёздочка отправилась дальше, но на её пути попалась огромная лужа. Как же мне через неё перебраться подумала звёздочка

Но ведь нам с вами понравилось помогать маленькой путешественнице. И второй опыт у нас называется:

Опыт №2 «Исчезающая вода»

Для этого нам нужно взять плоские тарелочки, налить туда немного воды, подкрасить её для красоты эксперимента краской. В центр тарелочки поставить свечку, зажечь её, как только пламя разгорелось, берём стакан пустой и накрываем свечку в блюдце. Через несколько секунд как погаснет свечка, вода из блюдца поднимется в стакан. Это происходит потому, что сгорает кислород, который необходим для горения и вода заполняет это пространство.

Продолжаем нашу сказку

Благополучно перебравшись через лужи, звёздочка увидела огромное озеро, звёздочка была маленькой, поэтому озеро показалось ей именно огромным. Около берега лёгкий ветерок качал маленькую лодочку, рядом плескались рыбки. «Наверное под водой тоже очень интересная жизнь» - подумала звёздочка. «как бы мне хотелось там очутиться».

Ну как тут не помочь, правда? И следующий опыт называется:

Опыт№3. «Апельсин- подводник».

Для этого нам надо взять два апельсина. Один с кожурой, а второй без

Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очищеный апельсин положим в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? Как вы думаете? Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

Продолжаем сказку.

Налюбовавшись подводными красотами, звёздочка оказалась на другом берегу озера как же здесь было красиво, вокруг росли необычные цветы, какие они удивительные подумала звёздочка. На самом деле это были самые обыкновенные, белые ромашки, только вот окрас у них на самом деле был необычный.

А вам интересно, какие необычные цветы увидела звёздочка. Для этого опыта нужно заранее приготовиться. А именно налить в стакан воды, и добавить пищевой краситель, поставить в него белый цветок, через некоторое время лепестки у цветка окрасятся в цвет красителя в стакане. Этот опыт говорит о том, что растения «пьют» воду и если вода прозрачная то и лепестки у цветов своего цвета, а если воду подкрасить, то краситель из воды попадёт внутрь цветка и он приобретёт интересный окрас.

Разглядывая необычные цветы, путешественница не заметила, как на улице стало смеркаться, и на небе стали появляться другие звёзды, её подруги. Нашей звёздочке вдруг стало тоскливо, грустно и одиноко. Ей очень понравилось в гостях на нашей планете, но пора было возвращаться, чтобы ночью освещать её. Взлетая вверх, она вдруг почувствовала, как ей стало намного теплее, чем было на земле.

А вам интересно, почему ей стало тепло и даже жарко? Чтобы это узнать мы проведём эксперимент :

Опыт№5 «Смешивание воды»

Возьмём 2 стакана в один нальём холодную воду, а в другой горячую, покрасим их разными по цвету красителями чтобы они отличались. накроем стакан с горячей водой плотным картоном, перевернём и поставим на стакан с холодной водой, и аккуратно уберём картон. Что же мы видим вода в стаканах не перемешалась, а почему? (ответы зала) т. к тепло всегда стремится наверх, а холод вниз, а если мы поменяем стаканы местами то жидкости перемешаются.

Вернувшись на небо звёздочка рассказала своим подругам о путешествии, а они в свою очередь были рады вновь увидеть звезду путешественницу, что устроили для неё небольшой праздничный салют.

Опыт №6 «салют в стакане»

Оборудование: высокий стакан, вода, шипучая таблетка аспирина, пищевой краситель, масло растительное. Нужно стакан наполнить на 2 / 3 водой, влить подсолнечное масло, пищевой краситель и бросить таблетку. Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, таблетка тяжелее воды, поэтому падает на дно и тянет за собой масло. Когда таблетка распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.

На этом наша сказка заканчивается. Спасибо нашим участникам.

Сейчас, с вашей помощью, я попыталась показать ценность реального эксперимента. В отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Рефлексия «Пирамида знаний». Для того чтобы собрать пирамиду, надо дать несколько ответов на предлагаемый вопрос. У вас на столах находятся кольца пирамиды. Одно кольцо – один ответ. Вопрос - Подумайте и скажите: «Что развивают у детей игры – эксперименты - Вершину «Пирамиды знаний» дострою я. Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот, или они останутся нераскрытыми.

Уважаемые коллеги, желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию окружающего мира!

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования как способ выражения восприятия окружающего мира»Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования как способ выражения восприятия окружающего мира» Дорогие коллеги, хочу поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. Каждый ребенок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по теме «Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира»
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 22:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по теме «Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира»» (включая файлы) размещена пользователем Гаврикова Елена (УИ 1836035) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД