Копылова Татьяна
Мастер-класс по созданию тряпичной народной куклы «Северная Берегиня» на коррекционно-развивающих занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по созданию тряпичной народной куклы - Северная Берегиня на коррекционно-развивающих занятиях.
Подготовила: педагог-психолог
КОУ «Сургутская школа-
детский сад для детей с ОВЗ»
Т. В. Копылова
Публикация «Мастер-класс по созданию тряпичной народной куклы „Северная Берегиня“ на коррекционно-развивающих занятиях» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Кукла Берегиня
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народы севера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2018
Изготовление куклы является очень сильным терапевтическим и коррекционным инструментом. Создание куклы : позволяет развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль; способствует формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков; помогает избавиться от страхов, найти внутренние резервы для борьбы с болезнью; через развитие мелкой моторики способствует развитию речи; помогает «высказаться» просто зажатым людям, не привыкшим устно формулировать свои эмоции, страхи, переживания.
С ребятами 2-х, 4-х, 5-х классов со слуховой депривацией на групповых коррекционно-развивающих занятиях мы создали тряпичную народную куклу - Северная Берегиня.
Сделать такую куклу достаточно просто. В процессе работы важен позитивный настрой. Создать нужный настрой поможет прослушивание в процессе занятий классической, релаксационной, народной музыки.
Для создания одной куклы понадобится : 1 белый и 5-7 цветных лоскутков ткани, нитки, ножницы, резинки для плетения, тесьма.
Алгоритм работы:
1. Каждый кусочек ткани складываем вдоль три раза, чтобы получилась полоска.
2. Из белой полоски скатываем жгутик, фиксируем резинкой для плетения.
3. Цветные полоски ткани складываем друг на друга.
4. В центр пирамиды из полосок кладем жгутик из белой ткани.
5. Складываем все полоски пополам, жгутик из белой ткани, центр - лицо куклы.
6. Далее перевязываем нитками, формируя голову куклы. Туловище и голова куклы готовы.
7. Приступаем к изготовлению платочка и рук. Кусок ткани складываем пополам, получился платок в форме треугольника.
8. Закрепляем косыночку на голове, перевязывая ниткой. Нить потом можно закрыть красивой ленточкой.
9. Два противоположных уголка загибаем на 5-7 мм каждый и перевязываем ниткой – это будут руки. Расправляем рукава.
10. Кукла готова.
Далее, мы с ребятами обсуждали результат.
Вопросы для рефлексии:
Какие ощущения, эмоции вы испытывали при изготовлении куклы? Были ли опасения? Ожидания? Что было сложно, а что легко? Что первое вы подумали, почувствовали, ощутили, когда увидели свою готовую куклу? Посмотрите внимательно на вашу куклу : какое послание, напутствие, пожелание исходит от нее?
Диагностика по кукле. По кукле, можно определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, как он себя чувствует, что переживает.
Голова - интеллектуальные возможности, рациональность, проблемы в решении каких-то вопросов, возможно, заниженная самооценка.
Большая голова - человек предъявляет к себе повышенные требования, много думает, допридумывает, мечтает.
Тело - духовная сущность человека, то, что наполняет человека сейчас.
Руки - умение отдавать-брать.
Цвета сочные, яркие - у человека в жизни все хорошо, он принимает ее с радостью.
Цвета темные траурные - обратное настроение.
Кукла сделана неаккуратно - человек невнимательно относится к своим обязанностям, к себе, к окружающим.
Непропорциональная кукла - нужно задуматься над тем, что чему-то придается слишком пристальное внимание, а чему-то наоборот, недостаточное.
Таким образом, можно считать, что положительный эффект группового коррекционно-развивающего занятия достигнут, прежде всего за счёт самого процесса творчества, потребности исследовать окружающий мир и вступать в коммуникацию, используя продукты своей деятельности.