Лилия Сергеевна Бариева
Мастер-класс по рисованию в комбинированной технике с детьми 6–8 лет «Как нарисовать фантастический пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Бариева Лилия Сергеевна.
Должность: педагог дополнительного образования.
Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи» г. Йошкар-Ола, изостудия «Цветик-Семицветик» для детей 5-8 лет.
Целевая аудитория: родители, педагоги дополнительного образования, воспитатели, учителя.
Назначение разработки: создание картины для тематической выставки.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2023
Цель: презентация опыта работы педагога дополнительного образования с целью популяризации совместной детско-взрослой творческой деятельности.
Задачи.
Способствовать проведению досуга родителей и детей в творческой созидательной форме.
Развивать у детей творческое воображение.
Продолжать учить детей технике использования орудий художественно-изобразительной деятельности.
Продолжать развивать у детей умение выстраивать изображение с учетом пространства листа с соблюдением основных пропорций между элементами пейзажа, с использованием некоторых приемов изображения перспективы.
Продолжать развивать у детей умение использовать цвета с целью передачи оттенков и художественной выразительности изображения.
Развивать у детей произвольность познавательных, эмоционально-волевых психических процессов.
Развивать у детей мелкую моторику рук.
Формировать у детей устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности.
Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие.
Предварительная работа: ознакомление детей с цветовым кругом (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); с понятиями – близкие и противоположные цвета.
Материалы: бумага для акварели А3 формат, простой карандаш, ластик. Акварель 18 цветов. Гуашь 12 цветов, стек, палитра, емкость с водой, бумажные салфетки. Кисти: плоские №5, №8 (синтетика); круглые №00, №3 (синтетика).
Часть 1. Теоретическая.
Пейзаж – это изображение природы, какой-либо местности. Значит, фантастический пейзаж – это изображение природы. Только той, которую мы никогда не видели. Её надо придумать. Самим придумать бывает очень сложно! Можно взять пейзаж И. И. Шишкина, или другого художника и переделать его в фантастический!
Для переделки или творческого преобразования в изостудии успешно используются следующие приемы фантазирования, применяемые в технологии ТРИЗ-РТВ:
увеличение – уменьшение, внесение – вынесение, изменить форму, сделать наоборот, изменить цвет, оживление.
Расскажем о сути приемов.
Увеличить можно весь объект – получится великан, или отдельную часть. Например, нос у Буратино, или уши у Чебурашки.
Уменьшаем весь объект – получается мальчик-с-пальчик, Дюймовочка. Уменьшим часть, что получится?
Прием изменить форму понятен, также как, и прием изменить цвет. Ведь пейзаж фантастический и совсем, не обязательно, небо будет голубого цвета. А стволы деревьев прямые.
Сделать наоборот – это перенести снизу наверх, сверху вниз, слева направо, справа налево, острое сделать с углами, колючее – гладким. Или перевернуть весь рисунок в конце работы.
Прием оживление используется в сказках. Сказочные животные думают и говорят. Данный прием на занятиях применяется в игре «Зазеркалье», когда дети придумывают что видят, слышат, боятся и мечтают части натюрморта и волк на картине В. Васнецова.
В рисунке изобразить прием оживление – это нарисовать, если нужно, подобие глаз, рта.
И, наверное, самое трудное – это приемы внесение и вынесение.
Если представить матрешку. Внутри большой, повторяя её форму, располагаются меньшие по размеру. На рисунке в любой объект можно «внести» части, повторив форму этого объекта, два-три, раза внутри него.
Вынесение может быть: жесткое, мягкое и комбинированное.
Представьте, как кусок сыра откусил дракон. Остались углы, ломаные линии – это вынесение жесткое. А теперь, представьте: как кошка с тарелки слизнула сметану. Осталась плавная, мягкая линия. Это будет мягкое вынесение. А как комбинированное? На рисунке оно изображается ломаными и плавно изогнутыми линиями.
На занятиях в изостудии при проведении первого занятия успешно применяется прием сотворчества: дети и педагог вместе решают, какой прием фантазирования применить, выбирают лучший вариант, дети могут рисовать в соответствии со своим видением, самостоятельно подбирать цвета.
Второй раз – полностью самостоятельная работа. Юные художники творчески преобразуют картины И. И. Шишкина «На севере диком…», «Ручей в лесу».
Часть 2. Практическая.
На примере творческого преобразования известной всем картины И. И. Шишкина «Рожь» разберем последовательность изображения фантастического пейзажа.
Лист бумаги кладем горизонтально.
Начинаем с линии горизонта. Применим комбинированное вынесение. Нарисуем плавную изогнутую и ломаную линии.
На небе есть облака. Изменим им форму.
Облака не большие. Внесем элементы внутрь каждой фигуры один раз.

Нарисуем деревья. Изменим форму стволов и веток. Слегка изогнутые линии и треугольники.

На картине И. И. Шишкина на переднем плане дорога, извиваясь, уходит в даль. Изменим дорогу с помощью приема – увеличение. Применим прием внесение и добавим линий внутри дороги.
Дальше фигурки ласточек. Увеличиваем и изменяем форму. По желанию, можно и добавить элементы: волнистые линии в хвост.

Растущей ржи изменим форму. Изобразим овалы разного размера. Чем дальше, тем меньше. Эскиз готов!

Приступаем к раскрашиванию. Применяем прием – изменить цвет. Небо закрашиваем двумя-тремя близкими цветами. Используем акварель. Подбираем цвета для остальных частей фона. Сушим рисунок. Остальные части получившегося пейзажа закрашиваем гуашью. Обязательно смешиваем краски! Используя цветовой круг, подбираем сочетание цветов. На фиолетовом и сиреневом красиво смотрятся желтые облака и т. д. Ласточкам нарисуем глаза.
Фантастический пейзаж готов!

А теперь! Перевернем рисунок и посмотрим: может быть так будет интереснее!

Осталось придумать название: «На планете Макемаке», «Макемакянский пейзаж» или «Природа Цереры»?
Юные художники и фантазеры демонстрируют свои фантастические пейзажи. Есть рисунки, на которых дети к дороге применили прием фантазирования – сделать наоборот - перенесли снизу на верх.


Источники
Фото картины И. И. Шишкина «Рожь» https://gallerix.ru/pic/_EX/863931103/582925092.jpeg
Бариева Л. С. Педагогический проект «Пейзажи И. И. Шишкина – от реальности к фантазии» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-peizazhi-i-i-shishkina-ot-realnosti-k-fantazi.html