МААМ-картинки

Мастер-класс по развитию речи и творческих способностей через технику «друдлы»

Аскариб Ксения Сергеевна
Мастер-класс по развитию речи и творческих способностей через технику «друдлы»
▼ Скачать + Заказать документы

В моей работе представлен системный подход по развитию речи и творческих способностей старших дошкольников с применением технологии «Друдлы». В результате работы с игровой технологией друдлы воспитанники старшей группы дорисовывают, развивают детские мысли, анализируют, сравнивают и обобщают. Рисование способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики.

Публикация «Мастер-класс по развитию речи и творческих способностей через технику „друдлы“» размещена в разделах

Мой небольшой опыт работы показал, что на сегодняшний день развитие своих детей большинство родителей возлагают на образовательную организацию, т. е. от педагогов в большей степени зависит будущее наших воспитанников. При заполнении сводных листов диагностики освоения ООП ДОУ на начало учебного года для себя я выяснила, что не у всех детей в достаточной степени развито речевое общенеие, творческое воображение, фантазия, преобладают однотипные, зачастую копируемые с образца решения. Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике «рассказы», самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Дети в основном могут хорошо повторить за воспитателем рисунок, а когда стоит задача придумать самим, то возникают трудности и растерянность. Чтобы работа была успешной, я подобрала эффективные методы и приемы. При изучении литературы меня привлек один из перспективных современных методов - техника «Друдлы». В своей практике я решила использовать данную технологию, потому что «Друдлы» обладают удивительной способностью :

Развивать образное мышления, как у взрослых, так и у детей;

• - развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

• - развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.

. Что же такое друдлы? Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора - юмориста Р. Прайса и креативного продюсера Л. Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит из комбинации трех слов:"doodle" (каракули, "drawing" (рисунок, "riddle" (загадка). Эта игра интересна дошкольникам тем, что она дает неограниченное пространство для полета фантазии, воображения и творчества детей : друдлы развивают речь ребёнка во время игры, повышают мыслительную деятельность, стимулирует пространственное мышление, познавательную активность детей. С применением друдлов, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Цель моей работы: развития речи и творческих способностей дошкольников через игру в друдлы.

Задачи:

Познакомить детей с новой формой работы – картинками «Друдлы»;

Создать условия для развития творческих способностей, креативного

мышления, речи;

Выявить степень эффективности метода «Друдлы» на влияние коммуникации и творческих способностей дошкольников,критического мышления

Укрепление детско-родительских отношений.

Деятельность в рамках работы

Применять игровую технологию друдлы я начала в сентябре 2022 года, и реализую по настоящее время. Стратегия моей работы заключается в том, чтобы, отталкиваясь от детского интереса развить речь и творческие способности через игру в друдлы. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?».

Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. Для работы понадобятся картонные карточки, на которых изображены всевозможные элементы из линий и кругов. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, машинной строчке, кардиограмме, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т. д. Объединив образы можно придумать сказки, рассказы.

Технология Друдлы подходит для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Для работы с детьми используется детский комплект друдлов, он состоит из карточек, которые можно разбить на темы: (животные, игрушки, мебель и другие, а можно использовать все вместе или каждую карточку отдельно. Используются различные техники отгадывания друдлов детьми :

Дорисуй картинку. Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это превращения во что-либо геометрических фигур. Но нужно придумать как можно больше вариантов.

Что за зверь? Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т. д., можно использовать тематические наборы? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии.

Дорисуй картинку. Перед ребёнком лежит лист с друдлом. Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?» данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

Придумай и дорисуй. Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, другие пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.

Развивающую предметно-пространственную среду группы пополнила материалами детского творчества и играми Друдлы. Центр творчества – игры и карточки для свободного и коллективного рисования. Когда дети дорисовывали, то они развивали детские мысли, анализировали, сравнивали и обобщали. Рисование способствовало овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребёнка. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Льва Семеновича Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чём — либо». В центре речи разместились серия друдл «Узнай героя сказки», «Угадай сказку», «Четвертый лишний», «Ассоциации». Вначале своей работы конечно, я столкнулась с небольшими трудностями: дети видели в рисунках – друдлах лишь, то, что изображено на карточках. Но я не сдавалась и оттолкнулась от интересов детей (на карточках нарисовала детали знакомых мультфильмов, любимых игрушек) и продолжили играть с этими «каракулями». Несколько раз подряд рассматривали одни и те же картинки. И вот с каждым разом дети стали видеть в них что-то новое. Рассказывали все больше о том, что они видят в очередной раз. Многие стали предлагать развернуть картинку, чтобы получилось совсем иное изображение. Постепенно я стала вводить новые друдлы. И дети уже активно включались в игру. Вербальная работа. Первые друдлы удобно сделать на картонных карточках. Так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку. Можно попробовать отграничить тему ответов, т. е. задать вопрос, что за домашнее животное? Тогда ребёнку легче сосредоточиться и проще увидеть в каракулях разных зверей. При затруднении предлагаю свои версии. Объяснять, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок придерживается только одного ответа, то я могу перевернуть картинку или дорисовать к ней деталь. Невербальная работа. Предложила детям друдлы для рисования. Рисовать можно на определенную тему или по замыслу. Каждый ответ на вопрос “Что здесь нарисовано” (развивает фантазию, творческое мышление, внимание). Когда первые детские работы оформили на выставке детского творчества, дети стали рассказывать о своих рисунках, то родители проявили интерес и стали задавать вопросы. Для них изготовила буклеты. Во второй половине года планирую инициировать деятельность воспитанников на создание своих тематических друдлов, книг – небылиц и разработку календаря наблюдений за погодой, графическое оформление центров детской активности.

За недолгое время работы с друдлами я уже могу говорить о некоторых результатах:

Доля участия семей в данной деятельности заметно возросла по сравнению с другими ранее проводимыми совместными мероприятиями. (Дети рассказывают о «необычной» игре друдлы. На выставке детского творчества, родители видят креативные и интересные работы детей.

Дети стали чаще проявлять активность и самостоятельность, мыслить нестандартно, когда подрисовывали что-то свое. В результате, получались очень интересные картины, о которых мы подолгу беседовали. Каждый хотел рассказать о своем произведении, о том, что он увидел, что решил изобразить.

Предметно-развивающая среда группы пополнилась новыми играми (тематические и сериационные наборы друдлов) и дополнительными материалами детского творчества.

Я нахожусь еще в начале пути по развитию творческий способностей моих воспитанников через игру в друдлы. В перспективе планирую продолжить работу в данном направлении.

Список литературы

1. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей 5 лет/ О. Антонова-Новосибирск 2008-270с.

2. ВыготскийиЛ. С. Воображение и творчество в детском саду/Л. С. Выготский. -Спб. :Союз,2007.-370с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 октября 2013 г. № 11552. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

4. Рубанцев В. «Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки»; Издательство: БХВ-Петербург;2017,128 с.

5. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

6. https://urok.1sept.ru/articles/669753

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет о работе по развитию творческих способностей «Рисование пальчиками»Фотоотчет о работе по развитию творческих способностей «Рисование пальчиками» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Формирование творческой.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Автор публикации:
Мастер-класс по развитию речи и творческих способностей через технику «друдлы»
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 18:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по развитию речи и творческих способностей через технику «друдлы»» (включая файлы) размещена пользователем Аскариб Ксения Сергеевна (УИ 2396334) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД