Морозова Анфиса
Мастер-класс по ранней профориентации дошкольников «Минутки профориентации»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Минутки профориентации»
Составила: Морозова А. В.
Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
2. Способствовать формированию умений у педагогов использовать игровую деятельность в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.
Публикация «Мастер-класс по ранней профориентации дошкольников „Минутки профориентации“» размещена в разделах
3. Активизировать готовность участников к использованию игровых приемов при ознакомлении дошкольников с профессиями.
Актуальность
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Задача педагогов подготовить детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде, о профессиях занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Ранняя профориентационная работа в дошкольном возрасте заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, расширять его представления о разных профессиях, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности, когда дети через дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы узнают о разных профессиях. С учетом способностей, психологических особенностей темперамента и характера, с учетом воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, первоначальных навыков и умений, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Основная задача педагога – организовать процесс знакомства и познания интересно и непринужденно, исходя из таких психологических особенностей дошкольников, как наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и преобладание игровой деятельности. Поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности, в частности, минуток профориентации. «Минутка профориентации» - кратковременное занятие в игровой форме, целью которого является получение новых и закрепление уже имеющихся знаний о каких-либо профессиях. Содержанием «минуток профориентации» являются дидактические, коммуникативные, познавательные, логические игры, в ходе которых воспитанники знакомятся с конкретными профессиями, их назначением и функциями.
Главное условие эффективности «минуток профориентации» - их регулярность (например, ежедневно в течение одной-двух недель). Главное правило «минутки» - ее непродолжительность, что связано с особенностями процессов внимания и памяти детей дошкольного возраста.
А самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
А сейчас я предлагаю немного поиграть.
Игра «Продолжи пословицу»
1. Без труда …
2. К большому терпенью придет и …
3. Семь раз отмерь …
4. Один пашет, семеро …
5. Терпенье и труд …
6. Дело мастера …
Приглашаю тех, кто дал правильные ответы подойти ко мне и продолжить увлекательное знакомство с миром профессий.
Коммуникативная игра «Бюро находок»
Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда.
Содержание. Дети по очереди достают из мешочка предметы (бинт, расческа, краски, нитки, руль, фонендоскоп, лейка, гаечный ключ, кассовый аппарат и др., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. Набор предметов может меняться.
Задание. Назвать предмет и профессию, в которой он используется.
Игра «Кому что нужно?»
Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение
Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.
Игровые действия: поиск нужных предметов.
Оборудование и материалы: картинки – орудия труда людей разных профессий : набор инструментов плотника, набор кухонной посуды и т. д. Большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий)
Описание игры. На столе у педагога разложены игрушки – орудия труда людей разных профессий. Педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети называют, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.
Игра «Оденем куклу на работу»
Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.
Оборудование и материалы: на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол. На подставках-плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображениями различных инструментов.
Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу. Каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят. Рассматривают картинку. Подбирают одежду и называют соответствующую профессию.
Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. д. дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз. Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.
Игра «Профессии» Круги Луллия
Цель: учит детей подбирать инструменты для людей разных профессий; уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых.
Игровые действия: поиск нужных инструментов и место работы.
Оборудование и материалы: круг Луллия с изображением врача, повара, строителя, парикмахера и инструментов.
Описание игры. Посмотрев на профессию, дети подбирают инструменты и место работы.
Игра «Едем на работу»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты. Находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами-картинками с изображениями профессиональных символов; развивать внимание, память в процессе данной игры.
Игровые действия: движение по комнате (изображается поездка на машине) и нахождение места с соответствующей профессиональной символикой (картинкой).
Оборудование и материалы: на столе у педагога разложены «рули» (круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, в разных местах комнаты лежат картинки, изображающие инструменты.
Описание игры. Педагог приглашает детей к своему столу. Где каждый может выбрать себе профессию, взять руль и «поехать на работу». Для этого нужно внимательно смотреть на картинки,расположенные в разных местах комнаты и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра повторяется несколько раз. Педагог перекладывает картинки на другое место. Детям нужно снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями) и игра повторяется.
Игра «Волшебный мяч»
Участники встают в кругу, передавая мяч слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом ведущий называет профессию, участники предмет, который относится к профессии.
Примеры:
Доктор – градусник
Учитель – доска, мел, учебник,
Строитель – кирпич
Музыкант – ноты….
Шофер – машина, руль, рычаг
Продавец- касса
Банкир –деньги
Швея – иголка, нитки…
Полицейский и т. д.
Игра «Профессиональный прогноз»
Кем бы могли работать в наши дни?
1. Волк из сказки «Волк и семеро козлят».(Пародистом)
2. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин. (Коммерсантом, животноводом, председателем колхоза, фермером.)
3. Красная Шапочка. (Социальным работником)
Тренинг «Рука судьбы»
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Для того, чтобы узнать, что лежит в мешке, нужно сказать волшебные слова: «Мешок, мешок, приоткрой свой бочок».
На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.
Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!
Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
-Так какие же должны быть условия оптимального выбора
профессии?
Должны выполняться три условия:
Хочу ---мои желания.
Могу---способности и возможности.
Надо---востребованность профессии.
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само вас отыщет».