Светлана Сигарева
Мастер-класс по нетрадиционным видам рисования для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
(Составила педагог дополнительного образования
Сигарева Светлана Виталиевна, 2017 год)
Цель:
расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития творческих способностей посредством экспериментирования в изобразительной деятельности.
Задачи:
- познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – молоком, пеной для бритья; бумажными комочками, краской по воде.
Публикация «Мастер-класс по нетрадиционным видам рисования для педагогов и родителей» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании;
- повысить уровень мастерства педагогов и родителей.
Методы и приё мы:
репродуктивный, практический, словесный, наглядный.
Оборудование:
дидактические средства - рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь, баночки с водой, кисти, палитра, альбомные листы бумаги, пена для бритья,вода с загустителем, клей ПВА, прозрачные тарелочки, зубочистки, спицы (шило, мокрые салфетки на каждого педагога; аудиосредства - презентация «Нетрадиционные техники рисования», CD – проигрыватель, проектор, ноутбук, флешь – носитель.
Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов по данной теме, подготовка оборудования.
Рисование с использованием нетрадиционных техник увлекает и очаровывает не только детей, но и взрослых. Это безграничный творческий процесс, в котором существует возможность нарушать правила использования художественных материалов и инструментов.
Хочу предложить вашему вниманию опыт моей практической деятельности по изобразительной деятельности на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством экспериментирования в изобразительной деятельности», поделится опытом мастерской «Фантазия».
Все мы знаем, что изо деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребё нка: познавательное, творческое, эстетическое и т. д. Как известно человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается и мы придумываем что-то новое. Так и в области изо деятельности появляется много новых нетрадиционных техник, о которых мне хочется остановится поподробнее.
• Рисование на фольге.
• Рисование зубочистками на клее ПВА.
• Рисование на молоке и кефире.
• Рисунок с 3D эффектом.
• 3D рисунки.
• Рисование по соли, солью, песком, манкой.
• Рисование пеной для бритья (на пене для бритья).
• Пуантилизм для детей (рисование точками).
• Фроттаж.
• Зентангл и дудлинг (рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.).
• рисование пальчиками, ладошками.
• Оттиск печатками из картофеля, моркови, кукурузы, пенопласта, поролона, соски, воздушного шара.
• Рисование по мокрому листу бумаги.
• Печать поролоном, пробками.
• Тычок жёсткой полусухой кистью.
• Восковыми мелками и гуашью.
• Свечой с акварелью.
• Отпечатки листьев.
• Рисование ватными палочками.
• Монотипия.
• Рисование мятой бумагой.
• Рисование мыльными пузырями.
• Кляксография с трубочкой для коктейля.
• Рисование на воде.
Хотелось бы остановится на некоторых из них поподробнее, и попробовать своими руками. Ну что ж давайте приступать.
Рисование на молоке.
Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты:
— цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее;
— разведенные в воде пищевые красители;
— плоская тарелка или неглубокий лоток;
— жидкое мыло или средство для мытья посуды.
Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды.
И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением. Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов.
Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.
Рисунок с 3D эффектом.
Очень интересные рисунки другого плана получаются с клеем ПВА. Его или горячий клей можно использовать для придания рисунку объема и рельефности.
На предварительно нарисованное изображение (контур) наносим клей ПВА, затем посыпаем солью. Все излишки соли стряхиваем и начинаем наносить краску каплями но соль. Краска причудливо «расползается» по соли. Рисунок выглядит объемным и интересным.
Рисунок пеной для бритья.
Это завораживающий процесс превращения обычной пены для бритья в яркие, забавные и, безумно радующие детей, рисунки. Вариации использования пены различны. Это может быть рисование красками на пене и оттиск «пенного» рисунка на бумаге, смешивание гуаши и пены для создания разных цветов, рисование цветной пеной. В работе могут быть использованы шаблоны с контурами
животных, цветов, различных предметов, а так же чистые листы, где ребенок может нарисовать, что ему захочется.
Процесс изготовления пены для рисования очень прост. Необходимо в обычный прозрачный полиэтиленовый пакет влить небольшое количество пены и добавить туда краску (гуашь, тщательно перемешать. Еще нужны: кисти для рисования, клей ПВА, линейка, картон, цветная бумага, фурнитура для украшения.
1 вариант «Оттиск». Для этого нам необходимо взять чистый лист, нанести на него пену (обычную белую или цветную) и с помощью ватных палочек и кисти, нанести на пену придуманный рисунок. Далее сверху на рисунок положить белый лист бумаги, аккуратно придавить руками и снять лист с отпечатавшимся рисунком. С помощью линейки убрать с полученного отпечатка пену, и вы увидите интересный рисунок. Попробуйте это сделать и получите результат, которого не ожидали!
2 вариант «Рисунок пеной». С пеной можно работать часами, так как это увлекательно и интересно, а для того, чтобы работа была более долговечной, необходимо в пену добавить клей ПВА. В пакет с пеной добавляю краску и клей ПВА, смешиваю и получаю мешочек с цветной массой. Завязываю пакет и делаю маленький надрез на уголке пакета. Получается кондитерский мешочек с цветной пеной. Такой пеной можно закрашивать готовые шаблоны или просто рисовать. Даже высохнув, пена полностью не исчезает, а оставляет интересный фактурный рисунок.
Рисование на воде или по другому акворисование (эбру).
Эбру - это технология рисования по поверхности воды специальными нетонущими красками. После того как работа над рисунком завершена, его можно отпечатать на любую поверхность - на бумагу, холст, керамику, стеклянные сувениры, ткань или одежду.
Акварисование качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети (а в большинстве случаев, и взрослые, наблюдающие за таинством рисования на воде) воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря акварисованию детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Внимательно наблюдая за детворой, можно проследить, как в малышах открывается собственный микромир, в котором они творчески проявляют себя и получают от этого огромное удовольствие. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детишек. Акворисование поможет ребенку почувствовать свое единство с природой. Органические краски, вода и собственная фантазия - что может быть естественнее?
Для работы использовались следующие материалы: лоток прямоугольной формы для эбру; краски Artdeco на масляной основе; прозрачные стаканчики; вода с загустителем; кисти-щетины; шило для работы с жидкими красками; пипетка для набора краски, бумажные салфетки; одноразовые тарелочки; плотные листы бумаги (по размеру лотка); фартук, вода.
Этапы работы:
1. Краски Artdeco перелить в прозрачные пластиковые стаканчики
2. Набрать немного краски на пипетку и нанести на кисть (достаточно несколько капель).
3. Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. Капли краски на масляной основе не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.
4. Можно использовать разные цвета по желанию. Или смешивать краски в отдельной ёмкости. Используя шило (спицу или зубочистку, выполнить рисунок на поверхности воды. Спицей нарисовать на поверхности воды прямые линии. Также можно воспользоваться гребнем (получаются параллельные линии на поверхности воды).
6. Получились причудливые цветные полосы, которые в дальнейшем будут служить в качестве фона.
7. Затем на поверхность воды положить плотный лист бумаги. Расправить лист руками, чтобы не было образования пузырьков воздуха (иначе на рисунке будут непрокрашенные белые пятна).
8. Через несколько секунд лист бумаги аккуратно приподнять, начиная с одной стороны. При этом рисунок на воде отпечатывается на бумаге, а в лотке остается прозрачная вода, на которой можно будет рисовать снова.
9. Влажному рисунку потребуется некоторое время, чтобы высохнуть (от 1 часа и более). Полученное изображение может быть собственно рисунком (т. е. законченной работой) или служить фоном для дальнейшего творчества.
10. После того, как лист станет сухим, на нем можно продолжить рисовать (например, фломастерами или гуашью, или выполнить аппликацию из цветной бумаги.
И в заключении хотелось бы сказать, что в каждом из нас живёт художник. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
До свидания! Будьте талантливы во всём!