Елена Курдина
Мастер-класс по логопедии «Применение приемов конструктивно-модельной деятельности в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с играми по формированию компонентов речи детей дошкольного возраста с использованием конструктивно-модельной деятельности в работе учителя-логопеда.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство специалистов;
- способствовать активизации познавательного интереса педагогов, творческого поиска;
- познакомить педагогов с примерами дидактических игр и упражнений по формированию компонентов речи детей дошкольного возраста с использованием конструктивно-модельной деятельности в работе учителя-логопеда.
Оборудование: конструкторы LEGO, «Полесье», предметные картинки, ИКТ.
Ход мастер-класса.
1. Предлагаю Вам познакомиться с применением приемов конструктивно-модельной деятельности в работе учителя-логопеда. А именно, как возможно использование конструктора в формировании компонентов речи.
«Конструирование» - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.
С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. Конструирование из конструктора типа LEGO, «Полесье» создает благоприятные условия для развития познавательной и речевой сферы детей (диалогической и монологической речи, расширения словарного запаса; тренирует мелкую моторику рук.
Представляю Вам варианты дидактических игр и упражнений с помощью конструктора типа LEGO, «Полесье».
1) «Звуковые схемы». При помощи «Конструктора» можно моделировать звуки, слоги, схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза, схемы предложений в подготовительной к школе группе.
2) «Игра «Собери картинку». На деталях 2 конструктора прикреплены разрезные картинки из двух деталей. Детям необходимо соединить детали конструктора и воссоздать картинку. Данное упражнение можно использовать по лексическим темам с целью составления описательных рассказов, так и в логопедической работе для автоматизации поставленных звуков.
3) «Lego – игра «Найди пару». На 2 деталях конструктора прикреплены одинаковые картинки, детям необходимо соединить детали, собрав одинаковые картинки в пару. Данное упражнение можно использовать так же с целью обогащения активного и пассивного словаря детей по лексическим темам, в логопедической работе для автоматизации поставленных звуков, для развития связной речи при составлении описательных рассказов.
4) Игра «Найди место звука в слове». Детям предлагается собрать схемы определения места звука в слове из конструктора LEGO по схеме, а затем по заданию педагога по картинке определить место заданного звука в слове и положить картинку к соответствующей схеме.
5) Игра «Построй башню». Детям предлагается построить башню в соответствии с цветом и цифрой на выбранном поле и проговорить автоматизируемый звук изолированно или в слогах столько раз, какую цифру мы видим на поле.
6) Игра «Сколько слогов в слове». Детям предлагается по схеме собрать башни по количеству слогов в слове одно-, двух-, трех-, четырехэтажные и по предлагаемым картинкам определять количество слогов в их словах-названиях и положить картинку к соответствующей «башне».
7) Игра «Учимся читать по слогам». Дети совместно с педагогом выстраивают лестницу из деталей конструктора LEGO, прикрепляют к ступеням гласные буквы, на одной детали конструктора прикрепляют согласную букву, с которой знакомятся, перемещая ее по ступеням и прикрепляя слева от гласной буквы, прочитывать слоги.
8) Игра «Картинки с твердым звуком отдай синему роботу, а с мягким звуком – зеленому роботу». Дети совместно с педагогом по схеме собирают роботов из синего и зеленого конструкторов и распределяют предлагаемые картинки по твердости и мягкости соответственно каждому роботу.
9) Игра «Собери на тему…» Детям предлагается самостоятельно собрать фигурки, постройки на заданную лексическую тему. Возможно предложить детям готовые схемы построек из конструктора или самостоятельно придумать возможные варианты построек.
10) Игра «Выложи по образцу». Детям предлагается выложить детали конструктора на определенном поле в соответствии с образцом, собрать конструкции из деталей по схеме-образцу как в черно-белом так и цветном варианте с усложнением. Так же детям предлагается выстроить башни на поле в соответствии с образцом по количеству деталей и по цвету, соотнести количество деталей с представленной на схеме цифрой. Возможно сопряжение данного упражнения с логопедической работой по автоматизации звуков, например, собрать башню в соответствии с изображенной на схеме цифрой и проговорить автоматизируемый звук, слоги, слова, словосочетания, предложения с автоматизируемым звуком такое же количество раз.
Конструирование – это большое поле для фантазирования и создания различных вариантов игр по развитию речи, автоматизации поставленных звуков, развитию лексико-грамматической стороны речи.
Спасибо за внимание!