Наталья кукулинская
Мастер-класс по изготовлению лэпбука по финансовой грамотности «Финансисты-экономисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Изготовление лэпбука по финансовой грамотности», подготовленный для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
При формировании практических заданий для данного лэпбука я опиралась на рекомендации в пособии для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений на Программу «Азы финансовой культуры для дошкольников» и серию книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников», разработанные с целью формирования финансовой грамотности у детей 5-7 лет Стахович Л. В., Семенковой Е. В., Рыжановской Л. Ю.
Публикация «Мастер-класс по изготовлению лэпбука по финансовой грамотности „Финансисты-экономисты“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Лэпбук. Финансовая грамота, экономика, деньги
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Актуальность:
Финансовая сторона жизни затрагивается с самого раннего детства: еще, будучи малышами, детки привыкают ходить с родителями в магазин, наблюдают за тем, как взрослые совершают покупки, расплачиваются различной валютой, знакомятся с профессией «продавец», с функциями покупателей. При этом пополняют свой речевой запас новыми терминами, связанными с экономическими понятиями. Чтобы сформировать правильную ориентацию ребенка в экономических явлениях, необходимо познакомить его с финансовой культурой еще на первой ступени образовательной системы – в детском саду.
Финансовое просвещение – одно из современных направлений в дошкольной педагогике. Лэпбук по финансовой грамотности – это интерактивная книжка – копилка, подготовленная мной для того, чтобы в увлекательной и доступной форме преподнести дошкольникам элементарные экономические понятия. Данное пособие создано для совместной деятельности, самостоятельной деятельности, а так же, индивидуальной работы самих ребят.
Пояснительная записка:
Лэпбук помогает ребенку лучше ознакомиться и понять материал. Это хороший способ повторить пройденное, в любое время поиграть в понравившиеся дидактические игры. Содержание лэпбука можно пополнять, изменять, усложнять. В лэпбуке используются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.
Цели:
формирование основ финансовой грамотности и финансовой культуры дошкольников и развитие интеллектуальных способностей.
Задачи:
Образовательные
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами
– формировать представления об истории денег, о способах их экономии;
- изучить и пополнить словарный запас экономическими понятиями;
- дать понятие об алгоритме осуществления покупки: что сначала, что потом?
- расширять представления о способах экономии денег;
- повторять числовой ряд от 0 и до 10.
Развивающие:
- развивать память, мелкую моторику рук, логическое мышление, познавательную активность, усидчивость,
- способствовать повышению самоконтроля и ответственности, качествам, приводящим к жизненным успехам.
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к экономике, бережное отношение к финансам;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам, честности, взаимовыручке.
Информационное наполнение лэпбука :
• Мини – книжка «История денег» - небольшой экскурс в историю образования денежного эквивалента (краткая информация в виде мини – книжки, сопровождаемая картинками)
Цель: формирование представления об истории возникновения денег
Приложение 1
• Экономический словарик – помощь детям в освоении значений экономических понятий
Цель: расширение и пополнение словарного запаса в мире финансовых терминов
Приложение 2
• Кармашек «Экономим» - варианты, позволяющие экономно расходовать семейные доходы
Цель: знакомство детей с правилами рационального использования различных ресурсов, закрепление знаний о способах бережливости и экономии
Приложение 3
• Игра «Доход-расход» - на вращающемся диске с открытым сектором находятся иллюстрации с изображением возможного семейного дохода или расхода. Дошкольник учится разбираться в том, что может содержать доход или приводить к расходам финансовых средств.
Цель: продолжение знакомства с понятиями «доходы и расходы», умение их классифицировать, расширение словарного запаса
Приложение 4
• Игра «Найди пары» - ребенок должен найти купюры с одинаковым номиналом.
Цель: во время игры тренировка зрительной памяти, повторение числового ряда от одного до десяти
Приложение 5
• Игра «Что сначала, что потом?» - ребенок по картинкам самостоятельно выстраивает алгоритм действий: просьба в совершении покупок – получение денежных средств – поход в магазин – выбор продуктов – покупка…
Цель: во время игры развивается самостоятельное логическое мышление, умение последовательно распределить действия, используется личный опыт.
Приложение 6
• Кармашек с загадками – отгадывание загадок и знакомство с новыми финансовыми терминами
Приложение 7
• Финансовые ребусы – учимся разгадывать загадки, в которых разгадываемые слова даны в виде рисунков с буквами и цифрами
Цель: развитие логического образного мышления, нестандартного восприятия графического изображения, тренировка зрительной памяти, побуждение творчески мыслить.
Приложение 8
• Лабиринты – выполняем задания по карточке
Цель: развитие пространственной ориентации, улучшение концентрации внимания, памяти, воспитание усидчивости, улучшение развития моторики пальцев рук.
Приложение: 9
• Игра «Что можно купить, что нельзя?» - карточки нужно разделить на две группы: что можно купить за деньги, что нельзя.
Цель: формирование у детей понятия того, что в жизни существуют ценности, которые не имеют цены: их нельзя купить за деньги. Развитие внимания, наблюдательности.
Приложение 10
• Пословицы – знакомство с пословицами на тему финансов
Цель: знакомство детей с пословицами, расширение границ знаний устного народного творчества, учимся понимать и объяснять их смысл
Приложение 11
• Математические пазлы – складываем картинку с числами от 1 до 10
Цель: составление целого из частей, систематизирование знаний чисел от 1 до 10, закрепление навыков счета в пределах 10, развитие памяти, внимания.
Приложение 12
• Кармашек «Копилка задач» - составляем и решаем задачи
Цель: закрепление умения детей составлять и решать задачи, выделение условия, вопроса, решения, ответа, развитие мышления, внимания и обогащать словарный запас.
Приложение 13
• Игра «Лото. Магазин «Продукты и мебель» - принимают участие в игре два игрока
Цель: закрепление знаний о классификации магазинов, развитие внимания, усидчивости.
Приложение 14
Работая по лэпбуку с дошкольниками, я думаю, что они освоят начальные навыки обращения с деньгами, научатся правильно принимать свои первые финансовые решения, планировать свои расходы, поймут, что тратить нужно обдуманно, с пользой для себя.
Подбирая информацию для лэпбука, я старалась руководствоваться наглядностью, занимательностью, доступностью в подборе материала. Задания несут воспитательную и нравственную ценность, возможность применения полученных знаний и умений в повседневной жизни.