Елена Кишкорева
Мастер-класс по игровой деятельности детей «Играя, развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
(дидактические игры).
Мастер-класс по игровой деятельности детей «Играя развиваем» (дидактические игры).
Цель мастер - класса : Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе использования дидактических игр для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов – участников мастер-класса с технологией изготовления игры.
2. Ознакомить с методическими рекомендациями по использованию дидактических игр в работе с детьми.
Публикация «Мастер-класс по игровой деятельности детей „Играя, развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: столик, магнитная доска.
Раздаточный материал: шаблоны лепестков и серединки ромашки, ножницы, клей, трафареты рыб, цифры, буквы.
Актуальность.
Уважаемые, коллеги предлагаю вашему вниманию игру «Ромашка».
На ваших столах есть все необходимое для изготовления цветка. А пока вы будете трудиться над созданием, я проведу небольшую теоретическую часть.
Всем известно, что ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является… что? Игровая деятельность.
Одной из форм игровой деятельности является дидактическая игра, которая служит методом и формой обучения детей, их самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
К структуре дидактической игры относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Наши цветы готовы и теперь, уважаемые коллеги вам нужно придумать с ним иргу. У вас на столах есть все необходимое для этого. После того, как вы придумаете, вы ее обыграете.
Педагоги придумывают игру и проигрывают ее перед другими коллегами.
Мы видим с вами, что такая простая в применении игра-тренажер может быть использована в разных областях:
1) На лепестках можно разместить соответствующие картинки- силуэты рыб (сенсорные эталоны - «Найди свой домик».)
2) Учить складывать слоги: например, в центре поместить изучаемую согласную букву, на лепестках – гласные.
3) Поможет освоить и закрепить состав числа из двух слагаемых, координацию на цветке (вверху, внизу, справа, слева, между)
Заключительная часть.
И в заключение хотелось бы прочитать коллегам несколько методических рекомендаций по использованию дидактических игр в работе с детьми.
1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на занятиях, в индивидуальной работе, различных режимных моментах.
2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача.
4. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
5. Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом ребенка.
6. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
Благодарю за внимание.
.