АЛЕСЯ ОСИПОВА
Мастер-класс педагога-психолога для педагогов ДОУ «Сенсорные эталоны в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить…
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу ответить громко «Нет» или «Да».
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Публикация «Мастер-класс педагога-психолога для педагогов ДОУ „Сенсорные эталоны в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Тема нашего сегодняшнего мастер–класса «Сенсорные эталоны в развитии дошкольников»
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от 2 уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
– является основой для интеллектуального развития;
– упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; – развивает наблюдательность;
– готовит к реальной жизни;
– позитивно влияет на эстетическое чувство;
– является основой для развития воображения;
– развивает внимание;
– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметнопознавательной деятельности;
– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
– влияет на расширение словарного запаса ребенка;
– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Упр «Мешочек ощущений» (4 человека)
Инструкция: ваша задача взять 1 предмет в руку и сказать, что это.
Дети очень часто попадают в затруднительную ситуацию при выполнении этого упражнения, так как их представления об окружающем мире еще не такие богатые, как у взрослого.
Так же такое бывает, когда ребенок утомлен, напуган, или встречается с неизвестным объектом. Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия. Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным. Поэтому перед тем как проводить подобную игру, можно уточнить с какими предметами ребенок может встретиться (там могут быть камушки, конструктор, крупа и т. д).
Сейчас мы поиграем в несколько игр, которые могут нам помочь в развитии сенсорного восприятия. Это самые простые игры, которые не требуют особой подготовки и их можно использовать в качестве разминки или начала занятия.
Игра «Домик Руффа»
Инструкция: каждый вытягивает косточку из домика, все они разного цвета и разные на ощупь. Затем следует задание распределиться на пары по цвету косточек.
Вывод: такая игра помогает воспринимать объект не только на ощупь, но и зрительно. Так же в этой игре развивается внимание, мышление, быстрота реакции.
Рассаживаемся на свои места, а косточки из домика Руффа, оставьте пока у себя.
Игра с фасолью и камушками Марблс.
Сейчас я порошу выйти сюда обладателей красных и синих косточек. Рассаживаемся за столы по два человека.
1 стол – фасоль
2 стол- камушки
Инструкция: 1 стол работая сразу двумя руками выкладываю две дорожки фасоли одна белая, вторая коричневая
2 стол одновременно двумя руками выкладывают два круга камушками Марблс на песке.
Вывод: при этом упражнении работаю сразу два полушария головного мозга. Такая игра помогает воспринимать объект не только на ощупь, но и зрительно. Развивает концентрацию и переключение внимания.
Игра «Веселый художник».
Сейчас я порошу выйти сюда обладателей зеленых и желтых косточек. Рассаживаемся за столы по два человека.
Инструкция:
Каждому участнику предлагается взять 2 одинаковых фломастера и нарисовать 2 руками одновременно любую геометрическую фигуру. В процессе рисования мастер задает вопрос «Какая фигура у вас получилась?». Затем предлагает вновь двумя руками дорисовать на этой фигуре детали, чтобы получился предмет.
Игра «Угадай на вкус»
Сейчас я порошу выйти сюда обладателей 2 оранжевые и 1 белая. Рассаживаемся за столы
Перед вами три стаканчика с водой разного вкуса и картинки с изображением разных продуктов, которые тоже имеют свой вкус. Ваша задача попробовать воду из стаканчика и выбрать те картинки, которые подходят к этому вкусу. (соленый, кислый, сладкий) картинки с предметами: соленый – огурец, сыр
Сладкий –конфета, свекла
Кислый –лимон, уксус
Какие еще продукты можно назвать?
Вывод: игра помогает воспринимать предметы на вкус. У детей развиваются не только ощущения вкуса, но и мыслительные операции.
Игра «Душистые баночки»
Сейчас я порошу выйти сюда обладателей 2 коричневых и 1 розовая косточка. Рассаживаемся за столы.
3 баночки – ромашка, чай, кофе.
Инструкция: с закрытыми глазами почувствуйте запах из стаканчика и подберите подходящую картинку к этому запаху.
Сейчас мы немного разомнемся и для этого используем игру
Игра «Услышь звук»
Инструкция : сейчас я буду играть на ксилофоне, если вы услышите высокие ноты (звуки) - хлопаем в ладоши, низкие – топаем ногами.
Игра «Угадай, кто позвал?»
Инструкция: все участники становятся полукругом. Водящий встает спиной и закрывает глаза. Один из участников называет имя водящего, а водящему нужно определить, кто его позвал.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная сторона общего психического развития.
Заключительное слово.
Закончена игра! Прошу оценить нашу встречу.
Перед вами дорожка на которую вы положите осенние листочки. Оранжевый - если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, желтый - если вы частично удовлетворены содержанием нашей встречи, красный – если у вас осталось много вопросов.