Вероника Абсинская
Мастер-класс «Поликультурное воспитание дошкольников посредством использования культурных практик»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы всё чаще обращаемся к опыту наших предков, истокам народной культуры, поскольку именно там находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет осуществлять воспитание и развитие ребенка.
Слайд 2
Одной из задач ФГОС ДО является:
Публикация «Мастер-класс „Поликультурное воспитание дошкольников посредством использования культурных практик“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Поэтому в нашей работе мы большое внимание уделяем развитию духовно-нравственных качеств на основе знакомства детей дошкольного возраста с народными традициями, праздниками и обычаями.
Слайд 3
Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными традициями и праздниками мы составили «Календарь народных праздников». Эти праздники входят у нас в тематическое планирование. Здесь запланированы не только русские народные праздники, но и праздники других народов (шорские, армянские, так как нашу группу посещают воспитанники этих народов.
Слайд 4
Работая в этом направлении, мы используем разные формы культурных практик.
Понятие «культурные практики» является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок: они представлены на слайде.
Слайд 5
При ознакомлении детей с народными праздниками мы используем формы культурных практик предложенные Натой Борисовной Крыловой:
• Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность • Совместная игра
• Творческая мастерская
• Сенсорный и интеллектуальный тренинг
• Детский досуг
• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта
• Чтение художественной литературы.
Слайд 6
Для ознакомления детей с народными традициями и праздниками мы разработали авторскую технологию «Пяти шагов» :
1 шаг – мы узнаем
2 шаг - мы читаем
3 шаг – мы играем
4 шаг – мы творим
5 шаг – мы дарим
Эти шаги не статичны, при желании и необходимости шаги могут меняться местами.
А сейчас предлагаю непосредственно перейти к мастер-классу.
Приятно видеть вас сегодня на мастер-классе Ознакомление дошкольников с народными традициями посредством культурных практик.
В сентябре месяце на Руси праздновался праздник «Тит Листопадник»
В дни начинался сильный листопад и люди обыкновенно шли в лес по грибы. «Святой Тит последний гриб растит», – говорили наши предки. А сельские мастера старались сплести к Листопаднику побольше кузовков и корзинок.
В этот день грибники вставали на заре, чтобы собрать как можно больше грибов. Из поколения в поколение передавались навыки сбора. Старшие учили молодых уважать как съедобные, так и несъедобные грибы, не трогать их без надобности. Напоминали и про лесовичка-боровичка – лесного жителя, которому при встрече обязательно нужно поклониться и выказать уважение.
За грибами на Тита ходили целыми семьями, для того чтобы запастись ими впрок, ведь грибы служили заменителем мяса во время продолжительных постов.
Слайд 7
Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами прошли первый шаг нашей технологии «Пяти шагов» и узнали про праздник «Тит Листопадник». Подумайте, какую культурную практику мы с вами использовали на этом шаге.
Слайд 8
Вариант ДА
Вариант: другой
Слайд 9
Уважаемые коллеги, у кого на спинке стула прикреплен листок желтого цвета, возьмите его и прочитайте. Кто первый?
Не зря в народе так судачат:
"Мол нынче Листопадник Тит
Шлёт напоследок всем удачу -
Последний гриб в лесу растит!
Но коль грибов в тот год навалом
В лесах природа народит,
И в том печали чуть бывало -
Зима долгонько простоит.
Слайд 10
Мы сейчас с вами прошли второй шаг. Какую культурную практику мы с вами использовали на этом шаге.
Слайд 11
Здесь мы с вами солидарны.
Слайд 12
Идем дальше.
Ну а мы с вами что – то засиделись, я предлагаю выйти и поиграть. Посмотрите у кого зеленый листик, приглашаю поиграть.
Хороводная игра «За грибами»
Все зверушки на опушке (Идут в хороводе)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали. (Скачут поскоками)
Лисичка бежала,
Лисички собирала. (На лёгком беге изображают лисичку)
Скакали зайчатки,
Искали опятки. (Прыгают на двух ногах)
Медведь проходил,
Мухомор раздавил! (Идут на внешней стороне стопы)
Мы с вами прошли третий шаг «Мы играем», какую культурную практику мы с вами использовали?
Слайд 13
Здесь мы с вами солидарны.
Слайд 14
А сейчас гости дорогие посмотрите у кого красный листик, приглашаю вас на творческие посиделки. Присаживайтесь девицы-красавицы, будем сегодня мастерить бусы чудесные для себя и подружки. Из грибочков и листиков осенних разноцветных.
Пока бусы мастерят Т. И. общается с залом
Слайд 15
Мы с сейчас находимся на четвертом шаге «Мы творим», какую культурную практику мы используем? А теперь подумайте какие формы культурных практик можно использовать ещё на этом шаге?
Слайд 16
Хорошо я с вами согласна.
Слайд 17
А вот и наши девицы-красавицы закончили свою работу. Украшайте себя, а вторые подарите подружке своей.
А это наш пятый шаг «Мы дарим», какую культурную практику использовали?
Слайд 18
На наш взгляд это самый важный шаг в нашей технологии «Пяти шагов», который позволяет развивать духовно-нравственные качества детей, учит делать добро, дарить результат своего труда другим: детям младших групп, друзьям, взрослым. Мы целенаправленно настраиваем детей на изготовление подарка не себе, а другим. Это могут быть не только материальные вещи, но и сказка, концерт, показанные малышам или родителям.
Слайд 19
А с гостями я прощаюсь:
Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания! Спасибо за сотрудничество!