Снежана Солодченко
Конспект занятия «Обучаемся, играя, много нового узнаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для проведения на центральной площади:" День города в Заводоуковске"
«Обучаемся, играя, много нового узнаем».
Цель: формирование основ музыкальной культуры дошкольников,развитие интереса к музицированию на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель:
-Здравствуйте, ребята, а также их родители! О музыке много интересного узнать вы не хотите? Вас на мастер-класс приглашаю, нашу встречу начинаю с очень интересного, всем вам неизвестного.
Как вы думаете, где живет музыка? – ответы детей. Музыка живет везде, нужно только найти и услышать ее.
Публикация «Конспект занятия „Обучаемся, играя, много нового узнаем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Открываю сундучок, в нем лежат деревянные палочки.
Игры с палочками.
-Упражнения с палочками очень нравятся детям, палочки привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством. Ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!
Перед разучиванием игры я предлагаю детям взять палочки в руки, обращаю внимание на то, сколько палочек нам понадобится для игры, и говорю о том, что палочки деревянные, кратко рассказываю о свойствах дерева (о том, что материал твердый, но при сильных ударах может сломаться и т. д.). Очень важно познакомить детей со свойствами и тембрами различных материалов: стеклянных, металлических, деревянных, бумажных. Такая работа не только интересна и познавательна, но и способствует приобретению детьми опыта звуковых ощущений, знакомству со способами звукоизвлечения, формированию тембрового слуха.
После этого предлагаю детям проверить, шуршат ли палочки сегодня? Показываю, дети повторяют движения, придумывают свои и отвечают-шуршат! Стучат? Стучат. А вот так? (Предлагаю какой-либо новый способ звукоизвлечения.) Таким образом, в процессе игры мы настраиваемся на коллективную творческую работу с палочками, повторяем известные приемы звукоизвлечения и находим или обучаемся новым приемам.
Игры разучиваем сразу по показу, я не делю на этапы: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Сразу проговариваю одновременно с движениями, дети повторяют и быстро запоминают текст.
Предлагаю нам провести несколько игр. Начинаем с простой игры.
Игра «Знакомство» Простучать палочками своё имя,разными приёмами игры на палочках.
Игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например: девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно, спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.
-Ножки, ножки, вы шагали?
-Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
-Ножки, ножки, вы бежали?
-Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в 2 раза быстрее
-Ножки, ножки, танцевали?
-Танцевали, танцевали! - удары палочкой крест- накрест им по полу
-Ножки, ножки, вы устали?
-Мы устали, мы устали! – каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках.
«Учим палочку танцевать»(играем с одной палочкой)
Цель: учить детей передавать не сложный ритмический рисунок.
-Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, для чего нужен ритм в музыке? Ритм-порядок во времени. Музыка – упорядоченное звучание звуков. Вся музыка записывается нотами. Можно заменить ритм? (Ответы) Можно. На другой ритм. Одну и ту же последовательность звуков можно исполнить в размере вальса или марша, в различной скорости чередования звуков, с изменением ритма и темпа. Мы даже разговариваем ритмично.
- Тише, тише, палка спит. Палка – палочка лежит.
(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)
- А теперь пора вставать,будет палочка плясать.
(хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня –ля-ля-ля, ля-ля-ля.
(стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)
Примечание: Ритм задает ведущий игры:
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.
Музыкальный руководитель:
-Мы играли с вами на деревянных палочках. Музыка украшает нашу жизнь красивыми звуками. Музыкальные инструменты - предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения. А теперь поиграем с вами в познавательную настольную игру лото.
«Музыкальные инструменты». Возможно, с некоторыми инструментами вы знакомы, а какие- то вы увидите впервые.
Правила игры. Участникам раздаются большие карточки, а ведущий из коробки достаёт маленькие карточки, называя изображённые на них музыкальные инструменты. Игрок, обнаруживающий названный инструмент на своей большой карточке, забирает карточку с таким же рисунком, закрывая на карточке соответствующее место. Первый, у кого все изображения карточки оказываются закрытыми маленькими карточками, побеждает.
Игра-лото «Музыкальные инструменты»
Музыкальный руководитель:
-А ещё можно слушать музыку,играть и танцевать сидя за столом. Хотите узнать как? Благодаря музыке в игре оживают различные образы.
ИГРА «ПЕРЧАТКИ – ОБРАЗЫ»
Гусеницы здороваются.
Соединяем одноимённые пальчики.
Гусеница танцует.
Отстукиваем ритм пальчиками по столу.
Гусеница может танцевать на одной ножке, на двух, трёх и т. д.
Может передвигаться по столу вправо, влево, вперёд, назад.
Можно «перепрыгивать» с ножки на ножку.
Если надеть две перчатки, гусеницы могут танцевать вдвоём.
«Дождик».
Знакомство с «легато» и «стаккато», с динамическими оттенками «форте», «пиано». Когда в музыке звучит «стаккато» - пальчики «прыгают, «легато» - «круги на воде» (водим всеми пальчиками по поверхности стола, не отрывая). «Рисуем круги на воде» всеми пальчиками (разводим пальцы в большой круг и затем сужаем их в щепоть, при этом руку нужно водить по столу вправо-влево, можно и рисовать каждым пальчиком по отдельности.
Музыкальный руководитель:
-А сейчас я проверю ваш слух. Мы поиграем в игру «Кто лучше слышит».
Цель игры: научить работать сообща, сосредотачиваясь на слуховой информации.
Дети делятся на две команды. Дети первой команды закрывают глаза и слушают. Дети из второй команды издают различные звуки: шуршат бумагой, стучат карандашом по столу, барабанят пальцами, звонят в колокольчик и т. д. Затем дети первой группы открывают глаза и по очереди перечисляют звуки, которые они услышали. Затем команды меняются местами. Можно усложнить правило игры. Одна ребёнок из команды проигрывает на музыкальном инструменте ритмический рисунок, а другой ребенок из другой команды должен найти инструмент и повторить партитуру.
Примечание: Важно, чтоб дети во время игры не разговаривали и издавали звуки по очереди.
Музыкальный руководитель:
-А теперь отгадайте загадку:
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре –президент! (Дирижер)
В нашем случае дирижёра можно заменить, используя компьютер или ноутбук и поиграть в интерактивную игру. На дворе лето! Прекрасная пора! Цветут цветы, ярко светит солнышко, стрекочут кузнечики, порхают бабочки. Да всего и не перечесть. А вы когда-нибудь играли в летний оркестр? В моем сундучке находятся инструменты
(треугольник, молоток, барабан, колокольчик, бубенцы) ими мы будем озвучивать летнее настроение.
Интерактивная игра «Летний оркестр»
- Как щедро льются эти звуки из необъятной вышины!
Я к ним протягиваю руки - ладони музыки полны.
Замрёт на миг и снова льётся живая тонкая струна.
И солнце ласково смеётся, и дышит радостно земля.
-Вот и завершилось наше с вами короткое путешествие в таинственный, чарующий мир звуков. Надеюсь, вам было интересно, и вы узнали нечто новое и получили заряд солнечного позитива.