Надежда Пшеничная
Мастер-класс «Метод моделирования. Лингвистические игры» (образовательная область «Коммуникация»)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 комбинированного вида
МАСТЕР – КЛАСС
Образовательная область «Коммуникация»
тема: «Реализация области «Коммуникация».
Метод моделирования. Лингвистические игры».
Подготовила и провела:
воспитатель
ПШЕНИЧНАЯ НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА
2013 год
Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".
М. Горький
Публикация «Мастер-класс „Метод моделирования, Лингвистические игры“ (образовательная область „Коммуникация“)» размещена в разделах
Цели проведения :
Распространение личного педагогического опыта по использованию лингвистических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас! Без речи нет ни сознания, ни самосознания (Л. С. Выготский)
Слово – это единица языка, выражающая понятие. Оно несёт смысловую нагрузку, существует лишь в определённом звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому, усвоение ребёнком нового слова идёт через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.
Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребёнком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познаёт мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь действительность.
Так ребёнок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуются его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.
Воспитание звуковой культуры речи является составной частью всей работы по развитию речи, определены задачи этого важного раздела работы:
• Формирование правильного звукопроизношения.
• Выработка дикции.
• Работа над правильным ударением.
• Работа над грамматической правильностью речи.
• Формирование темпа речи и качества голоса.
• Воспитание выразительности речи.
• Воспитание культуры речевого общения.
В работе с дошкольниками воспитателю помогают лингвистические игры.
Дети с желанием играют и в игре закрепляют и отрабатывают ранее полученные знания. Подбирая лингвистические игры, следует придерживаться следующих принципов:
• принцип занимательности – именно развлекательная функция игр создает атмосферу радости, комфортности, способствует созданию защитных механизмов, осуществлению мощной психоэмоциональной разрядки – и у ребенка возникают положительные эмоциональные ощущения. Чем больше ребенок получает положительных эмоций, тем увереннее, уютнее он ощущает себя в этих играх;
• принцип новизны - использование игрушек стимулируют ребенка не только использовать на практике полученные знания, но и стимулируют к приобретению новых знаний;
• принцип комплексности – решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи подразумевает планирование ее с учетом взаимодействия всех факторов, времени и формы проведения;
• принцип постепенной усложненности – т. е. ненавязчиво, а в игре ребенок поэтапно совершенствует свои действия.
Я предлагаю вашему вниманию несколько лингвистических игр на развитие звуковой культуры речи.
1.«Спрятался ловко в моём кулаке…»
Цель- развитие умения установить в слове определенный звук, его местоположение.
Оборудование – резиновый шарик с нарисованным на нём клоуном в шляпе.
Ход игры.
У воспитателя заранее приготовленный шарик, на котором нарисована фигура клоуна в большом колпаке (или другая интересная фигурка). Шарик дети не видели. Шарик в кулаке воспитателя.
- Спрятался ловко в моём кулаке
Маленький шарик в большом колпаке.
Ну-ка, сама на него погляжу.
Если хотите, и вам покажу.
Только сначала вам нужно назвать
Несколько слов со звуком «Л» в начале слова. Скажем, пять (лампа, лиса, лапа, лось, листок).
Дети называют слова со звуком «Л» в начале слова.
Несколько слов со звуком «М» в середине слова (самосвал, самокат, самолёт, камера, самовар,
Дети называют слова со звуком «М» в середине слова.
2. «Придумай слово»
Цель - развитие фонематического слуха, умение определять количество слогов в слове.
Оборудование – клубок шерстяных ниток, на конце – зафиксирована катушка для наматывания ниток.
Ход игры.
- Отгадайте загадку, ребята.
Катался колобком, пока не стал носком (клубок ниток)
Давайте поиграем с клубком ниток, пока он не стал носком!
Возьмите в руки клубок и придумайте слова со звуком «М», чтобы в них был один слог, два слога, три слога. Проговаривая слова, наматывайте клубок на катушку. А кто больше придумает слов, мы проверим по длине нитки.
После того, как ребёнок назвал слова, разматывается нитка и показывается её длина.
3. «Игра в слова»
Цель. - Учить подбирать нужное по смыслу слово.
Ход игры.
Я найду слова везде:
И на небе и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово!
- Давайте искать слова, ну, скажем на небе. А вот и корзинка, в которую каждый из вас положит «слова».
Передается корзинка одному из ребят, сидящему с краю, он «кладёт» в него «слово» (картинку, например, солнце) и передаёт корзинку соседу. Тот тоже кладёт своё «слово» и передаёт корзинку дальше.
- А на носу слова можно найти?
Дети кладут новые «слова» (очки, веснушки).
- А на лице?
(усы)
- А какие «слова» можно вынуть из борща?
(морковь, свёкла, картофель, капуста, мясо).
4. «Загадай рифму»
Цель - развитие умения образовывать рифму, развитие речи детей.
Материал: Красивые игрушки, предметы не очень большие и не очень маленькие.
Ход игры.
На столе лежат красивые игрушки и предметы. Игрушки не очень большие и не очень маленькие. Среди них могут оказаться предметы хорошо знакомые детям и эстетичные: большая шишка, платок и цветок; румяное яблоко и медвежонок; зайчик и котёнок;
собачка и мячик; Буратино и Арлекино; цветок и платок.
- Ребята, я взяла со стола два «слова».
А вы отгадайте, КАКУЮ РИФМУ Я ЗАГАДАЛА. Хорошо?
Беру медвежонка и шишку. (МИШКА – ШИШКА).
(ЦВЕТОК – ПЛАТОК, (БУРАТИНО – АРЛЕКИНО, (МЕШОК – ЛОСКУТОК).
Усложнение – ребёнок, молча, берёт игрушки, показывает детям, а они проговаривают рифму.
5. «Кузовок»
Цель - Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действия с его названием
Материал: корзинка, карточки с картинками 2-х видов: одни картинки на окончание слова на «ОК», другие – на разные окончания слова.
Залог мелкие игрушки у играющих детей.
Ход игры.
Дети садятся в круг. (На столе разложены карточки с картинками). По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка, он держит её, а дети в это время говорят слова:
- Вот тебе кузовок.
- Клади в него, что на - «ОК».
- Обмолвишься – отдашь залог.
Ребё нок отвечает: «Я положу в кузовок … и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.). Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибётся, кладёт в кузовок залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством воспитателя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.).
6. «Подбери нужное слово»
Цель: Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.
Оборудование: магнитная доска с магнитами.
Материал: карточки, на которых написаны слова (ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ).
Ход игры.
Воспитатель читает стихотворение. Дети должны выбрать из слов, близких по звуковому составу нужное слово в соответствии с данным определением понятия.
Я опять задачу дам – всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?
Что построили с тобой?
На крючок в реке попал?
Может всё, хоть ростом мал?
( Слова - ответы : ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)
Можно использовать картинки с изображением слов-подсказок.
7.«ЛОВУШКА»
Цель: Умение услышать в слове определённый звук, развитие внимания, координации.
Ход игры.
Дети сидят в кругу. Правая рука ребёнка лежит, ладошкой вверх, на левой руке товарища справа, а левая рука – под правой рукой товарища слева. Читается считалка.
-Летела птица по небу и говорила слова на звук «А» в начале слова (АНАНАС). На ком остановились, тот придумывает слово на звук «А». Проговаривая слово по слогам, ребёнок хлопает ладошкой правой руки по ладошке левой руки товарища, сидящего справа. Ребёнок, на ком заканчивается слово, при проговаривании последнего звука в слове, должен отдёрнуть свою руку.
Используемая литература.
• Ткаченко Т. А. : Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
• В. И. Селивёрстов; : «Речевые игры с детьми»; «Владос»; Москва, 1994г.
• Н. В. Микляева; «Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста»; Айрис Пресс дидактика; Москва, 2007г.
• Н. Пикулева: «Слово на ладошке» : «Новая школа» : Москва 1997г.