Папки-передвижки

Мастер-класс «Снижение уровня тревожности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методом арт-терапии»

Марина Аликаева
Мастер-класс «Снижение уровня тревожности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методом арт-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс на тему : «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методами арт-терапии».

В современных условиях деятельность педагогических работников насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большой объем информации, возрастающие требования к организации учебновоспитательной деятельности, предельно высокая ответственность, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки руководства и коллег, необходимость быть все время в «форме».

Публикация «Мастер-класс „Снижение уровня тревожности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методом арт-терапии“» размещена в разделах

Профессиональное выгорание «является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей вследствие того, что ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».

В современных условиях деятельность педагогических работников насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большой объем информации, возрастающие требования к организации учебновоспитательной деятельности, предельно высокая ответственность, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки руководства и коллег, необходимость быть все время в «форме».

Профессиональное выгорание «является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей вследствие того, что ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».

План профилактического мероприятия:

1. Выявление стадии профессионального выгорания в педагогическом коллективе.

2. Проведение специальных упражнений по арт-терапии в рабочем коллективе.

3. Заключительная часть. Отношение участников занятия к проведенным с ними упражнениям и играм арт-терапии. Высказывание мнений, пожеланий, предложений.

Поскольку педагогическое выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому предлагаем различные арт-терапевтические техники и упражнения для профилактики профессионального выгорания.

Цель: Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в педагогическом коллективе. Укрепление психологического здоровья, развитие профессионального самосознания, индивидуально личностных и профессионально важных качеств.

Задачи: 1. Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования.

2. Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния.

3. Гармонизировать отношения внутри коллектива.

Методы :

Арт-терапевтическая деятельность.

Предшествующая работа : Диагностика педагогов «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест). Опросник Шпалинского и Шелеста. Диагностика психологического климата в малой группе

ТЕСТ

Ф. И. О. оцениваемого ___

Возраст (полных лет) ___

Должность ___

Подразделение ___

Дата заполнения ___

Инструкция Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них – своеобразный параметр психологического климата в коллективе. В двух колонках представлены суждения, соответствующие противоположным признакам психологического климата.

Между данными антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе. Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков. Укажите оценку, наиболее соответствующую ситуации в вашем коллективе (группе). Тестовое задание

№ Признак психологического климата

Шкала оценки

Признак психологического климата

1

Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег

5–4–3–2–1

Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости

2

Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом

5–4–3–2–1

Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению

3

Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении

5–4–3–2–1

Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения

4 Успехи каждого из нас искренне 5–4–3–2–1 Успех почти любого из нас может

№ Признак психологического климата

Шкала оценки

Признак психологического климата

радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти

вызвать болезненную реакцию окружающих

5

В нашем коллективе новичок, скорее всего, встретит доброжелательность и радушие

5–4–3–2–1

В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком

6

В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах

5–4–3–2–1

В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого

7

Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно

5–4–3–2–1

В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно

8

У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами

5–4–3–2–1

Многие из нас предпочитают «свое носить в себе»

9

Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций

5–4–3–2–1

Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями

10

Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и перед всем коллективом

5–4–3–2–1

Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем

11

Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений

5–4–3–2–1

У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов

12

Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление

5–4–3–2–1

Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает

13

В нашем коллективе гласность – это норма жизни

5–4–3–2–1

До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко

Итого баллов:

Спасибо!

Ключ для опросника Шпалинского и Шелеста для диагностики психологического климата в малой группе Описание

Диагностика психологического климата в малой производственной группе В. В. Шпалинского и Э. Г. Шелеста позволяет сделать общую оценку климата в коллективе, выявить негативные факторы, мешающие работе, и их причины.

Интерпретация результата

Итоговые показатели психологического климата по данной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов:

• высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42–65 баллов; • средней благоприятности – 31–41 балл; • незначительной благоприятности – 20–30 баллов.

Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.

ХОД:

1. Выявление стадии профессионального выгорания в педагогическом коллективе. Подведение итогов анкетирования. У 83 % педагогов, принимающих участие в выявлении психологического климата по методике «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест) выявлен высокий благоприятный психологический климат, у 17 % - средний психологический климат. Исходя из данных проведенной методики, был сделан вывод, что данный педагогический коллектив не нуждается в коррекции психологического климата внутри него. Для предотвращения снижения уровня психологического климата внутри педагогического коллектива, было решено проведение профилактического мероприятия «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии».

2. Проведение специальных упражнений по арт-терапии в рабочем коллективе.

Упражнение «Приветствие» Цель: формирование навыков сотрудничества. Инструкция: задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка – плечами, если три хлопка – спинами.

Упражнение «Знакомство» Цель: снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении. Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Участники встают в круг. Каждый участник по очереди сделает шаг вперед, и не произнося своего имени, делает какой - либо жест или движение. После этого по сигналу ведущего все делают шаг к центру и повторят движение представляющего себя педагога. При этом сам участник не двигается и молча наблюдает.

Упражнение «Начальник и подчиненный» Цель: прояснение отношения к работе, определение психологического климата в коллективе. Инструкция: Один участник руководит действиями другого: говорит, какие использовать материалы или краски, что и как изображать, какое дать название работе. Затем участники меняются ролями. Участники делятся на пары. Предлагается нарисовать «Аквариум» и «Земной шар» Один из участников пары даёт пошаговые инструкции другому.

Упражнение «Линейность времени» Цель: развитие умений анализировать свои занятия и более грамотно распределять свое время. Инструкция: нарисовать линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками. Задачи: • Анализ своих основных профессиональных вех, профессиональных успех и неудач; • Анализ своих пожеланий о распределении времени; • Поиск решений для более успешной реализации своих пожеланий; • План внедрения изменений в жизнь.

Подготовительный этап. Сначала необходимо рассказать о задании «Линейность времени», которое предстоит выполнить. Далее спрашиваем, как и чем это задание может нам помочь. Педагоги выдвигают различные предположения, после подведения итогов размышлений, можно перейти к выполнению задания.

Основная часть. Предлагаем педагогам вспомнить все свои основные профессиональные вехи, профессиональные успехи и неудачи. Если нужно, педагоги могут составить списки, чтобы ничего не забыть. Далее, предлагаем нарисовать линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками.

У педагога есть полная свобода в изображении линии времени, строгих правил нет, можно использовать различные символы, надписи, цвета. Все, что захочется внести и использовать. Рисунок должен вызывать у педагога приятное впечатление, желание с ним работать (10-15 минут) Затем происходит обсуждение работ каждого (можно в парах или тройках) по 35 минут на человека. Затем, предлагаем отметить на линии времени свои будущие профессиональные успехи. Затем, снова происходит обсуждение работ каждого (можно в парах или тройках) по 3-5 минут на человека.

Можно обратиться к такому приему, как Создание психокоррекционной сказки: Всем желающим предлагается создать сказку.

Для начала каждому необходимо: 1) подобрать героя, близкого по полу, возрасту и характеру человека; 2) разместить его на любое понравившееся место на столе; 3) потом описывать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы клиент нашел сходство со своей жизнью; 4) затем ведущий предлагает поместить героя в проблемную ситуацию и приписать ему реальные переживания человека; 5) далее герой начинает искать выход из создавшегося положения или ситуация углубляется и приводится к логическому негативному концу, что тоже подталкивает героя к изменениям. Пример: на столе находится макет леса, гор, деревьев. * Представьте, что вы все животные. * Выберите из набора фигурок то животное, которое вам ближе или больше всего понравилось. * Поставьте себя (фигурка выбранного животного) в любое место на столе. * Вы сейчас в красивой стране, где все животные дружат и наслаждаются жизнью. * Но вдруг налетел сильный ветер и свалил высокие деревья. Ими завалило часть животных. * Другие животные бросились им на помощь. С помощью своего животного окажите помощь другим. * Все спасены. * А теперь вы – опять люди, но каждый помнит, кого из вас спасли. * Поблагодарите своего спасителя, как человек. Важно, что ведущий может показать ситуацию с разных сторон, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.

Заключительный этап. В конце занятия обсуждаем с педагогами полученные результаты, спрашивает о мыслях и эмоциях, которые возникли в процессе выполнения задания (в общем круге, по 1 мин на человека). 3. Заключительная часть

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: налаживание дружного отношения. Инструкция: Педагоги сидят. Ведущий подходит к одному из них и хлопает в ладони. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему, игра продолжается до тех пор, пока не будут охвачены все.

Упражнение «Рефлексия» Цель: подведение итогов занятия. Инструкция: Давайте с вами встанем в круг, и будем передавать мяч друг другу. Тот, у кого в руках будет мяч, должен сказать, что ему сегодня понравилось, что нет и какое у него сейчас самочувствие. Можно высказать свои пожелания и предложения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАСТРОЙКИ НА ЗАНЯТИЕ

Предлагаемые упражнения предполагают освоение разных изобразительных материалов и способов работы, способствуют проявлению спонтанности, позволяющей снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования и переключиться на образное мышление. Кроме того, они настраивают на изобразительную работу, развивают воображение и творческие способности, помогают в установлении доверительных отношений между участниками группового процесса.

«Каракули»

Инструкция.

Позволить карандашу или шариковой ручке двигаться спонтанно, без какой-либо цели и замысла. Это своего рода «прогулка карандаша по бумаге». Можно использовать различные цвета – поочередно или одновременно.

«Глиняные каракули»

Инструкция.

Выполнить любую глиняную фигурку (на ее задней части сделать отметку авторства). Передать следующему участнику по кругу, который будет работать с ней в течение 1 минуты. В нее можно вносить изменения, но не ломать и не переделывать до неузнаваемости. Передача по кругу продолжается до тех пор, пока к каждому автору не вернется его фигурка. Далее можно обсудить чувства, возникшие в процессе занятия, принятие или неприятие изменения первичного образа фигурки и коллективное авторство.

«Вырезанные формы»

Инструкция.

Начертить любую фигуру, затем вырезать ее и создать на пространстве вырезанной фигуры изображение. Повторить то же самое, используя другую фигуру.

«Рисунок на свободную тему»

Инструкция.

Выполнить рисунок на свободную тему, затем в рамках группового обсуждения рассказать о нем. Рисунок выполняется в течение 15–20 минут. Необходимо воздержаться от анализа и оценок с тем, чтобы люди могли почувствовать себя свободными для самовыражения.

«Знакомство»

Инструкция.

Представить себя группе в любой художественной форме, не прибегая к словам.

«Ассоциации с цветом»

Инструкция.

Высказать свои ассоциации различных ситуаций или явлений с тем или иным цветом. Например: типы людей, отношения между людьми, между руководителем и подчиненными и т. д.

«Общий танец»

Инструкция.

Придумать и одновременно выполнить танцевальное движение и звук, затем своим движением и звуком обменяться в парах, в четвертках и т. д.

На заключительном этапе все движения и звуки, предварительно разученные участниками, объединяются в общий танец, мелодию и исполняются.

Публикации по теме:

«Кошелечки для детей». Мастер-класс методом оригами«Кошелечки для детей». Мастер-класс методом оригами "В кармане держу я для денежки домик Но денежка эта свой домик не помнит- Сегодня лежит она в доме своем, А завтра ее в магазин отдаем.

«Курочка» Складывание из бумаги, методом оригами. Мастер-класс.«Курочка» Складывание из бумаги, методом оригами. Мастер-класс. Доброе время суток, дорогие Маамовцы! Вашему вниманию хочу предложить совместную деятельность с детьми средней группы. Методом оригами мы.

Мастер-класс по рисованию нетрадиционным методом «Радуга»Мастер-класс по рисованию нетрадиционным методом «Радуга» В начале учебного года (ноябре) мне было сказано, что в нашем ДОО будет проходить районное метод. объединение воспитателей по художественно.

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Комплекс релаксационных упражнений на снижение тревожности ребенка Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных.

Мастер-класс по аппликации «Берёза в осеннем наряде» методом торцеванияМастер-класс по аппликации «Берёза в осеннем наряде» методом торцевания Как приятно позаниматься с детишками чем-то интересным и полезным. Это занятие будет полезно для детей, ведь такая кропотливая работа развивает.

Мастер-класс по изготовлению гвоздик методом оригамиМастер-класс по изготовлению гвоздик методом оригами В преддверии праздника Дня Победы я хочу предоставить Вашему вниманию изготовление гвоздики методом оригами. Такие гвоздики можно изготовить.

Мастер-класс по изготовлению панно методом квиллинг «Воспоминание о лете»Мастер-класс по изготовлению панно методом квиллинг «Воспоминание о лете» Лето- прекрасная пора для отдыха, для наблюдения и восхищения окружающим миром. Мы решили все увиденное отразить в нашей работе,выполненную.

Мастер-класс по рисованию методом тычка «Осенние листья»Мастер-класс по рисованию методом тычка «Осенние листья» Мастер-класс для детей дошкольного возраста, по рисованию нетрадиционным способом методом "тычка". Тема: «Осенние листья» Цель: рисование.

Мастер-класс «Знакомство с методом фрактального рисования»Мастер-класс «Знакомство с методом фрактального рисования» Цель: диагностика и коррекция психоэмоционального и физиологического состояния детей (от 5 лет и старше). Форма проведения. С детьми старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Снижение уровня тревожности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методом арт-терапии»
Опубликовано: 20 января 2021 в 16:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Снижение уровня тревожности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методом арт-терапии»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Аликаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД