Марина Аликаева
Мастер-класс «Снижение уровня тревожности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методом арт-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему : «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методами арт-терапии».
В современных условиях деятельность педагогических работников насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большой объем информации, возрастающие требования к организации учебновоспитательной деятельности, предельно высокая ответственность, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки руководства и коллег, необходимость быть все время в «форме».
Темочки:
Профессиональное выгорание «является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей вследствие того, что ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».
В современных условиях деятельность педагогических работников насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большой объем информации, возрастающие требования к организации учебновоспитательной деятельности, предельно высокая ответственность, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки руководства и коллег, необходимость быть все время в «форме».
Профессиональное выгорание «является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей вследствие того, что ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».
План профилактического мероприятия:
1. Выявление стадии профессионального выгорания в педагогическом коллективе.
2. Проведение специальных упражнений по арт-терапии в рабочем коллективе.
3. Заключительная часть. Отношение участников занятия к проведенным с ними упражнениям и играм арт-терапии. Высказывание мнений, пожеланий, предложений.
Поскольку педагогическое выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому предлагаем различные арт-терапевтические техники и упражнения для профилактики профессионального выгорания.
Цель: Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в педагогическом коллективе. Укрепление психологического здоровья, развитие профессионального самосознания, индивидуально личностных и профессионально важных качеств.
Задачи: 1. Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования.
2. Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния.
3. Гармонизировать отношения внутри коллектива.
Методы :
Арт-терапевтическая деятельность.
Предшествующая работа : Диагностика педагогов «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест). Опросник Шпалинского и Шелеста. Диагностика психологического климата в малой группе
ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого ___
Возраст (полных лет) ___
Должность ___
Подразделение ___
Дата заполнения ___
Инструкция Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них – своеобразный параметр психологического климата в коллективе. В двух колонках представлены суждения, соответствующие противоположным признакам психологического климата.
Между данными антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе. Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков. Укажите оценку, наиболее соответствующую ситуации в вашем коллективе (группе). Тестовое задание
№ Признак психологического климата
Шкала оценки
Признак психологического климата
1
Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег
5–4–3–2–1
Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости
2
Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом
5–4–3–2–1
Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению
3
Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении
5–4–3–2–1
Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения
4 Успехи каждого из нас искренне 5–4–3–2–1 Успех почти любого из нас может
№ Признак психологического климата
Шкала оценки
Признак психологического климата
радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти
вызвать болезненную реакцию окружающих
5
В нашем коллективе новичок, скорее всего, встретит доброжелательность и радушие
5–4–3–2–1
В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком
6
В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах
5–4–3–2–1
В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого
7
Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно
5–4–3–2–1
В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно
8
У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами
5–4–3–2–1
Многие из нас предпочитают «свое носить в себе»
9
Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций
5–4–3–2–1
Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями
10
Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и перед всем коллективом
5–4–3–2–1
Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем
11
Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений
5–4–3–2–1
У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов
12
Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление
5–4–3–2–1
Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает
13
В нашем коллективе гласность – это норма жизни
5–4–3–2–1
До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко
Итого баллов:
Спасибо!
Ключ для опросника Шпалинского и Шелеста для диагностики психологического климата в малой группе Описание
Диагностика психологического климата в малой производственной группе В. В. Шпалинского и Э. Г. Шелеста позволяет сделать общую оценку климата в коллективе, выявить негативные факторы, мешающие работе, и их причины.
Интерпретация результата
Итоговые показатели психологического климата по данной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов:
• высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42–65 баллов; • средней благоприятности – 31–41 балл; • незначительной благоприятности – 20–30 баллов.
Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.
ХОД:
1. Выявление стадии профессионального выгорания в педагогическом коллективе. Подведение итогов анкетирования. У 83 % педагогов, принимающих участие в выявлении психологического климата по методике «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест) выявлен высокий благоприятный психологический климат, у 17 % - средний психологический климат. Исходя из данных проведенной методики, был сделан вывод, что данный педагогический коллектив не нуждается в коррекции психологического климата внутри него. Для предотвращения снижения уровня психологического климата внутри педагогического коллектива, было решено проведение профилактического мероприятия «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии».
2. Проведение специальных упражнений по арт-терапии в рабочем коллективе.
Упражнение «Приветствие» Цель: формирование навыков сотрудничества. Инструкция: задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка – плечами, если три хлопка – спинами.
Упражнение «Знакомство» Цель: снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении. Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Участники встают в круг. Каждый участник по очереди сделает шаг вперед, и не произнося своего имени, делает какой - либо жест или движение. После этого по сигналу ведущего все делают шаг к центру и повторят движение представляющего себя педагога. При этом сам участник не двигается и молча наблюдает.
Упражнение «Начальник и подчиненный» Цель: прояснение отношения к работе, определение психологического климата в коллективе. Инструкция: Один участник руководит действиями другого: говорит, какие использовать материалы или краски, что и как изображать, какое дать название работе. Затем участники меняются ролями. Участники делятся на пары. Предлагается нарисовать «Аквариум» и «Земной шар» Один из участников пары даёт пошаговые инструкции другому.
Упражнение «Линейность времени» Цель: развитие умений анализировать свои занятия и более грамотно распределять свое время. Инструкция: нарисовать линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками. Задачи: • Анализ своих основных профессиональных вех, профессиональных успех и неудач; • Анализ своих пожеланий о распределении времени; • Поиск решений для более успешной реализации своих пожеланий; • План внедрения изменений в жизнь.
Подготовительный этап. Сначала необходимо рассказать о задании «Линейность времени», которое предстоит выполнить. Далее спрашиваем, как и чем это задание может нам помочь. Педагоги выдвигают различные предположения, после подведения итогов размышлений, можно перейти к выполнению задания.
Основная часть. Предлагаем педагогам вспомнить все свои основные профессиональные вехи, профессиональные успехи и неудачи. Если нужно, педагоги могут составить списки, чтобы ничего не забыть. Далее, предлагаем нарисовать линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками.
У педагога есть полная свобода в изображении линии времени, строгих правил нет, можно использовать различные символы, надписи, цвета. Все, что захочется внести и использовать. Рисунок должен вызывать у педагога приятное впечатление, желание с ним работать (10-15 минут) Затем происходит обсуждение работ каждого (можно в парах или тройках) по 35 минут на человека. Затем, предлагаем отметить на линии времени свои будущие профессиональные успехи. Затем, снова происходит обсуждение работ каждого (можно в парах или тройках) по 3-5 минут на человека.
Можно обратиться к такому приему, как Создание психокоррекционной сказки: Всем желающим предлагается создать сказку.
Для начала каждому необходимо: 1) подобрать героя, близкого по полу, возрасту и характеру человека; 2) разместить его на любое понравившееся место на столе; 3) потом описывать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы клиент нашел сходство со своей жизнью; 4) затем ведущий предлагает поместить героя в проблемную ситуацию и приписать ему реальные переживания человека; 5) далее герой начинает искать выход из создавшегося положения или ситуация углубляется и приводится к логическому негативному концу, что тоже подталкивает героя к изменениям. Пример: на столе находится макет леса, гор, деревьев. * Представьте, что вы все животные. * Выберите из набора фигурок то животное, которое вам ближе или больше всего понравилось. * Поставьте себя (фигурка выбранного животного) в любое место на столе. * Вы сейчас в красивой стране, где все животные дружат и наслаждаются жизнью. * Но вдруг налетел сильный ветер и свалил высокие деревья. Ими завалило часть животных. * Другие животные бросились им на помощь. С помощью своего животного окажите помощь другим. * Все спасены. * А теперь вы – опять люди, но каждый помнит, кого из вас спасли. * Поблагодарите своего спасителя, как человек. Важно, что ведущий может показать ситуацию с разных сторон, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
Заключительный этап. В конце занятия обсуждаем с педагогами полученные результаты, спрашивает о мыслях и эмоциях, которые возникли в процессе выполнения задания (в общем круге, по 1 мин на человека). 3. Заключительная часть
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: налаживание дружного отношения. Инструкция: Педагоги сидят. Ведущий подходит к одному из них и хлопает в ладони. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему, игра продолжается до тех пор, пока не будут охвачены все.
Упражнение «Рефлексия» Цель: подведение итогов занятия. Инструкция: Давайте с вами встанем в круг, и будем передавать мяч друг другу. Тот, у кого в руках будет мяч, должен сказать, что ему сегодня понравилось, что нет и какое у него сейчас самочувствие. Можно высказать свои пожелания и предложения.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАСТРОЙКИ НА ЗАНЯТИЕ
Предлагаемые упражнения предполагают освоение разных изобразительных материалов и способов работы, способствуют проявлению спонтанности, позволяющей снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования и переключиться на образное мышление. Кроме того, они настраивают на изобразительную работу, развивают воображение и творческие способности, помогают в установлении доверительных отношений между участниками группового процесса.
«Каракули»
Инструкция.
Позволить карандашу или шариковой ручке двигаться спонтанно, без какой-либо цели и замысла. Это своего рода «прогулка карандаша по бумаге». Можно использовать различные цвета – поочередно или одновременно.
«Глиняные каракули»
Инструкция.
Выполнить любую глиняную фигурку (на ее задней части сделать отметку авторства). Передать следующему участнику по кругу, который будет работать с ней в течение 1 минуты. В нее можно вносить изменения, но не ломать и не переделывать до неузнаваемости. Передача по кругу продолжается до тех пор, пока к каждому автору не вернется его фигурка. Далее можно обсудить чувства, возникшие в процессе занятия, принятие или неприятие изменения первичного образа фигурки и коллективное авторство.
«Вырезанные формы»
Инструкция.
Начертить любую фигуру, затем вырезать ее и создать на пространстве вырезанной фигуры изображение. Повторить то же самое, используя другую фигуру.
«Рисунок на свободную тему»
Инструкция.
Выполнить рисунок на свободную тему, затем в рамках группового обсуждения рассказать о нем. Рисунок выполняется в течение 15–20 минут. Необходимо воздержаться от анализа и оценок с тем, чтобы люди могли почувствовать себя свободными для самовыражения.
«Знакомство»
Инструкция.
Представить себя группе в любой художественной форме, не прибегая к словам.
«Ассоциации с цветом»
Инструкция.
Высказать свои ассоциации различных ситуаций или явлений с тем или иным цветом. Например: типы людей, отношения между людьми, между руководителем и подчиненными и т. д.
«Общий танец»
Инструкция.
Придумать и одновременно выполнить танцевальное движение и звук, затем своим движением и звуком обменяться в парах, в четвертках и т. д.
На заключительном этапе все движения и звуки, предварительно разученные участниками, объединяются в общий танец, мелодию и исполняются.